г. Вологда |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А44-7922/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Хасслахерлес" Мелкумова А.А. по доверенности от 20.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 декабря 2017 года по делу N А44-7922/2017 (судья Ильюшина Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хасслахерлес" (ОГРН 1105336000220, ИНН 5307007478; место нахождения: 174260, Новгородская область, Маловишерский район, город Малая Вишера, улица Лесозаготовителей, дом 2; далее - общество, ООО "Хасслахерлес") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Комитету лесного хозяйства Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; место нахождения: 173002, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; далее - Комитет) и к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области о взыскании 4 321 047 руб. 41 коп.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07 декабря 2017 года по делу N А44-7922/2017 с Комитета в пользу общества взыскано неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 18.11.2011 N 324 за период с 01.08.2016 по 30.11.2016 в размере 4 321 047 руб. 41 коп., а также в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 44 605 руб., в удовлетворении исковых требований к Новгородской области отказано.
Комитет не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что применение понижающего коэффициента возможно только в период реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Агентство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Постановлением Правительства Новгородской области от 06.12.2017 N 433 департамент финансов Новгородской области переименован в министерство финансов Новгородской области.
Министерство финансов Новгородской области в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу комитета удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Ответчики и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Комитета от 17.10.2011 N 604 "О предоставлении в аренду лесного участка для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" 18.11.2011 ООО "Хасслахерлес" (арендатор) и Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка N 324 зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области 28.12.2011.
Судом установлено, что на основании постановления Правительства Новгородской области от 21.02.2017 N 53 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области переименован в комитет лесного хозяйства Новгородской области.
В соответствии с пунктом 1 договора аренды N 324 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок общей площадью 109 700 га, расположенный в Новгородской области, Маловишерском муниципальном районе, Маловишерском лесничестве, Большевишерском участковом лесничестве в кварталах N 1-7, 9-19, 26-28, 32-37, 56-59, 81, 82, 94-99, 102, 177-122, 125-127, 129-139, 141-149, 154-167, 176-184, 190-234, 237-243, 251, 292, 293, 301, 302, 314-316, 324-327, 347, 348, 350-358, 362-365, Пустовишерском участковом лесничестве в кварталах N 1-65, 70, 77, 85, 86, 89-93, 98, 105-108, 110-126, 129, 136-142, 149, 151-154, 169-175, 182-184, 196-198, 204, 205, 211-214, 241, 242, 261, 263, в Каширском участковом лесничестве в кварталах N 32, 33, 42, 43, 98, 99, 107, 108, 121, 122, 134, 135, 143-150, 167-173, 178-187, 191-202, 206-217, 220-232, 235-246, 249-344, Грядском участковом лесничестве в кварталах N 1-31, 35, 36, 48-51, 54-57, 61-80, 140, 141, 151-153, Бургинском участковом лесничестве в кварталах N 26-30, 37-39, 46-50, 54-57, 62-69, 71-74, 84-87, 92, 104, 114, 162-164, 214-216, 221, 232, 234, 238, 248, 249, 260-262, 264-270, 273, Маловишерском участковом лесничестве в кварталах N 83, 93, 94, 104, 105, 113, 114, 124, 125, 136, 137, 148, 149, 152, 162, 163, 170-174, Парневском участковом лесничестве в кварталах N 16-20, 32-34, 42, 43, 54-57, 67, 79-83, 96-101, 112-117, 132-137, 150-154, 163-166, 247-255, Веребьинском участковом лесничестве в кварталах N 1, 9, 10, 14, 15, 25-28, 39-42, 94-98, 103-109, 111-114, Дворищенском участковом лесничестве в кварталах N 51-54, 61, 64, 65, 67, 69-71, 160, 161, 165-168, 177-179, 183, 187-192, 195-198, 200-236, 301-309, 321, 323-325, 358, 359, 368-371, 385-387, 422-425, 445-447. Категория арендуемых земель - земли лесного фонда. Вид использования лесов - заготовка древесины.
Договор аренды N 324 заключен сроком на 49 лет и действует с момента его государственной регистрации в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (пункт 33 договора аренды).
