г. Москва |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А41-81639/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Егорьевск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.01.2018 по делу N А41-81639/17, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению ЗАО "Энергопром" к администрации городского округа Егорьевск Московской области об оспаривании отказа, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области,
при участии в заседании:
от ЗАО "Энергопром" - извещено, представитель не явился,
от администрации городского округа Егорьевск Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,,
от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области - извещен, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ЭНЕРГОПРОМ" (далее - ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее также - Администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ", оформленный письмом N 140-01-003Писх/5054 от 24.07.2017.
- обязать Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 1б, площадью 3 468 кв. м, с целью его дальнейшего предоставления в собственность на основании обращения ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" от 24.10.2016 N М502-2148295145-3303114.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.01.2018 по делу N А41-81639/17 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества:
- помещение с кадастровым номером 50:30:0010722:528, назначение объекта: нежилое, площадью 768,1 кв. м, этаж 1 расположенное по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 1б, пом. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.2010;
- помещение с кадастровым номером 50:30:0010722:529, назначение объекта: нежилое, площадью 104,7 кв. м, этаж 1 расположенное по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 1б, пом. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.11.2015.
Указанные помещения расположены в здании - Компрессорная станция и градирня, назначение: нежилое, общей площадью 872,8 кв. м с кадастровым номером 50:30:0010722:164, расположенного по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, что подтверждается кадастровым паспортом от 20.10.2016 N МО-16/ЗВ-2980852 и заключением кадастрового инженера.
24.10.2016 ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности, примерной площадью 3 468 кв. м, расположенного по адресу: г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 1б, с целью использования: производственная деятельность.
По результатам рассмотрения указанного обращения, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск письмом от 30.01.2017 N 140-01-003Писх/699 возвратил поданные ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" документы, указав на отсутствие оснований для подготовки решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку из представленных документов следует, что заявитель является собственником помещений, находящихся в здании, а в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, расположенных на таких земельных участках.
Полагая указанный отказ Администрации, оформленный письмом от 30.01.2017 N 140-01-003Писх/699, не соответствующим закону и нарушающим права заявителя, последний обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по обращению от 24.10.2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2017 г. по делу N А41-33205/17 суд признал незаконным решение Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области о возврате поданных документов, выраженное в письме от 30.01.2017 N 140-01-003Писх/699, а также обязал Администрацию рассмотреть по существу заявление ЗАО "Энергопром" от 24.10.2017 М502-2148295145-3303114.
Во исполнение решения Арбитражного суда Московской области от 14 июля 2017 г. по делу N А41-33205/17 Администрацией рассмотрено по существу заявление ЗАО "Энергопром" от 24.10.2017 М502-2148295145-3303114 и принято решение от 24.07.2017 N 140-01-003Писх/5054, оформленное письмом, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.
В обоснование отказа от 24.07.2017 N 140-01-003Писх/5054, Администрация указала, что ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" является собственником помещений, находящихся в здании, а в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют юридические лица, являющиеся собственниками зданий, расположенных на таких земельных участках.
Посчитав, отказ от 24.07.2017 N 140-01-003Писх/5054 незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 2 статьи 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержатся в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
В качестве основания для отказа Администрация, указала, что в нарушении пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, само здание, помещения в которых принадлежат заявителю на праве собственности, не принадлежит на праве собственности ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ".
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРН лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, исключительность закрепленного в ЗК РФ права на приватизацию либо на приобретение права аренды земельного участка собственником здания, строения, сооружения, означает также, что такой собственник вправе приватизировать земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: помещение с кадастровым номером 50:30:0010722:528, назначение объекта: нежилое, площадью 768,1 кв. м и помещение с кадастровым номером 50:30:0010722:529, назначение объекта: нежилое, площадью 104,7 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, что в совокупности составляет единое целое здание - Компрессорная станция и градирня, общей площадью 872,8 кв. м с кадастровым номером 50:30:0010722:164.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что все помещения, расположенные в здании - Компрессорная станция и градирня принадлежат на праве собственности ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ", то есть все здание находится в собственности общества. Доказательств обратного в суд не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное обстоятельство не исключает наличие собственников иных помещений спорного здания, апелляционный суд находит несостоятельным.
Доводы заинтересованного лица о том, что ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" имеет право обратиться за предоставлением земельного участка в собственность только после оформления права собственности на здание, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления в собственность земельного участка под зданием (сооружением), в которых помещения принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ", как собственник помещений, составляющих в совокупности площадь всего здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, имеет исключительное право на приобретение указанного участка в собственность, в связи с чем оспариваемый отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления в собственность ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" земельного участка площадью 3468 кв. м, оформленный письмом от 24.07.2017 N 140-01-003Писх/5054 является незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и были правомерно им отклонены.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя, в порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции также правомерно обязал Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" земельного участка площадью 3468 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 1б, на основании обращения ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ" от 24.10.2016 N М502-2148295145-3303114.
Довод апелляционной жалобы о наличии технических сложностей в выполнении оспариваемого решения в данной части не влияет на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.01.2018 по делу N А41-81639/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.