г. Пермь |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А50-42475/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при участии:
от Управления по экологии и природопользованию Администрации города Перми: Рафикова Е.И., доверенность от 10.01.2018, удостоверение;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: Еловикова О.В., доверенность от 22.12.2017, удостоверение;
от Администрации города Перми: Рафикова Е.И., доверенность от 26.12.2017, удостоверение;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 мая 2018 года
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,
по делу N А50-42475/2017
по заявлению Управления по экологии и природопользованию Администрации
города Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
третьи лица: Администрация города Перми, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
о признании незаконным решения, выразившегося в отказе регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, выразившегося в отказе регистрации права собственности муниципального образования город Пермь (уведомление об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации прав N 59/025/201/2017-2749 от 30.08.2017); обязании произвести регистрацию права собственности муниципального образования город Пермь на земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Пермское городское лесничество, Леушинское участковое лесничество, квартал 3, выдел 36.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2018 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Росреестра по Пермскому краю N 59/025/201/2017-2749 от 30.08.2017 об отказе в государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Город Пермь", как несоответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Пермскому краю обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе выразил несогласие с указанием суда на то, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта и не относится к землям лесного фонда, ввиду чего является муниципальной собственностью. Указывает на то, что принадлежность участков таких лесов к муниципальной собственности законом не была поставлена в зависимость от отнесения их к землям поселений и отсутствия включения их в лесной фонд. Настаивает на том, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, ввиду отсутствия принятия федерального закона, устанавливающего формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. Кроме того, указывает на то, что иные представленные на государственную регистрацию документы также не могли являться основанием для внесения в ЕГРН записи о государственной регистрации муниципальной собственности, поскольку в данных документах указывалось о передаче и приемке городских лесов, расположенных на территории города Перми в ведение, а не в собственность муниципального образования. Считает, что решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0910322:46 является законным и обоснованным.
До начала судебного разбирательства от Управления по экологии и природопользованию Администрации города Перми и Администрации города Перми поступили письменные отзывы (имеют идентичное содержание), в которых истец и третье лицо поддержали выводы, сделанные судом первой инстанции, и просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.05.2017 заявитель от имени муниципального образования город Пермь обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Пермское городское лесничество, Левшинское участковое лесничество, квартал 3, выдел 36 (л.д. 66).
К указанному заявлению были приложены следующие документы: планшет 1 лесоустройства 2003 г., выдавший орган: администрация города Перми; распоряжение губернатора Пермской области от 05.09.2005 N 400-р "О передаче городских лесов муниципальным образованиям"; Постановление N 2675 от 11.11.2005 "О приемке городских лесов, расположенных на территории города Перми, в ведение муниципального образования "город Пермь"; акт N 2 на передачу городских лесов, находящихся в оперативном управлении ФГУ "Закамский лесхоз", в ведение муниципального образования город Пермь от 01.12.2005; планшет 1 лесоустройство 2010, выдавший орган: администрация города Перми; приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 02.12.2012 N 27 "Об определении количества лесничеств на территории города Перми и установлении их границ" с приложением сведений о границах Пермского городского лесничества, расположенного на землях населенного пункта города Пермь; приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 12.01.2016 N 2 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 02.02.2012 N 27 "Об определении количества лесничеств на территории города Перми и установлении их границ"; постановление администрации города Перми от 18.07.2016 N 506 (л.д. 67-75).
Уведомлением от 31.05.2017 N 59/025/201/2017-2749 регистрационная служба сообщила заявителю о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав. В указанном уведомлении заинтересованным лицом указано, что представленное на государственную регистрацию Постановление N 2675 не может быть положено в основу государственной регистрации права собственности муниципального образования город Пермь, поскольку составлено в отношении лесов, а не земельных участков (л.д. 76).
Впоследствии на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ ввиду истечения срока приостановления государственной регистрации и неустранении причин, препятствующих ее проведению, в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта заявителю отказано, о чем регистрационная служба сообщила заявителю уведомлением от 30.08.2017 N 59/025/201/2017-2749 (л.д. 12-14).
Указанный отказ послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Законом N 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрация города Перми в 2005 году на основании Постановления N 2675 по акту приемки-передачи от 01.12.2005 N 1 приняла леса, ранее находившиеся в составе лесного фонда, общей площадью 18315 га, расположенные на землях города Перми, для организации в них лесопользования и ведения лесного хозяйства (л.д. 33-35).