На основании пункта 11 Положения N 419 в пункте 3 Приказа Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области от 18.04.2011 N 184 "Об утверждении заявки ООО "Хасслахерлес" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание производства строганных пиломатериалов и развитие лесной инфраструктуры в Маловишерском районе Новгородской области" установлен срок окупаемости инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 11 договора аренды N 324 в течение срока окупаемости приоритетною инвестиционного проекта (64 месяца) ежегодный размер арендной платы исчисляется в соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310) с учетом коэффициента 0.5 и составляет 6 636 316 руб. 50 коп. в год из расчета 30 руб. 15 коп. за 1 кубический метр обезличенной древесины на корню.
По окончании срока окупаемости инвестиционного проекта в области освоения лесов (64 месяца), размер арендной платы за пользование арендованным лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в Новгородской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, без учета действующих в Новгородской области инвестиционных проектов.
В силу пункта 12 договора аренды N 324 арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 5 к настоящему договору и представляет в течение 15 дней со дня внесения арендной платы арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) (пункт 13 договора аренды N 324).
Размер арендной платы, измененный в соответствии с пунктом 13 договора аренды N 324, действует с момента вступления в силу нормативного правового акта, регулирующего изменение размера арендной платы.
Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет Арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы (пункт 14 договора аренды).
Согласно приказу Минпромторга России от 26.08.2016 N 2988 "О завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта" общество завершило реализацию инвестиционного проекта "Создание производства строганных пиломатериалов и развитие лесной инфраструктуры в Маловишерском районе Новгородской области".
На основании указанного выше приказа, а также пунктов 13, 14 договора аренды Комитет произвел перерасчет размера арендной платы на 2016 год, начиная с 26.08.2016 (даты соответствующего приказа о завершении инвестиционного проекта) без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в Новгородской области среднего коэффициента 1,6 превышения размера арендной платы, направив в адрес общества соответствующее уведомление от 20.09.2016 N ЛХ-4270-И, согласно которому размер арендной платы на 2016 год составил 8 293 819 руб. 22 коп., в том числе 5 183 637 руб. 01 коп. минимального размера арендной платы, исчисленного, исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям обществом во исполнение условий договора вносилась арендная плата с учетом применения среднего коэффициента 1,6 превышения размера арендной платы во исполнение условий договора в установленные сроки.
Общество письмом от 20.09.2016 исходящий N 1689 обратилось в Минпромторг России за разъяснениями по вопросу внесения арендной платы после завершения реализации инвестиционного проекта, поскольку общество полагало, что льготы по оплате арендной платы действуют до окончания срока окупаемости проекта.
В ответ на обращение общества, Минпромторг России письмом от 15.11.2016 N 72620/13 разъяснил, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
В связи с получением письменного разъяснения Минпромторг России общество направило в адрес Комитета письмо от 12.07.2017 с требованием о возврате излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного N 324 в размере 9 145 256 руб. 61 коп.
Письмом от 10.08.2017 N ЛХ-3983-И Комитет сообщил обществу об отказе в возврате арендной платы.
Поскольку заявленное требование общества исполнено не было, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции взыскал с Комитета в пользу общества неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 18.11.2011 N 324 за период с 01.08.2016 по 30.11.2016 в размере 4 321 047 руб. 41 коп., в удовлетворении исковых требований к Новгородской области отказал.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные указанной главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено этим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 ЛК РФ предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Специальный порядок определения платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на период срока окупаемости этого проекта определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - постановление Правительства РФ N 310).
Как установлено пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации N 310, при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к утвержденным настоящим Постановлением ставкам применяется коэффициент 0,5, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Согласно абзацу 2 пункта 1(2) вышеуказанного Постановления по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Аналогичное условие предусмотрено сторонами в пункте 11 договора аренды N 324.
В соответствии с пунктом 20 Положения N 419 срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 64 месяца (пункт 11 договора, концепция инвестиционного проекта, заявка Общества).
Согласно пункту 21 Положения N 419 после окончания реализации приоритетного инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течение 30 дней представляет это решение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта.
Согласно статье 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с приказом Минпромторга России от 26.08.2016 N 2988 "О завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов" приоритетный инвестиционный проект ООО "Хасслахерлес" "Создание производства строганных пиломатериалов и развитие лесной инфраструктуры в Маловишерском районе Новгородской области" считается завершенным (том 2, лист 66), но не исключенным из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Учитывая условия договора и действующего законодательства на момент включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных, а также заключения договора аренды применение понижающего коэффициента 0,5 к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, должно осуществляться со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта, за исключением случая, когда инвестиционный проект был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Согласно статье 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Положения N 419 инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта.
