г. Москва |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А40-246712/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей: Е.А. Сазоновой, Н.В. Юрковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.А. Сасюком,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Городская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2017
по делу N А40-246712/16, принятое судьей Рыбиным Д.С. (шифр судьи 176-2187)
по иску ООО "Энергостройресурс"
к ООО "Городская управляющая компания"
третьи лица: АО "СУ-155", временный управляющий
АО "СУ-155" Белокопыт А.В., Комитет по ценам и тарифам Московской области
о взыскании денежных средств,
и по встречному иску ООО "Городская управляющая компания"
к ООО "Энергостройресурс"
о признании договора недействительной сделкой,
при участии в судебном заседании:
от истца: Алёхин С.И. по доверенности от 14.09.2017,
от ответчика: Испас А.В. по доверенности от 09.01.2018,
от третьего лица 1: не явился, извещен,
от третьего лица 2: не явился, извещен,
от третьего лица 3: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Энергостройресурс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО "Городская управляющая компания" 1 014 369 руб. 36 коп., из них 896 661 руб. 33 коп. задолженности и 117 708 руб. 03 коп. неустойки.
Ответчик обратился к истцу со встречным исковым заявлением о признании договора энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2015 N ЭСР-ГУК-ТЭ/18 недействительной сделкой и применении последствий недействительности сделки.
Решением от 10.10.2017 с ООО "Городская управляющая компания" в пользу ООО "Энергостройресурс" взыскано 1 014 369 руб. 36 коп., из них 896 661 руб. 33 коп. задолженности и 117 708 руб. 03 коп. неустойки, в удовлетворении встречных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, указывая, что у АО "СУ-155" отсутствовали законные основания для заключения с истцом договора аренды котельной и находящегося в нем оборудования, в связи с чем у истца отсутствовали законные основания для заключения договора энергоснабжения.
По мнению заявителя жалобы, стоимость ресурса (поставка и транспортировка газа, электрической энергии", затраченного на производство тепловой энергии для подогрева теплоносителя аз период с апреля по июль 2016 года составляет 413 241 руб. 85 коп., а размер пени 54 514 руб. 25 коп.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд считает решение подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Городская управляющая компания" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 3, корп. 1. Производство тепловой энергии для отопления указанного дома осуществляется с использованием котельной, пристроенной к данному МКД.
Между АО "Строительное управление N 155" и ООО "Энергостройресурс" был заключен договор соинвестирования от 01.03.2013, согласно условиям которого соинвестор ООО "Энергостройресурс" участвует в реализации инвестпроекта, по окончании которого соинвестору будут переданы объекты, в т.ч. котельная по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 3, корп. 1.
Между АО "Строительное управление N 155" (арендодатель) и ООО "Энергостройресурс" (арендатор) был заключен договор аренды от 02.11.2015 N 6/2015, по условиям которого арендодатель предоставил истцу за плату во временное владение и пользование пристроенную котельную по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д.3, корп.1, включая все системы, которыми она оборудована.
Между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) был заключен договор тепловой энергии в горячей воде от 01.11.2015 N ЭСР-ГУК-ТЭ/18.
Вступившим в законную силу решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 29.12.2015 по гражданскому делу N 2-1008/15 нежилое помещение с кадастровым номером 50:42:0010310:7309, площадью 85,1 кв.м в МКД по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д.3, корп.1, пом.5 и имеющееся в нем оборудование признано общим имуществом МКД по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д.3, корп.1.
Также указанным решением прекращено право собственности АО "СУ-155" на нежилое помещение с кадастровым номером 50:42:0010310:7309, площадью 85,1 кв.м в МКД по адресу: Московская область, г.Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д.3, корп.1, пом.5 и исключена запись о праве собственности АО "СУ-155" на данное нежилое помещение.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В связи с тем, что общее имущество является принадлежностью помещений, расположенных в МКД, отдельной государственной регистрации оно не подлежит. Момент возникновения права собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает в момент государственной регистрации основного права - права собственности на помещение.
С учетом положений ст.69 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о том, что АО "Строительное управление N 155" не имело право на распоряжение имуществом, и не имело законных оснований распоряжаться им в виде предоставления в аренду ООО "Энергостройресурс", и, в свою очередь, не имело право заключать договор энергоснабжения с ООО "Городская управляющая компания".