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесное законодательство Российской Федерации регулировало отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
Согласно статье 6 ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ объектами лесных отношений являлись лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Под участком лесного фонда понимался комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью.
Лесной фонд в соответствии со ст. 7 ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ составляли все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
Таким образом, лесной фонд представлял собой совокупность как самой лесной растительности (леса), так и земель в границах лесного фонда, как занятых таковой растительностью, так и не занятых ею.
Леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений (городские леса), в лесной фонд не входили. Данные территории являлись участками леса, не входящими в лесной фонд.
Согласно статьи 10 ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ в лесной фонд не входят леса, расположенные, в том числе, на землях городских поселений, - городские леса.
Согласно статьи 19 ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Вместе с тем такой закон принят не был.
В статье 133 ЛК РФ от 22.01.1997 N 22-ФЗ определено, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Аналогичные положения закреплены и в действующем Лесном кодексе Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Решением исполкома областного Совета народных депутатов от 24.04.1991 N 97 "Об установлении городской черты города Перми" определены границы населенного пункта "город Пермь".
Законом Пермской области от 11.02.2005 N 2038-446 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования "Город Пермь" Пермского края" определены границы населенного пункта "Город Пермь", населенный пункт наделен статусом городского округа. Граница населенного пункта город Пермь совпадает с границами муниципального образования город Пермь.
Земли в границах населенных пунктов являются землями населенных пунктов, в пределах границ населенного пункта не могут располагаться земли лесного фонда, соответственно, данные земли являются землями городских поселений, и не входят в состав земель лесного фонда.
Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 02.02.2012 N 27 определено, что на землях населенного пункта город Пермь, занятых городскими лесами, располагается Пермское городское лесничество, включающее Верне-Курьинское, Левшинское, Мотовилихинское, Нижне-Курьинское и Черняевское участковые лесничества. В соответствии с материалами лесоустройства номера кварталов участкового лесничества Левшинское с 1 по 99.
Положениями статьи 84 действующего ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесены разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (п. 4 ч. 1).
Постановлением администрации города Перми от 05.05.2012 N 38-П утвержден лесохозяйственный регламент Пермского городского лесничества.
Основой для разработки лесохозяйственного регламента явились материалы лесоустройства 2010 г. Верхне-Курьинского, Нижне-Курьинского, Левшинского, Мотовилихинского, Черняевского участковых лесничеств, на базе которых оно создано.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ввиду установления границ населенного пункта "Город Пермь", невозможности нахождения земель лесного фонда в границах населенного пункта, с учетом того перечня документов, который был представлен заявителем для государственной регистрации права, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права муниципального образования город Пермь.
Факт нахождения спорного земельного участка в собственности Российской Федерации и отнесения его к лесным участкам в составе земель лесного фонда, которые в силу ст. 8 ЛК РФ, находятся в федеральной собственности, в ходе рассмотрения дела в суде не установлен.
Более того, из отзыва ТУ Росимущества по Пермскому краю и пояснений его представителя судом первой инстанции установлено в ходе судебного разбирательства, что спорный объект в реестре федерального имущества отсутствует.
Из пояснений представителя заинтересованного лица судом первой инстанции установлено, что в ходе правовой экспертизы документов, представленных заявителем на регистрацию, межведомственный запрос в ТУ Росимущества по Пермскому краю о предоставлении сведений относительно спорного земельного участка не направлялся, оспариваемое решение принято государственным регистратором на основании положений законодательства и представленных на регистрацию документов.
Заинтересованным лицом в нарушение положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ о бремени доказывания по рассматриваемой категории дел не доказано отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, положений законодательства как действовавшего ранее, так и действующего в настоящее время, позиций лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заинтересованного лица, приведенные в обоснование оспариваемого решения, как несоответствующие праву и фактическим обстоятельствам, основанные на неверном толковании норм права.
Таким образом, оспариваемый отказ заинтересованного лица в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности муниципального образования город Пермь в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Пермское городское лесничество, Левшинское участковое лесничество, квартал 3, выдел 36, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 мая 2018 года по делу N А50-42475/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.