г. Вологда |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А05-12630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от акционерного общества "Котласский электромеханический завод" Кузнецова А.Ф. по доверенности от 19.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Котласский электромеханический завод" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 декабря 2017 года по делу N А05-12630/2017 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
муниципальное предприятие "Горводоканал" (место нахождения: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. Некрасова, д. 2; ОГРН 1022901027225, ИНН 2904002069; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявление к акционерному обществу "Котласский электромеханический завод" (место нахождения: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. Кузнецова, д. 20; ОГРН 1102904000220, ИНН 2904021840; далее - Общество) о взыскании 885 374 руб. 25 коп., в том числе 767 133 руб. 42 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации за II и IV кварталы 2015 года на основании договора 01.01.2012 N 347 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и 118 240 руб. 83 коп. неустойки, начисленной за период с 16.03.2016 по 19.09.2017 (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- истцом постоянно нарушаются графики отбора проб;
- ответчик не уведомлен об отборе проб, что нарушает право абонента на отбор параллельной пробы.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражало. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 01.01.2012 Предприятие (организация) и Общество (абонент) заключили договор N 347 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.
В соответствии с пунктами 2.2, 3.3 договора организация взяла на себя обязанность обеспечить абонента питьевой водой и принимать от его объектов в канализацию сточные воды круглосуточно по второму выпуску диаметром 250 мм в объеме установленного лимита в количестве 12 441 куб.м в месяц, 49 292 куб.м в год, соответствующих по составу и объему загрязняющих веществ условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации Предприятия.
Согласно пункту 6.1 договора оплата за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации производится за общий объем фактически сброшенных сточных вод и фактическую массу сброшенных загрязняющих веществ на основании условий договора и является платой за прием, транспортировку и очистку сточных вод, складирование (размещение) образовавшегося ила, а также за сброс сточных вод после очистки. Величина оплаты определяется как сумма платы за сброс сточных вод в пределах установленных нормативов водоотведения по объему и составу (качеству) и платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающей установленные нормативы водоотведения по объему и (или) составу (качеству).
В пункте 6.4 договора предусмотрено, что расчеты за прием сточных вод сверх установленных лимитов водоотведения и нормативов сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном постановлением администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па.
Пунктом 6.5 договора предусмотрено, что расчетный период за прием (сброс) сточных вод сверх установленных лимитов водоотведения и нормативов сброса загрязняющих веществ определяется в 30 банковских дней со дня направления абоненту платежного документа с приложением к нему расчета фактического количества загрязняющих веществ и объема сточных вод, сбрасываемых в системы канализации.
Стороны в приложении 2 к договору определили, что местом отбора проб будут являться контрольные канализационные колодцы N 1 и 2.
Представителем Предприятия совместно с представителем Общества 31.03.2015 отобраны пробы в контрольных канализационных колодцах, о чем составлен акт отбора.
Анализ отобранных проб сточных вод по количественным и химическим показателям показал превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, что следует из протокола от 03.04.2015 N 6 количественного химического анализа воды.
Для внесения платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ истец выставил ответчику счет-фактуру от 31.03.2015 N 1467 (исправление N 1 от 10.09.2015) на сумму 870 084 руб. 60 коп.
Общество не согласилось оплачивать выставленный счет, в связи с чем Предприятие обратилось в суд с требованием о взыскании указанной суммы, которое решением от 27.01.2016 по делу N А05-14624/2015 удовлетворено в полном объеме.
Согласно служебной записке работников Предприятия Шаньгиной Ю.В. и Козицыной Е.Е. 22.04.2015 они выехали с целью проведения очередного отбора проб, однако пробы не отобраны, поскольку ответчик не обеспечил доступ к контрольным канализационным колодцам.
Представителем Предприятия совместно с представителем Общества 30.09.2015 вновь отобраны пробы в контрольных канализационных колодцах, о чем составлен акт отбора N 17.
Согласно протоколу от 06.10.2015 N 17 количественного химического анализа воды в отобранных пробах обнаружено превышение предельных допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Для внесения платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ по результатам отбора проб от 30.09.2015 Предприятие выставило Обществу счет-фактуру от 30.09.2015 N 4029 на сумму 75 428 руб. 17 коп.
Предприятие 31.12.2015 вновь направило своих работников для отбора проб в контрольных канализационных колодцах, однако отбор проб не осуществлен.
Как указано в акте, составленном работниками Предприятия Верховинским В.Н., Козицыной Е.Е. и Шаньгиной Ю.В., абонент не явился на место отбора, не обеспечил доступ к канализационным колодцам.
Предприятие 31.01.2016 выставило Обществу счет-фактуру N 315 на сумму 663 965 руб. 75 коп. на внесение платы за сверхнормативный сброс сточных вод за II квартал 2015 года, а также счет-фактуру N 316 на сумму 103 167 руб. 67 коп. на внесение платы за сверхнормативный сброс сточных вод за IV квартал 2015 года.