Обращаясь с настоящим иском, истец в обоснование своих требований ссылается на то, что им были заключены договоры на поставку и транспортировку газа, а также техническое обслуживание котельной. Вместе с тем, стоимость услуг рассчитана исходя из тарифа, а доказательства в обоснование понесенных затрат не представлены.
Согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования). Таким образом, законодателем было установлено, что обеспечение тепловой энергией и горячей водой многоквартирных жилых домов осуществляется двумя способами в зависимости от того, какая система снабжения дома коммунальными ресурсами предусмотрена централизованно или с пользованием индивидуального (автономного) снабжения указанными ресурсами.
Согласно нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются регулирующим органом для организаций коммунального комплекса, которые осуществляют непосредственное производство валовой тепловой энергии и горячей воды с использованием систем тепло- и горячего водоснабжения. Пунктом 47 "Основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и сдельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 54 Постановления Правительства N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. При этом объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Причем в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
Исходя из содержания нормы п. 54 Правил N 354, при наличии в многоквартирном доме пристроенной газовой котельной договорные отношения с теплоснабжающими организациями на поставку тепловой энергии и горячей воды не устанавливаются, поскольку отсутствует необходимость в централизованном снабжении жилого дома данными коммунальными ресурсами. Для применения указанного способа расчета платы за отопление и горячее водоснабжение необходимо наличие автономной системы отопления и нахождение указанной системы в составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Поскольку жилой дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества, и к системе централизованного отопления и горячего водоснабжения теплоснабжающей организации многоквартирный дом N 3, кори. 1 по пр-ту Ракетостроителей г. Долгопрудного не подключен, то тарифы на тепловую энергию и горячую воду, установленные регулирующим органом для потребителей теплоснабжающей организации, применению в расчетах сторон не подлежат, ибо размер платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение за спорный период должен исчисляться исходя из объемов и тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии и горячей воды.
Учитывая, что у АО "СУ-N 155" отсутствовали законные основания для заключения с истцом договора аренды котельной и оборудования, то у ООО "Энергостройресурс" отсутствовали основания для заключения договора энергоснабжения с ответчиком, а именно: поскольку пункту 2 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), относятся к общему имуществу всех собственников дома.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающие более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О сказано, что к общему имуществу в многоквартирном доме может быть отнесено только имущество, отвечающее закрепленным в этих законоположениях юридическим признакам: во-первых, это нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (речь идет, в частности, о таких помещениях, как лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование), во-вторых, это крыши и ограждающие конструкции, в-третьих, это находящееся в данном доме оборудование - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме.
Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, т.е. общее имущество в многоквартирном доме, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.
Таким образом, пристроенная котельная является общим имуществом МКД и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений (квартир) в МКД и не могла быть в собственности АО "СУ-N 155". Учитывая изложенное, а также то, прав у ООО "Энергостройресурс" на указанную котельную не имеется, и она является общим имуществом собственников помещений МКД, то договор аренды, заключенный между АО "СУ-N 155" и ООО "Энергостройресурс" и договор энергоснабжения, заключенный между ООО "Городская управляющая компания" и ООО "Энергостройресурс", не соответствуют требованию законодательства и являются ничтожными сделками в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем ни в силу закона, ни на основании сделки права на принадлежащее собственникам помещений в многоквартирном доме имущество у истца не могло возникнуть.
Кроме того, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). То есть, для наличия статуса теплоснабжающей организации необходима совокупность двух условий: это владение на праве собственности или ином законном основании (такого основания у ответчика нет) источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется передача тепловой энергии, и утвержденный в установленном порядке регулирующим органом соответствующий тариф (который не был установлен для спорного МКД) на оказываемую услугу теплоснабжения.
