г. Самара |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А72-11432/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МастерКом"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.10.2017 г., оформленное в виде резолютивной части судебного акта, мотивированное решение составлено 26.10.2017 г., принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-11432/2017, судья Карсункин С.А.,
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462), город Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью "МастерКом" (ОГРН 111731000070, ИНН 7311008252), Ульяновская область, р.п. Павловка,
о взыскании долга 189 101 руб. 69 коп., расходов по оплате госпошлины 6 673 руб. 05 коп.,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МастерКом" о взыскании задолженности за фактически потребленную электроэнергию в период январь 2015 года - июнь 2016 года в сумме 189 101 руб. 69 коп. (в т.ч. НДС 28 846 руб. 02 коп.).
В обоснование требования истец указал, что ответчик является управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирными домами, расположенными в р.п. Павловка по адресам: пл. Луговая, д. 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, пл. Школьная, д. 2, 3, 4, 10, 12, ул. Совхозная, д. 13, ул. Зеленая, д. 4, 6, 12, 16. ул. Ленина, д. 85, 87, 89, ул. Калинина, д. 138, 140. Истцом по указанным адресам поставлялась электрическая энергия нанимателям и собственникам помещений для оказания коммунальной услуги по электроснабжению жилых и нежилых помещений и для содержания общего имущества многоквартирных домов и принимало плату за потребленную электрическую энергию.
Истец произвел перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, превышающие установленный норматив, предметом иска является разница между объемом электрической энергии поставленной в жилые и нежилые помещения многоквартирных домов, потребление электроэнергии на общедомовые нужды в пределах установленных нормативов и объемом электрической энергии поставленной истцом.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.08.2017 г. исковое заявление было принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 октября 2017 года, оформленным в виде резолютивной части судебного акта, иск удовлетворен.
С ООО "МастерКом" в пользу ПАО Э и Э Ульяновской области "Ульяновскэнерго" взыскана задолженность за фактически потребленную электроэнергию в период с января 2015 года по июнь 2016 года в размере 189 101 руб. 69 коп., а также расходы по уплате госпошлины.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Ульяновской области судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "МастерКом" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование своей просьбы ответчик в апелляционной жалобе указал, что в спорном периоде (январь 2015 г. - июнь 2016 г.) истец к ответчику с требованием о заключении договора энергоснабжения не обращался, акты по поставленной электроэнергии не представлены, акты сверок не составлялись, полученная электроэнергия на освещение мест общего пользования оплачивалась непосредственно собственниками помещений в рамках норматива. Расчет платы за общедомовые нужды для граждан производился истцом пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого либо нежилого помещения в многоквартирном доме.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО Э и Э Ульяновской области "Ульяновскэнерго" указало на свое несогласие с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Ульяновской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости отмены обжалованного судебного акта по следующим основаниям.
С 01.06.2011 г. ООО "МастерКом" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в рабочем поселке Павловка по адресам: пл. Луговая, д. 1, 2, 5-7, 9, 10, 12, 14, 16; пл. Школьная, д. 2-4, 10, 12; ул. Совхозная, д. 13; ул. Зеленая, д. 4, 6, 12, 16; ул. Ленина, д. 85, 87, 89; ул. Калинина, д. 138, 140.
Ввиду отсутствия договорных отношений с ПАО "Ульяновскэнерго", энергоснабжающая организация в период с 01.01.2015 г. по 30.06.2016 г. осуществляла поставку электрической энергии для оказания коммунальной услуги по электроснабжению в жилых и нежилых помещениях и для содержания общедомового имущества и принимало плату за потребленную электрическую энергию.
29.06.2016 г. представлением Прокуратуры Павловского район Ульяновской области установлено, что собственниками 32 многоквартирных домов, расположенных в рабочем поселке Павловка Павловского района Ульяновской области выбран способ управления управляющей компанией ООО "МастерКом".
При этом ПАО "Ульяновскэнерго" производит расчет и выставляет собственникам и нанимателям помещений на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решений общего собрания собственников помещений об оплате потребленной электрической энергии непосредственно ресурсоснабжающей компании, также не установлено принятие собственниками помещений решения о распределении сверхнормативного объема потребления электрической энергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Во исполнение представления прокуратуры Павловского района, ПАО "Ульяновскэнерго" произвело перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателями и собственниками помещений 25 многоквартирных домов, расположенных в рабочем поселке Павловка по адресам: пл. Луговая, д. 1, 2, 5-7, 9, 10, 12, 14, 16; пл. Школьная, д. 2-4, 10, 12; ул. Совхозная, д. 13; ул. Зеленая, д. 4, 6, 12, 16; ул. Ленина, д. 85, 87, 89; ул. Калинина, д. 138, 140, исходя из нормативов потребления за период с января 2015 года по июль 2016 года (включительно), предъявив объемы, превышающие установленный норматив - ООО "МастерКом".
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил, из того, что в силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
На основании изложенного управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Однако из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения. Согласно пункту 14 правил N 354 обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
Как следует из пояснений истца, потребители коммунального ресурса - граждане в спорный период времени вносили плату за потребленный объем электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды (нормативный) непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Однако по ряду многоквартирных жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, образовался так называемый сверхнормативный объем на общедомовые нужды.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 г. N 305-ЭС17-8232, от 20.03.2018 г. N 305-ЭС17-20562, от 20.03.2018 г. N 305-ЭС17-20562 исключается возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, не соответствует нормам действующего законодательства.
Учитывая, что общими собраниями собственников помещений в спорных многоквартирных домах не приняты решения о распределении указанного объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, требования истца удовлетворению не подлежат.
В силу изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а по делу надлежит принять новый судебный акт об отказе в иске.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.10.2017 г., оформленное в виде резолютивной части судебного акта, мотивированное решение составлено 26.10.2017 г., принятое в порядке упрощенного производства по делу N А72-11432/2017, отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "МастерКом" о взыскании долга 189 101 руб. 69 коп., расходов по оплате госпошлины 6 673 руб. 05 коп. - оставить без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462), город Ульяновск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "МастерКом" (ОГРН 111731000070, ИНН 7311008252), Ульяновская область, р.п. Павловка, в возмещение расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11432/2017
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛЬЯНОВСКЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "МАСТЕРКОМ"