г. Хабаровск |
|
15 августа 2018 г. |
А73-5382/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива": Климова Е.П. представитель по доверенности от 16.04.2018;
от комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 25.05.2018 по делу N А73-5382/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива"
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива" (ОГРН 1082721446983, ИНН 2721163502, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным предписание от 26.03.2018 N П2018-06-0050 об устранении выявленных нарушений комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - комитет)
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2018 по делу N А73-5382/2018 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25.05.2018 по делу N А73-5382/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы комитет ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2018 по делу N А73-5382/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Общество на основании лицензии от 03.04.2015 N 027-000001 и типовых договоров на управление многоквартирным домом, заключенных с собственниками жилых помещений, осуществляет функции управляющей организации по обслуживанию, по содержанию, текущему ремонту многоквартирных жилых домов, в том числе по договору от 01.12.2008 N 12 управления многоквартирным домом N 54 по ул. Шеронова.
При этом пунктом 3.2.8 договора от 01.12.2008 N 12 предусмотрено, что управляющая организация имеет право изменять размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, платы за управление МКД, дополнительных платных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 4.2 договора также предусмотрено, что на момент заключения договора плата за услуги по содержанию и ремонту в рамках настоящего договора устанавливается в соответствии с постановлением мэра г.Хабаровска и составляет - 21,47 руб. /кв. м в месяц. Размер платы за услуги по содержанию и ремонту по настоящему договору определяется в соответствии с изменениями в действующем законодательстве.
Из пункта 7 протокола общего собрания собственников помещений этого дома от 01.12.2008 видно, что при выборе управляющей организации собственники жилых помещений на общем собрании в форме заочного голосовании определили размер платы на содержание и ремонт жилых помещений, установленным для нанимателей по действующему постановлению мэра г. Хабаровска.
В дальнейшем, общим собранием собственников помещений этого дома от 25.12.2010 принято решение индексировать действующий размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД с 01 января каждого года, но не более показателя инфляции услуг ЖКХ, рассчитываемого Минэкономразвития России ежегодно.
Из материалов дела следует, что в последующих периодах (2011-2017 годах) размер платы по содержанию и ремонту этого дома периодически (ежегодно) изменялся в динамике повышения.
Собственник квартиры в доме N 54 по ул. Шеронова обратился о повышении тарифов управляющей компанией на содержание и ремонт помещений без решения собрания собственников жилых помещений.
Распоряжением комитета от 22.01.2018 N 407-р назначено проведение внеплановой выездной проверки ООО "Жилищная инициатива". В ходе проверки, оформленной актом от 26.03.2018 N П2018-06-0050, комитетом установлено, что ООО "Жилищная инициатива" начисление платы за содержание и ремонт жилья МКД N 54 производилось:
в 2010 году в размере 27,98 руб. /кв. м - в соответствии с постановлением Администрации города Хабаровска от 31.12.2009 N 4753;
в 2011 году в размере 31,37 руб. /кв. м - проиндексирован на уровень инфляции 10% с 01.01.2011, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960;
в 2012 году в размере 31,37 руб. /кв. м - без изменения;
в 2013 году в размере 33,1 руб. /кв. м - проиндексирован на уровень инфляции 5,5% с 01.01.2013 (Федеральный закон N 357-ФЗ от 13.12.2010);
в 2014 году в размере 34,2 руб. /кв. м - проиндексирован на уровень инфляции 5% с 01.01.2014 (Федеральный закон N 216-ФЗ от 03.12.2012); с сентября 2014 года в размере 30,70 руб. /кв. м - исключена плата за капитальный ремонт;
в 2015 года в размере 32,08 руб. /кв. м - проиндексирован на уровень инфляции 4,5% с 01.01.2015 (Федеральный закон N 349-ФЗ от 02.12.2013);
в 2016 году в размере 33,52 руб. /кв. м - на основании Федерального закона N 359-ФЗ от 14.12.2015 произошло изменение размера платы на 4,5%;
в 2017 году в размере 34,86 руб. /кв. м - проиндексирован на уровень инфляции 4% с 01.01.2017 (Федеральный закон N 384-ФЗ от 01.12.2014);
в 2018 году в размере 34,86 руб. /кв. м - без изменения.
По результатам проверки комитет пришел к выводу о неправомерном повышении размера платы с 2011 года по 2018 год за услуги по содержанию и ремонту жилья ООО "Жилищная инициатива", принимая во внимание отсутствие решения общего собрания собственников помещений в МКД N 54 по вопросу изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с 2011 года по 2018 год включительно, а также учитывая императивное требование ч. 7 ст. 156 ЖК РФ. Это является нарушением требований ч. 7 ст. 156, ч. 2 ст. 162, п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, п. 31 Правил N 491.
Комитетом в ООО "Жилищная инициатива" вынесено предписание от 26.03.2018 N П2018-06-0050 (л.д.35), в котором указано выявленное выше нарушение и требование о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 30.04.2018.
Не согласившись с предписанием надзорного органа, ООО "Жилищная инициатива" обратилось в арбитражный суд, который признал недействительным оспоренное предписание, правильно руководствуясь статьями 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
Из буквального толкования пункта 4 решения общего собрания собственников МКД от 25.02.2010 не следует, что собственниками был утвержден конкретный размер платы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, который впоследствии подлежал индексированию на уровень инфляции, учитывая, что он уже изменялся в период 2008-2010 годах. Это не подтверждает принятие общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении именно с января 2011 года ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового порядка размера платы. Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
Из содержания оспоренного предписания следует требование надзорного органа применять тарифы по оплате за содержание и ремонт жилья в размере, действовавшем в соответствии с договором на управление домом от 01.12.2008 N 12, то есть в размере 21,47 руб. /кв. м в месяц.
Между тем, согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Судом первой инстанции верно установлено, что примененные управляющей организацией ежегодно фактические размеры платы не превышали установленные размеры соответствующими постановлениями администрации г.Хабаровска на эти же периоды (постановления от 12.01.2011 N 74, от 28.04.2012 N 1711, от 30.12.2013 N 5549, от 03.12.2014 N 5264, от 29.12.2015 N 4490, от 27.12.2016 N 4633, от 18.12.2017 N 4204). Это не противоречит части 4 статьи 158 ЖК РФ и не опровергнуто комитетом.
Предписание не является исполнимым, так как при перерасчете тарифа на уровне декабря 2008 года, то есть по 21,47 руб. /кв. м, комитет обязывает применять тариф ниже установленных указанных постановлений администрации г. Хабаровска.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о противоречии предписания части 4 статьи 158 ЖК РФ и нарушении им прав ООО "Жилищная инициатива" в осуществлении экономической деятельности в качестве управляющей организации.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.05.2018 по делу N А73-5382/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.