г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А56-71890/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Москот И.В. - доверенность от 17.03.2017
от ответчика (должника): Говоруха А.П. - доверенность от 15.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5278/2018) Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1 (специализированный)" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2018 по делу N А56-71890/2017 (судья Грачева И.В.), принятое
по иску ГУ-УПФР в Кировском районе Санкт - Петербурга
к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 1 (специализированный)"
о взыскании убытков в размере 2 917,60 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027802738952, далее - истец, УПФ) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Родильный дом N 1 (специализированный)" (ОГРН 1037800018068, далее - ответчик, Учреждение) о взыскании убытков в размере 2 917,60 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2018 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела просит решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы излишняя выплата пенсионного обеспечения Томилиной С.В. в период с период с 01.10.2016 по 31.05.2017 не находится в причинно-следственной связи с нарушением Учреждением срока предоставления отчета по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
В судебном заседании представитель ответчика требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Томилиной С.В. на основании заявления от 16.09.2015 назначена выплата страховой пенсии по старости.
Томилина С.В. осуществляет трудовую деятельность в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Родильный дом N 1 (специализированный)".
Учреждение ежемесячно в установленные сроки представляет отчеты по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц.
Персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 в установленные сроки представлены не были.
В связи с отсутствием данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета была Фондом произведена индексация сумм пенсии Томилиной С.В.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года предоставлены ответчиком с нарушением срока, а именно 07.04.2017. Однако данная отчетность содержала сведения о застрахованном лице Томилиной С.В.
Следовательно, права на получение страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к ней и корректировки размера страховой пенсии данный пенсионер в силу ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имел.
Отсутствие у УПФ сведений о трудоустройстве пенсионерки Томилиной С.В. в июле 2016 года повлекло за собой начисление Фондом пенсии с учетом индексации.
Протоколом от 28.06.2017 N 344 выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Томилиной С.В. за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 в сумме 2917,60 рублей.
Поскольку нарушение страхователем срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года повлекло неправомерную выплату Томилиной С.В. пенсии в завышенном размере, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 2917,60 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28 Закона N 400-ФЗ).
Указанными положениями Закона N 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Согласно п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489 по делу N А12-41251/2015, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, которая действовала в спорный период) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России N 83п от 01.02.2016.
Следовательно, учреждение как страхователь обязано было предоставить индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2016 года не позднее 11.08.2016.
В рассматриваемом случае, в связи с отсутствием сведений о застрахованных лицах от работодателя за июль 2016 года, с 01.10.2016 пенсионеру осуществлена выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты). Период выплаты с 01.10.2016 по 31.05.2017.
Материалами дела установлено, что сведения по форме СЗВ-М за период с апреля 2016 года по июнь 2017 года учреждением представлялись в установленные сроки.
Отчет по форме СЗВ-М за июль 2016 года направлен в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, по месту учета страхователя, по коммуникационным каналам связи 03.08.2016.
07.04.2017 по телефону поступила информация Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о непоступлении сведений по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Отчет по форме СЗВ-М за июль 2016 года направлен 07.04.2017.
Согласно письма ООО "Мединфоплюс" 03.08.2016 на сервере РД произошел технический сбой в связи с экстренной переустановкой оборудования на узле связи, осуществленной необходимостью аварийной замены источников бесперебойного питания и переустановкой сопутствующего обслуживающего оборудования, в связи с чем, направленный ответчиком отчет не был доставлен Фонду.
Действующим в 2016 году законодательством была установлена обязанность по предоставлению индивидуальных сведений о застрахованных лицах в следующей отчетности:
- расчет формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально;
- отчет формы СЗВ-М, предоставляемой помесячно.
В каждом из указанных отчетов содержатся индивидуальные сведения о застрахованных лицах.
Установленный законом срок предоставления сведений по форме СЗВ-1 за июль 2016 года - не позднее 10.08.2016, срок предоставления расчета по форме РСВ-1 за второе полугодие 2016 года - не позднее 15.11.2016.
Расчет по форме РСВ-1 предназначен для получения информации о расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному лицу и внесению этой информации на лицевые счета застрахованных лиц.
Учреждением расчет по форме РСВ-1 за второй квартал 2016 года предоставлен в установленные сроки.
Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н (действующей до 01.01.2017), территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно пунктом 68 Инструкции, Территориальные органы фонда имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным. В силу пункта 69 Инструкции Территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в соответствии с настоящей Инструкцией.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями действующего законодательства, при неполучении от страхователя сведений за июль 2016 года по форме СЗВ-М, обязано было направить в адрес учреждения требования о предоставлении отчетности.
Вместе с тем, факт непоступления отчета за июль 2016 года территориальным органом Пенсионного фонда был установлен только 07.04.2017.
На основании статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.ъ
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе факт своевременного направления ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года и неполучения ее территориальным органом Пенсионного фонда по техническим причинам, своевременного предоставления ответчиком отчетности по форме СЗВ-М за предыдущие и последующие периоды и форме РСВ-1 за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016, 1, 2 кварталы 2017 года, непринятие территориальным органом Пенсионного фонда своевременных мер по уведомлению страхователя о непоступлении отчета СЗВ-М за июль 2016 года, а также принимая во внимание тот факт, что территориальные органы пенсионного фонда (Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга) входят в единую структуру Пенсионного фонда Российской Федерации, апелляционный суд признает, что перерасход средств на выплату трудовой пенсии произошел как по вине ответчика, так и по вине территориального органа пенсионного фонда по месту учета страхователя.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства апелляционный суд считает подлежащим применению к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшает размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика до суммы 364,70 рублей (излишней выплаты пенсии за один месяц).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2018 по делу N А56-71890/2017 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1" (специализированный) (ОГРН 1037800018068) в пользу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027802738952) убытки в сумме 364,70 рублей.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1" (специализированный) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 250 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71890/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2018 г. N Ф07-8267/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РОДИЛЬНЫЙ ДОМ N 1 (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ)"