Таким образом, ООО "Энергостройресурс" не является теплоснабжающей организацией, т.к. не владело и не владеет на законном основании источником теплоснабжения, передача котельной ООО "Энергостройресурсу" осуществлена по ничтожной сделке, в связи с чем ООО "Энергостройресурс" не вправе требовать и уплаты платежей (задолженности по неустановленному тарифу) именно как теплоснабжающая организация.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях при определении цены за исполнение договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (далее - регулирующий орган). При этом государственное регулирование цен соответствующих ресурсов предусмотрено статьями 2, 7 - 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Согласно постановлению от 17.02.2017 N 29 исх-623/13.3 Комитета по ценам и тарифам Московской области по делу об административном правонарушении N 5/26-01-2017 (решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2017 по делу N А41-15569/17, оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу NА41-15569/17, ООО "Энергостройресурс" было отказано в удовлетворении заявленного требования об оспаривании указанного постановления), ООО "Энергостройресурс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку ООО "Энергостройресурс" осуществляло взимание платы с потребителей, проживающих по адресам: г.о. Долгопрудный Московской области, проспект Ракетостроителей дома N 5, 5 корп. 1, 9 корп. 3, 9 корп. 1, 7 корп. 1, 1 кори. 1, 3, 3 корп. 1 и Лихачевский проспект дом N 68 корп. 4, в течение 2016 года в самовольном порядке, без тарификации услуг по теплоснабжению; представление ООО "Энергостройресурс" сведений о заниженном объеме полезного отпуска тепловой энергии могло повлечь за собой незаконное получение организацией дополнительной экономически необоснованной выручки.
Таким образом, с учетом положений ст. 69 АПК РФ, следует считать установленным тот факт, что тарифа в отношении теплоснабжения указанных выше спорных МКД в 2016 году не было.
В связи с этим стоимость тепловой энергии при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома рассчитывается исходя из фактически понесенных истцом расходов на оплату тепловой энергии (газ, электричество и воду). Однако истцом документов и расчета задолженности (исходя из вышеизложенных обстоятельств) в обоснование понесенных расходов на оплату тепловой энергии и произведенных начислений в материалы дела не было представлено, в связи с чем у истца отсутствуют основания требовать от ООО "Городская управляющая компания" денежных средств по ничтожным договорам энергоснабжения и недействительным тарифам в заявленном размере.
Кроме того, распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16.08.2017 N 170-Р была отменена строка 52 приложения 2 распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы", именно: отменены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 г.г., установленные для ООО "Энергостройресурс".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности возместить истцу стоимость тепловой энергии при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, исходя из фактически затраченных денежных средств на производство коммунального ресурса (расходов на газ, электричество и воду). При этом размер подлежащей взысканию стоимости тепловой энергии по фактическим затратам на производство тепловой энергии за период с апреля по июль 2016 года по многоквартирному дому по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, пр-т Ракетостроителей, д. 3, корп. 1, и начисленной на нее неустойки за период с 11.05.2016 по 25.06.2017 подтверждается представленным ответчиком расчетом, правильность которого была проверена данным судом, и истцом посредством предоставления собственного расчета не опровергнута, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость тепловой энергии в размере 413 241 руб. 85 коп., а также начисленная на нее неустойка с 11.05.2016 по 25.06.2017 составила 54 514 руб. 25 коп.
Данная правовая позиция соответствует выводам арбитражных судов при рассмотрении дел N А40-164043/2016, N А40-164035/2016.
ООО "Городская управляющая компания" обратилось к истцу со встречным исковым заявлением о признании договора энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2015 N ЭСР-ГУК-ТЭ/18 недействительной сделкой и применении последствий недействительности сделки.
Представитель ответчика поддержал встречное исковое заявление в апелляционном суде.
В то же время само встречное исковое заявление (т.2 л.д.3-7) подписано неустановленным лицом, в тексте отсутствует фамилия и должность подписавшего лица, указано лишь на то, что документ подписан представителем по доверенности.
Доверенность, выданная уполномоченным исполнительным органом ООО "Городская управляющая компания", на подачу искового заявления, в материалах дела отсутствует.
Представитель ответчика в судебном заседании не смог пояснить кто именно подписал данный встречный иск.
После ознакомления с материалами дела, также не смог указать доверенность, на основании которой было подано встречное исковое заявление.
Таким образом, из материалов дела невозможно установить кем именно был подан встречный иск, и имелись ли у данного лица такие полномочия.
В соответствии со ст.148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.
При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие каких-либо пояснений и заявлений со стороны ответчика, апелляционный суд оставляет встречное исковое заявление без рассмотрения.
Расходы по оплате государственной распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 148, 176, 266-268, 269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2017 по делу N А40-246712/16 отменить.
Взыскать с ООО "Городская управляющая компания" в пользу ООО "Энергостройресурс" сумму основного долга в размере 413 241 руб. 85 коп., неустойку в размере 54 514 руб. 25 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 672 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Встречное исковое заявление ООО "Городская управляющая компания" оставить без рассмотрения.
Возвратить ООО "Городская управляющая компания" из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 10 611 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.