г. Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А40-80269/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2017 по делу N А40-80269/17, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ИП Фатеева Б. М.
к ИФНС России N 15 по г. Москве
о признании недействительным требования
при участии:
от заявителя: |
Степанов А.Н. по доверенности от 11.05.2016; |
от заинтересованного лица: |
Нуждин Л.Б. по доверенности от 04.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Фатеев Б.М. обратился в Арбитражный суд г.Москвы к ИФНС России N 15 по г.Москве о признании недействительным требования N 67394 от 14.02.2017 г. об уплате налога на имущество в размере 216 161 руб.
Решением суда от 01.12.2017 заявленные требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в собственности заявителя находятся помещения с кадастровыми номерами 77:02:0017001:5029 и 77:02:0017001:5041 находящиеся по адресу г. Москва, Гостиничный проезд, д.6, корп.2, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекте недвижимости.
Для целей налогообложения налогом на доходы физ.лиц в 2015 г. стоимость помещения с кад.N 77:02:0017001:5029 составляет 20 884 123 руб., исходя из Решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 января 2016 г. N 51-714/2016.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано 25.12.2015 г.
Решением Комиссии (стр.6 и 14) кадастровая стоимость помещения с кад.N 77:02:0017001:5029 установлена в размере 20 884 123 руб. Для целей налогообложения налогом на доходы физ.лиц в 2015 г. стоимость помещения с кад.N 77:02:0017001:5011 составляет 10 971 964 руб.
По состоянию на 2015 год кадастровая стоимость этого помещения площадью 125,5 кв.м. не была установлена Актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным ст.24.17. ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
25.11.2016 г. заявитель произвел оплату налога в сумме 382 274 рубля. Платежные поручения были переданы в УФНС России по г.Москве 27.02.2017 г.
Предприниматель произвел расчет налога в соответствии с п. 6 ст. 378.2 НК РФ, которым определено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
14 февраля 2017 г. ИФНС N 15 по г. Москве выставило заявителю в электронном виде требование N 67394 об уплате налога на имущество в размере 216 161 руб.
Предприниматель, полагая, что требование от 14.02.2017 N 67394 об уплате налога на имущество в размере 216 161 руб. вынесено с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и нарушает его права и законные интересы.
Указанные обстоятельства послужили основание для обращения заявителя в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности оспариваемого требования налогового органа.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных ниже видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые и торговые центры и помещения в них;
2) нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон N 64, устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был определен в Постановлении Правительства г. Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП.
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона N 135-ФЗ как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу статьи 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; - экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; - утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке статьи 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных выше положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам Постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Результаты кадастровой оценки (отчет об определении кадастровой стоимости) после утверждения исполнительным органом субъекта РФ и официального опубликования (обнародования) подлежат передаче в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. ст. 24.12, 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, п. 11 ч. 2 ст. 7, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Таким образом, данные о кадастровой стоимости недвижимости, предоставленные Росреестром в виде кадастровой справки, должны соответствовать результатам кадастровой оценки, утвержденным исполнительным органом субъекта РФ.
Как указывалось выше, заявитель является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:02:0017001:5029 и 77:02:0017001:5041 находящимися по адресу г. Москва, Гостиничный проезд, д.6, корп.2.
Решением комиссии от 21.01.2016 N 51-714/2016 кадастровая стоимость помещения 77:02:0017001:5029 установлена в размере - 20 884 123 руб., кадастровая стоимость помещения 77:02:0017001:5041 составляет - 10 971 964 руб.
Вышеуказанные помещения расположены в здании с кадастровым номером 77:02:0017001:1026, что подтверждается Выпиской ЕГРН, согласно данной выписке общая площадь здания составляет - 12 789,9 кв.м.
Согласно Выписке ЕГРН кадастровая стоимость здания за 2015 год составляет - 1 118 169 925 руб. 30 коп.
Пропорционально доли помещения с кад. N 77:02:0017001:5041 (125,5 кв.м.) в общей стоимости здания, стоимость помещения составляет 10 971 964 руб. (125,5 / 12 789,9 х 1 118 169 925,30 = 10 971 964).
Общая стоимость двух помещений для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц в 2015 г. составляет 31 856 087 руб. (10 971 964+ 20 884 123= 31 856 087).
Здание с кадастровым номером 77:02:0017001:1026 вошло в Перечень (п.5465 приложения 1 к постановлению от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП в редакции от 26.11.2015 г.).
В силу п.п. 2 п. 2 ст.406 Налогового кодекса РФ и п.4 ст.1 Закона г.Москвы N 51 "О налоге на имущество физических лиц" (в ред. Закона г. Москвы от 28.09.2016 N 30) объекты, принадлежащие физическим лицам и включённые в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Налогового кодекса РФ являются объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц со ставкой в размере 1,2% кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2015 году.
Таким образом, за 2015 год заявитель должен уплатить налог на имущество физических лиц за эти помещения в сумме 382 273 руб. (31 856 087 х 1,2% = 382 273).
25.11.2016 заявитель произвел оплату налога исходя из правильных, с моей точки зрения, значений кадастровых стоимостей объектов в сумме 382 274 рубля. Платежные поручения были переданы в УФНС России по г.Москве 27.02.2017.
14 февраля 2017 г. ИФНС N 15 по г. Москве выставило заявителю в электронном виде требование N 67394 об уплате налога на имущество в размере 216 161 руб.
В соответствии с п. 18 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.
Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Нормативные акты местных органов власти, утверждающие кадастровую стоимость объектов недвижимости во взаимосвязи с нормами НК РФ, являются нормативными актами в области налогообложения, то есть их изменение возможно только в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
В свою очередь Предприниматель правомерно определил размер своих налоговых обязанностей исходя из утвержденной в установленном порядке кадастровой стоимости здания в целом, которая ни в проверяемый период, ни в следующем налоговом периоде не была изменена. По состоянию на 2015 год кадастровая стоимость помещения предпринимателя в указанном здании не была установлена актом об утверждении результатов кадастровой стоимости, в предусмотренном ст.24.17 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", что не опровергнуто налоговым органом.
С учетом изложенных обстоятельств, требования заявителя о признании недействительным требования N 67394 об уплате налога на имущество в размере 216 161 руб. правомерно удовлетворены судом.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.12.2017 по делу N А40-80269/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80269/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2018 г. N Ф05-8160/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Фатеев Б. М., Фатеев Борис Михайлович
Ответчик: ИФНС России N 15 по г. Москве, ИФНСN15 по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8160/18
19.03.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5393/18
01.12.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80269/17
06.10.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48632/17
16.08.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-80269/17