Поскольку ответчик выставленные счета-фактуры от 31.01.2016 N 315 и 316 не оплатил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
При этом порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Гражданско-правовые отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2013, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), действующими с 14.08.2013.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 85 Правил N 644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525), согласно пункту 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
В силу пунктов 18, 19 названных Правил отбор проб осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении 2 Правил N 525, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (пункт 27 Правил).
Пунктом 28 Правил N 525 предусмотрено, что при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
В силу пункта 29 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области установлен постановлением администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядок определяет условия и порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области организациями водопроводно-канализационного хозяйства, которые осуществляют эксплуатацию этих систем, со своих абонентов, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов.
Пункт 5 Порядка предусматривает, что взимание платы с абонентов за сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области производится организациями водопроводно-канализационного хозяйства за фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Фактический сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области включает, в том числе: сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх соответствующих пределов установленных нормативов водоотведения по объему и (или) составу (качеству).
Согласно пункту 15 Порядка плата абонента за сверхнормативные и (или) сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в сбрасываемых в системы канализации населенного пункта сточных водах определяется как сумма платы по каждому из загрязняющих веществ, по которому установлен факт сверхнормативного сброса по каждому из выпусков канализации абонента. Плата за сверхнормативный и (или) сверхлимитный сброс загрязняющего вещества определяется по конкретной формуле.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно- канализационного хозяйства.
Постановлением администрации муниципального образования "Котлас" от 25.03.2015 N 783 Предприятию делегировано право утверждать нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для юридических лиц, подключенных к городским системам водоотведения, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Предприятием 25.03.2015 утверждены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами
Факт сброса Обществом сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ установлен судом первой инстанции и подтверждается актами отбора проб для проведения количественного химического анализа и соответствующими протоколами результатов анализа отобранных проб сточных вод по количественным и химическим показателям
Ссылка подателя жалобы на то, что он не был извещен об отборе проб, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащая материалам дела.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Из материалов дела следует, что отбор проб 31.03.2015, 30.09.2015 осуществлены истцом в присутствии работников ответчика, по результатам чего составлены акты от 31.03.2015 N 5, 30.09.2015 N 17 (т. 1, л. 30, 32).
Телефонограммой от 31.12.2015 N 1-11/2525 Предприятие уведомило Общество о проведении отбора проб 31.12.2015 в период с 10 час 30 мин до 11 час 30 мин и предложило направить представителя для отбора и оформления документов.
Исходя из положений пункта 14 Постановления N 132-па о том, что плата абонента за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах определяется за период с установленного дня начала превышения нормативов до момента его устранения следует, что именно абонент является лицом, заинтересованным в скорейшем устранении факта превышения нормативов допустимых сбросов, а бремя доказывания того, что превышение нормативов устранено, поэтому начисление платы за сверхнормативный сброс является необоснованным, в силу статьи 65 АПК РФ лежит на абоненте.
Абонент как заинтересованное лицо должен принять все возможные и разумные меры как для устранения превышения загрязняющих веществ, так и для фиксации факта устранения превышений, поэтому проведение отбора проб в такой ситуации осуществляется в интересах абонента.
Ссылка ответчика на то, что 31.12.2015 объявлен нерабочим днем Общества, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку в соответствии с трудовым законодательством 31.12.2015 не являлся выходным или праздничным днем, поэтому Общество должно было обеспечить доступ к контрольным колодцам для взятия проб, что не было сделано ответчиком.
Графики отбора проб сточных вод ни сами по себе, ни в совокупности с другими обстоятельствами не влияют на обязанность абонента соблюдать требования к состоянию и свойствам сточных вод. В связи с чем соответствующий довод подателя жалобы отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
По расчетам Предприятия размер платы за сверхнормативный сброс сточных вод составил 767 133 руб. 42 коп., в том числе 663 965 руб. 75 коп. за II квартал 2015 года и 103 167 руб. 67 коп. за IV квартал 2015 года.
Поскольку ответчик доказательств погашения образовавшейся задолженности в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил, суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании платы за сверхнормативный сброс в полном объеме.
В связи с допущенной Обществом просрочкой оплаты, Предприятием на основании пункта 6.7 заявлено требование о взыскании 118 240 руб. 83 коп. неустойки, начисленной за период с 16.03.2016 по 19.09.2017.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 указанного Кодекса неустойкой (пеней, штрафом) признается установленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 6.7 договора установлено, что при неоплате абонентом счета на сумму данного счета за каждый день просрочки начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (до момента выставления счета-фактуры на данную неустойку штрафные санкции не начисляются).
Представленный расчет неустойки проверен судом первой инстанции верным. Оснований не согласиться с ним у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 декабря 2017 года по делу N А05-12630/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Котласский электромеханический завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.