г. Москва |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А40-171025/17-159-1527 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гарипова В.С.,
судей: Верстовой М.Е., Ким Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гофман Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Саморегулируемой организации Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 декабря 2017 года
по делу N А40-171025/17-159-1527, принятое судьей Константиновской Н.А.,
по исковому заявлению АО "Теплоэнергетическая компания Мосэнерго" (ОГРН 1077763217894, ИНН 7721604869, дата регистрации 30.11.2007 г., адрес: 101000, г. Москва, пер. Огородная Слобода, д. 5А)
к Саморегулируемой организации Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" (ОГРН 1097799011782, ИНН 7728097625, дата регистрации 14.07.2009 г., адрес: 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 10А, корп. 1, пом. N 33, 35, 38, 40, 41, 42),
третье лицо: СРО "СОЮЗАТОМСТРОЙ" (адрес: 119017, г.Москва, ул. Б. Ордынка, д. 29, стр. 1),
об обязании перевода денежных средств компенсационного фонда и исключении из состава Саморегулируемой организации в связи с переходом в другую Саморегулируемую организацию
при участии в судебном заседании:
от истца - Татаров Е.В. по доверенности от 14.06.20117;
от ответчика - Попова Н.И. по доверенности от 11.09.2017;
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
АО "Теплоэнергетическая компания Мосэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением об обязании Саморегулируемой организации Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" (далее - ответчик) произвести перечисление в компенсационный фонд СРО "СОЮЗАТОМСТРОЙ" (далее - третье лицо) денежные средства, ранее внесенные АО "ТЭК Мосэнерго" в компенсационный фонд Саморегулируемая организация Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов", в размере 10 000 000 (десять млн.) руб.;
а также об обязании Саморегулируемой организации Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" исключить АО "ТЭК Мосэнерго" из реестра членов СРО "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" в связи с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию (СРО "Союзатомстрой").
Арбитражный суд города Москвы решением от 05 декабря 2017 года заявленные требования удовлетворил в полном объеме:
обязал Саморегулируемая организация Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" произвести перечисление в компенсационный фонд СРО "СОЮЗАТОМСТРОЙ" денежные средства ранее внесенные АО "ТЭК Мосэнерго" в компенсационный фонд Саморегулируемая организация Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов", в размере 10 000 000 руб.,
Обязал Саморегулируемую организацию Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" исключить АО "ТЭК Мосэнерго" из реестра членов СРО "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" в связи с последующим переходов в другую саморегулируемую организацию (СРО "Союзатомстрой"),
Взыскал с Саморегулируемая организация Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" в пользу АО "ТЭК Мосэнерго" 12 000 руб. расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на нарушение норм права.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного в порядке статей 121-123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель истца возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены по доводам жалобы в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене.
Судом первой инстанции установлено, что АО "ТЭК Мосэнерго" для целей осуществления предпринимательской деятельности и в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) на основании протокола от 15.12.2009 N 3 было принято в члены Саморегулируемой организации Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" (прежнее наименование Саморегулируемая организация Ассоциация "Союз специалистов строительства и ремонта) (далее - СРО "СССР").
Факт членства истца в СРО "СССР" также подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации от 17.08.2017 N СРО-С-075-083/В.
В соответствии с требованиями ч. 6. ст. 55.6 ГрК РФ (в редакции от 23.11.2009) истцом были уплачены взносы в компенсационный фонд СРО "СССР" в размере 10 000 000 (десяти миллионов) рублей, что подтверждается платежными поручениями от 24.08.2011 N 18472589, от 24.01.2013 N 465, от 30.12.2010 N 2387, от 29.12.2009 N 1576.
Учитывая изменения ГрК РФ в части невозможности сохранения членства одновременно в двух саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, Истец 30.06.2017 обратился с СРО "СССР" с заявлением о добровольном прекращении членства в СРО "СССР" с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию (СРО НП "СОЮЗАТОМСТРОЙ") (письмо АО "ТЭК Мосэнерго" от 30.06.2017 N ТЭК/11/731), а также с заявлением о перечислении ранее внесенного взноса в компенсационный фонд в соответствии с ч. 13. ст. 3.3. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" в редакции федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - ФЗ N 191) из СРО "СССР" в СРО НП "СОЮЗАТОМСТРОЙ" (письмо АО "ТЭК Мосэнерго" от 30.06.2017 NТЭК/11/736).
В ответ на направленные заявления от 30.06.2017 N ТЭК/11/731, от 30.06.2017 NТЭК/11/736 (далее - Заявления) истцом был получен ответ от СРО "СССР" (от 05.07.2017 N СРО-С-406) с отказом от удовлетворения требований истца, изложенных в Заявлениях.
Данные факты послужили основанием для обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 8, 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. ст. 55.6, 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ (ред. от 28.12.2016), суд первой инстанции иск удовлетворил, исходя из следующего.