На основании пункта 18 Положения N 419 контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля являются обязательства инвестора по созданию и модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных договором аренды лесного участка.
Согласно утвержденной Минпромторгом России концепции - общий объем инвестиций проекта составляет 534,6 млн. руб., срок окупаемости проекта 5,3 лет (64 мес.).
Концепция проекта включает в себя этапы, объемы и сроки ввода производственных мощностей и план финансирования.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Данная норма содержит однозначное определение понятия "срок окупаемости инвестиционного проекта" и момент начала исчисления такового, из ее содержания, а также иных положений Закона об инвестиционной деятельности, не следует возможность его исчисления в ином порядке (с иного момента) по выбору лица, хотя бы и согласованном с органом, уполномоченным в области государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Включение инвестиционного проекта Общества в перечень приоритетных обязывает заявителя предоставлять отчеты о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта. При этом наличие обязанности инвестора ежеквартально отчитываться о ходе реализации проекта и обязанности заинтересованного органа осуществлять контроль за ходом реализации инвестиционного проекта предполагает оценку не конечного результата инвестиционного проекта, а отдельных этапов его реализации, что означает наличие обязанности инвестора не только реализовать проект в целом, но и выполнять свои обязательства в отдельные периоды в течение срока реализации проекта, что означает наличие конкретных сроков у данных периодов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что срок реализации инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в проект (со дня начала финансирования). А завершение приоритетного инвестиционного проекта является одним из этапов его реализации и не связано с исключением указанного проекта из перечня приоритетных, а означает лишь только исполнение инвестором своих обязательств в рамках инвестиционного проекта. До момента утверждения заявки и включения проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов данный срок для заявителя является условным, а после прохождения всей процедуры включения проекта в указанный перечень соблюдение сроков исполнения отдельных этапов являются обязанностью заявителя в рамках общей обязанности по реализации проекта в целом.
С учетом изложенного доводы Комитета о том, что в данном случае окончание срока окупаемости проекта не учитывается, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Учитывая положения статьи 614 ГК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73, арендная плата за аренду земельных участков относится к регулируемым ценам. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не установлен. Изменения регулируемой арендной платы по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1).
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2).
Так как постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 537 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не содержит положение о распространении действия названного постановления на правоотношения, возникшие до его введения, суд первой инстанции правильно указал, что исчисление срока применения коэффициента 0,5 по спорному договору аренды надлежит применять не с даты его заключения, а с даты начала реализации инвестиционного проекта. (Сходная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда российской Федерации от 16.12.2016 N 307-ЭС16-11863).
В отсутствие доказательств обратного, а также с учетом требований статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Арбитражный суд Новгородской области правильно определил начало течения срока окупаемости инвестиционного проекта с даты первого перечисления денежных средств в рамках реализации проекта - 03.08.2011 (платежное поручение от 03.08.2011 N 213), дату окончания срока - 30.11.2016.
Доводы Комитета о том, что датой начала инвестиционного проекта следует считать 28.03.2011 - день постановки на баланс инвестора (принятия к учету) первого основного средства или 15.08.2011 - дата приказа Минпромторга о включении проекта Общества в перечень инвестиционных была правомерно судом отклонена на том основании, что Комитет не представил доказательств приобретения указанного средства, а день постановки на баланс инвестора (принятие к учету) первого основного средства не может являться днем финансирования проекта. Финансирование инвестиционного проекта началось ранее, чем издание приказа Минпромторг России от 15.08.2011 N 1090 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", в связи с чем дата 15.08.2011 также не могла быть принята судом.
Факт перечисления Обществом денежных средств в сумме 4 321 047 руб. 41 коп. излишне уплаченной арендной платы, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В силу пункта 3 части 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Комитет в соответствии с приказом Рослесхоза от 10.04.2015 N 108 (том 1, листы 63-71) является администратором доходов, получаемых в виде арендной платы за лесные участки.
Общество, исполняя условия договора аренды N 324, перечисляло денежные средства по указанным в договоре реквизитам получателя.
При таких обстоятельствах довод Комитета о том, что взыскание неосновательного обогащения с Комитета не соответствует положениям действующего бюджетного законодательства, поскольку указанная сумма поступила в бюджет Новгородской области, отклонена судом правомерно,
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе Комитетом не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба комитета удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 декабря 2017 года по делу N А44-7922/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.