г. Самара |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А65-11493/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "АЛНАС" - не явился, извещен,
от Отделения Пенсионного фонда России по РТ - не явился, извещен,
от Межрайонной ИФНС N 16 по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2018 по делу N А65-11493/2017 (судья Абульханова Г.Ф.)
по заявлению открытого акционерного общества "АЛНАС",
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Отделения Пенсионного фонда России по РТ, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛНАС" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан о признании недействительным решения от 27.03.2017 N 013S19170007068 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв открытого акционерного общества "АЛНАС" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.01.2017 г. заявителем получено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которому необходимо в срок до 06.02.2017 представить СЗВ-М по форме дополняющая, либо индивидуальные сведении за 2 квартал 2016 г.по форме корректирующая по стажу на застрахованные лица.
06.02.2017 заявителем представлены дополнительные сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М "дополняющая") за май 2016 года к ранее представленным 07.06.2016 сведениям по форме (исходная) принятая пенсионным органом, что также следует из акта проверки от 16.02.2017 и оспариваемого решения.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления предпринимателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ответчиком выявило нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования лиц за май 2016 года, что зафиксировано в акте от 16.02.2017 N 013S18170003421.
По результатам рассмотрения акта от 16.02.2017 Управлением Пенсионного фонда принято оспариваемое решение от 27.03.2017 N 013S19170007068 о привлечении заявителя к ответственности по статье 17 Закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) в виде 1000 руб. штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов сведений о застрахованных лицах в орган контроля за уплатой страховых взносов в установленный в срок в связи с неполнотой и недостоверностью.
Не согласившись с законностью вынесенного решения, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, установлено ответственности в виде применения финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Заявитель указывает, что своевременно, в срок, установленный пенсионным органом в уведомлении от 31.01.2017 (06.02.2017) устранил ошибку в отчете в СЗВ-М, свидетельствующую о нарушении законодательства, следовательно, применению подлежат положения пункта 39 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" о неприменении финансовых санкций.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
31.01.2017 заявителем получено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которому необходимо в срок до 06.02.2017 представить СЗВ-М по форме дополняющая, либо индивидуальные сведении за 2 квартал 2016 г.по форме корректирующая по стажу на застрахованные лица.
06.02.2017 г., в течение 5 рабочих дней, заявителем представлены дополнительные сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М "дополняющая"), статус протокола контроля отчетности "положительный".
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений пенсионным фондом установлено пунктом 39 ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Заявителем согласно уведомлению от 31.03.2017 г. представлены дополняющие сведения (06.02.2017) в срок, предусмотренный вышеназванным законодательством и локальными нормативными актами, в том числе, установленный пенсионным органом в уведомлении от 31.01.2017.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ответчик не доказал наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте, недостоверности, нарушении сроков представления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за май 2016 года, при исполнении уведомления пенсионного орган от 31.03.2017.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о принятии пенсионным органом оспариваемого решения от 27.03.2017 N 013S19170007068 в нарушение статьи 17 Закона N27-ФЗ, Инструкции от 21.12.2016 N766н, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя и влечет удовлетворение заявленных требований последнего.
Вышеназванным пенсионным законодательством, при обнаружении нарушений пенсионным органом, законодательством предусмотрено право страхователя на представление сведений в сроки, указанные в требовании пенсионного органа.
Заявителем, во исполнение уведомления пенсионного органа от 31.01.2017, установившим срок (до 06.02.2017) для представления страхователем на 2-х застрахованных лиц, дополняющей формы сведений за май 2016 г. к первоначально представленным сведениям (исх.. форма - 07.06.2016), представлены спорные дополнительные сведения, в указанный пенсионным органом срок - 06.02.2017. При этом первоначально представленные заявителем до истечения, установленного законодательством срока (10.06.2016) сведения по форме исходная за май 2016 г. были приняты пенсионным органом 07.06.2016 без замечаний, что не оспаривается сторонами. Доказательств обратного суду не представлено.
Изложенные доводы согласуются со сложившейся судебной арбитражной практикой, по данной категории дел (Определение ВС РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, постановление АС Поволжского округа от 28.10.2016 N Ф06-14125/2016, от 11.03.2010 по делу N А65-23142/2009, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2010 по делу NА05-18579/2009, постановление ФАС Центрального округа от 05.08.2014 по делу N А48-3324/2013). NА65-19478/2017.
Соответственно доводы пенсионного органа, которым как следует из документов, принята исходная форма сведений без замечаний 06.06.2016 (положительный протокол), изложенные в отзыве о представлении страхователем сведений по форме СЗВ-М за май 2016 г. (по форме исх.) с нарушением срока 06.02.2017, противоречат материалам дела, в том числе уведомлению самого ответчика от 31.01.2017 об устранении ошибок в срок до 06.02.2017, исполненное страхователем, вышеупомянутому пенсионному законодательству.
Кроме этого, вступившим в законную силу судебным актом - решением (резолютивная часть) арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-11490/2017 удовлетворены требования заявителя к ответчику о признании недействительным решения от 27.03.2017 г. N 013S1917007070 о привлечении к ответственности в виде штрафа за несвоевременное представление сведений за апрель 2016 г., принятого последним по аналогичным обстоятельствам, на основании проведенной проверки, представленных заявителем сведений за апрель, май, июнь и РСВ -1 за 2 квартал 2016 и направленного в адрес заявителя по результатам проверки уведомления об устранении ошибок за апрель, май, июнь 2016 г. (без номера и даты). Данный судебный акт в силу статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение при разрешении данного дела, в случае отмены его вышестоящим судом, пенсионный орган не лишен прав на защиту в порядке главы 37 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 3000 руб.
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
При этом, взыскивая уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заинтересованному лицу судебных расходов по оплате госпошлины при удовлетворении его требований судом.
Заявитель, обращаясь в суд за оспариванием решения государственного органа, реализовал свое право на судебную защиту; иной способ, помимо судебного, у заявителя отсутствует.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривают освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения понесенных судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно взыскана государственная пошлина с ответчика в пользу заявителя.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были правомерно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 января 2018 года по делу N А65-11493/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.