В соответствии с положениями ч. 14. ст. 55.6. ГрК РФ с 01.07.2017, юридическое лицо может быть членом одной СРО каждого из видов саморегулируемых организаций, указанных в статье 55.3. ГрК РФ.
Согласно п.п. 3 ст. 55.3. ГрК РФ к числу видов СРО относятся в т.ч. СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Таким образом, после 01.07.2017 Истец мог являться членом только одной СРО, осуществляющей строительство.
При этом наряду с членством в СРО "СССР" истец также являлся членом Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Объединение организаций выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов атомной отрасли "СОЮЗАТОМСТРОЙ", что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации от 10.08.2017 N 588.
Частью 2 статьи 52 и частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства вправе выполнять индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельство о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - Некоммерческая организация), в порядке, установленном статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом согласно положениям части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве одного из условий получения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, являющимся членом Некоммерческой организации, свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство о допуске), является уплата индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом взноса в компенсационный фонд в размере, установленным общим собранием членов Некоммерческой организации на основании положений пункта 5 статьи 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 18 статьи 1 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЭ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносятся изменения в статью 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие в том числе, что с "01" июля 2017 года членами саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (далее Региональная саморегулируемая организация). Т.е. законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности вводится принцип членства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в Региональных саморегулируемых организациях.
В целях обеспечения перехода индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся членами Некоммерческих организаций, в Региональные саморегулируемые организации статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон N 191-ФЗ, устанавливающие некоторые особенности регулирования правового положения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся членами Некоммерческих организаций, Некоммерческих организаций и Региональных саморегулируемых организаций, в том числе в части оснований и порядка прекращения членства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в Некоммерческой организации и исполнения обязанности по уплате взноса в компенсационный фонд Региональной саморегулируемой организации, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Положениями пункта 1 части 5 статьи 3 Федерального закона N 191- ФЗ в качестве условий перехода в Региональную саморегулируемую организацию установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся членами Некоммерческой организации, в срок не позднее 01 декабря 2016 года письменно уведомить такую Некоммерческую организацию о намерении добровольно прекратить членство в Некоммерческой организации с последующим переходом в Региональную саморегулируемую организацию. При этом согласно положениям части 6 статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ членство индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся членами Некоммерческой организации, прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее 01 июля 2017 года.
Суд первой инстанции указывает, что абзацем вторым пункта 1 статьи 123.11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право члена ассоциации (союза) выйти из нее по своему усмотрению в любое время. При этом законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности не содержит норм, устанавливающих какие-либо дополнительные условия прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в Некоммерческой организации, в том числе в части предоставления совместно с уведомлением дополнительных документов, и соответственно установление таких требований Некоммерческой организацией является незаконным на основании пункта 1 части 4 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как направлено на ограничение права члена ассоциации (союза) выйти из состава участников.
Положениями части 13 статьи 33 Федерального закона N 191-ФЗ в качестве оснований перечисления Некоммерческой организацией денежных средств, внесенных индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в качестве взноса в компенсационный фонд такой Некоммерческой организации, в течении семи рабочих дней в компенсационный фонд Региональной саморегулируемой организации в целях перехода в такую саморегулируемую организацию, установлены:
- заявление индивидуального предпринимателя или юридического лица о перечислении внесенного в компенсационный фонд Некоммерческой организации взноса в Региональную саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
- документы, подтверждающие факт принятия Региональной саморегулируемой организацией решения о приеме юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены такой Региональной саморегулируемой организации.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности установлены основания требований Истца к Ответчику о перечислении денежных средств, уплаченных им в качестве взноса в компенсационный фонд Некоммерческой организации в компенсационный фонд Региональной саморегулируемой организации в соответствии с частью 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации не возвращаются уплаченные взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 191-ФЗ.
Вместе с тем, на основании части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ с учетом особенностей, установленных пунктом 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации (кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо), предусмотрено исполнение обязанности индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющихся членами Региональной саморегулируемой организации, по внесению взноса в компенсационный фонд такой саморегулируемой организации третьим лицом, а именно перечисление денежных средств, уплаченных индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в качестве взноса в компенсационный фонд Саморегулируемой организации, Некоммерческой организацией, членство в которой добровольно прекращено индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в целях перехода в Региональную саморегулируемую организацию.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности установлено обязательство индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющихся членами Региональной саморегулируемой организации, по внесению взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) такой саморегулируемой организации. При этом обязательство по внесению взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) Региональной саморегулируемой организации может быть исполнено:
1) непосредственно индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, являющимися членами такой Региональной саморегулируемой организации,
2) либо по поручению указанных членов Региональной саморегулируемой организации третьим лицом, определенным на основании положений части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
Соответственно, уплата Саморегулируемой организацией денежных средств в качестве взноса индивидуального предпринимателя или юридического лица в компенсационный фонд Региональной саморегулируемой организации является внесением взноса членом Региональной саморегулируемой организации, исполненным третьим лицом по поручению (заявление) индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что, соответственно, неисполнение Некоммерческой организацией, являющейся Ответчиком по настоящему спору, поручения истца по перечислению ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд Региональной саморегулируемой организации в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о Градостроительной деятельности, является незаконным и затрагивает права и законные интересы истца.
Кроме того, в силу положений части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Положениями части 13 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ ответственность по обязательствам таких юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несет саморегулируемая организация, в члены которой приняты такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, со дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе в связи с причинением вреда вследствие недостатков работ, которые осуществлялись до дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда новой саморегулируемой организации.
Соответственно, Некоммерческая организация, членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в которой добровольно прекращено в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации, не имеет правового интереса удерживать средства компенсационного фонда, который создан в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда.
Таким образом, суд первой инстанции указывает, что ответчик нарушил требования действующего законодательства Российской Федерации, а также законные права и интересы истца в части ненадлежащего исполнения обязательств по перечислению взноса в компенсационный фонд в иную саморегулируемую организацию на основании части 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
Доводы ответчика, что истцом в срок до 01.12.2016 в СРО "СССР" было подано заявление о сохранении членства истца в СРО "СССР", а равно у ответчика отсутствовали основания для исключения истца из реестра СРО "СССР" на основании ч.6. ст. 3.3. ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ, суд первой инстанции признал необоснованными, указав, что положениями указанного закона не установлен запрет на подачу заявления в СРО в целях перехода в другую саморегулируемую организацию в срок после 01.12.2016, указанное заявление совместно с заявлением о переводе компенсационного фонда было подано 30.06.2017 г., что соотносится с положениями ч. 13. ст. 3.3. ФЗ N 191, устанавливающих срок подачи соответствующих заявлений не позднее 01.09.2017.
Довод ответчика о том, что истец и ответчик зарегистрированы в г. Москве, следовательно, истец не имеет права требовать перевода взноса в компенсационный фонд, т.к. это противоречит положениям ч. 13. ст. 3.3. ФЗ N 191 (в редакции 18.06.2017), суд признал необоснованным ввиду нижеследующего.
Суд указывает, что из буквального содержания ч. 13 ст. 3.3 ФЗ N 191 (в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту - регистрации такого юридического лица) прямо следует, что юридическое лицо вправе перейти в СРО по месту своей регистрации. В законе не установлен запрет на выход из СРО по месту своей регистрации с целью перехода в СРО по месту своей регистрации с требованием о переводе взноса в компенсационный фонд. Указанный вывод соотносится с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2017, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 N 09АП-121/2017 по делу N А40-181351/16-158-1625.
Исходя из смысла положений Градостроительного кодекса РФ, компенсационные фонды, формируемые в саморегулируемых организациях за счет членов саморегулируемой организации, создаются в целях возмещения вреда, причиненного членом саморегулируемой организации, и обеспечения обязательств членов саморегулируемой организации перед их контрагентами (ст. 55.16. ГрК РФ).
Доказательств того обстоятельства, что контрагентам Истца был причинен вред при осуществлении его деятельности в период нахождения в СРО "СССР" или не были исполнены обязательства перед контрагентами, требующие соответствующей компенсации, Ответчик суду не представил.
Поскольку Истец как член СРО "СССР" фактически не осуществляет деятельность в указанном СРО, при этом его обязательства перед третьими лицами обеспечиваются компенсационными фондами, сформированными в СРО "СССР", суд первой инстанции сделал вывод, что у ответчика отсутствуют основания для удержания средств компенсационного фонда.
Довод ответчика о том что, истец не осуществил переход в другую СРО, судом признан необоснованным, поскольку, порядок перевода компенсационного фронда при переходе из одной СРО в другую установлен ч. 13. ст. 3.3. ФЗ N 191, при этом положениями указанной нормы и ФЗ N 191 в целом не установлено четких критериев понятия "перехода члена СРО из одной СРО в другую", также ч. 13. ст. 3.3. ФЗ N 191 не установлен запрет на перевод средств компенсационного фонда в СРО, членом которых уже являлось юридическое лицо, осуществляющее переход из одной саморегулируемой организации в другую.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования об обязании ответчика произвести перечисление в компенсационный фонд денежные средства заявлены правомерно, обоснованно и подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд полагает обоснованными доводы жалобы с учетом сложившейся судебной практики по спорным вопросам, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Согласно части 5 статьи 3.3 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее "01" декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом организации, зарегистрированные в том же субъекте, должны были подать заявление о сохранении членства или о намерении добровольно прекратить членство без перехода в иную (региональную) СРО.
В рамках исполнения данной обязанности истец, зарегистрированный в г.Москве, направил в адрес ответчика уведомление о сохранении членства от 12.07.16 г. N ТЭК/11/3210.
До 30 июня 2017 г. все организации, направившие заявления о добровольном прекращении членства с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию должны были выйти из состава членов первоначальной СРО и вступить в СРО по месту своей регистрации. После такого вступления (и до 1 сентября 2017 г.) они имели право на перевод взноса в компенсационный фонд в региональную СРО, представив в первоначальную СРО заявление о переводе средств компенсационного фонда и выписку о приеме их в члены новой СРО.
Только такой порядок прекращения членства согласно ч. 5, 13 ст. 3.3. ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ, в отличие от общего порядка прекращения членства, установленного ст. 55.7. Гр.К., предусматривал право на перевод средств компенсационного фонда.
"30" июня 2017 года истец, зарегистрированный в г. Москве, направил Ответчику Заявление о добровольном прекращении членства в Ассоциации с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию в соответствии с ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ (Исх. N ТЭК/11/731 от 30.06.2017 г.), то есть в противоречие с ранее поданным уведомлением о сохранении членства, требованиями ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ, и потребовал перевода взноса в компенсационный фонд в СРО, в которой он состоял с 2014 г.
Между тем, законодателем прямо установлен предельный срок на подачу заявления о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, - "01" декабря 2016 года, и указан механизм перехода в региональную СРО с переводом взноса в компенсационный фонд.
На основании части 6 статьи 3.3. ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ членство в саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, направивших в саморегулируемую организацию уведомление, предусмотренное пунктом 1 части 5 указанной статьи (о прекращении членства), прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее "01" июля 2017 года.
Организации, зарегистрированные в том же субъекте, где расположена СРО, и направившие уведомление о сохранении членства, не подлежали исключению согласно ч. 6 статьи 3.3. ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
Заявление о добровольном прекращении членства в Ассоциации с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию подано истцом 30.06.2017 г., т.е. после 1 декабря 2016 г., в нарушение требований ст.3.3. ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ. В связи с этим у Ответчика отсутствовали правовые основания для исключения истца в связи с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию на основании Заявления о добровольном прекращении членства в Ассоциации с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию в соответствии с ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена и в Решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2017 г. по делу N А56-75291/2017.
Суд первой инстанции посчитал, что истец имеет право на перевод средств компенсационного фонда на основании поданного им заявления, т.к. из буквального содержания ч. 13 ст.3.3. ФЗ N 191 (в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации такого юридического лица) прямо следует, что юридическое лицо вправе перейти в СРО по месту своей регистрации. В законе не установлен запрет на выход из СРО по месту своей регистрации с целью перехода в СРО по месту своей регистрации с требованием о переводе взноса в компенсационный фонд. При этом суд соглашается с позицией других судов по делу А40-181351/16-158-1625.
При этом суд не учел, что с 18 июня 2017 г., т.е. на дату подачи заявления истца о переводе средств компенсационного фонда часть 13 статьи 3.3 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ действует в следующей редакции:
"13. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации саморегулируемой организации и добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя вправе подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой саморегулируемой организации в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель...".
Таким образом, положения части 13 статьи 3.3 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ не применяются в том случае, если добровольное прекращение членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в СРО (основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство) осуществляется в целях перехода в другую СРО аналогичного вида в пределах одного субъекта Российской Федерации, что подтверждается сложившейся судебной практикой -Постановление Арбитражного суда Московского округа от "24" октября 2017 года по делу N А40-238437/2016 (также N А40-181351/2016). Кассационная инстанция указала, что "Истец, Ответчик и Третье лицо зарегистрированы в одном и том же субъекте Российской Федерации - г. Москва. Соответственно, на истца не могут распространяться указанные выше гарантии по переводу денежных средств в СРО в связи с переходом истца в другую СРО в пределах одного субъекта Российской Федерации, поскольку истец и так являлся членом СРО по месту своего нахождения (регистрации). Как уже было отмечено выше, обязанность по переводу средств компенсационного фонда в силу закона возникает у СРО при условии перехода члена СРО по месту нахождения. Так, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Именно такая воля законодателя уточнена в редакции Федерального закона от 18.06.2017 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесшего изменения в пункт 13 статьи 3.3 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ".
Действующее законодательство РФ не предусматривает возможности перевода взноса в компенсационный фонд в случаях, не указанных в статье 3.3 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ, поэтому истец отказал ответчику в исключении его из состава членов на основании ФЗ от 03.07.2016 N 372-ФЗ и переводе взноса в компенсационный фонд Третьему лицу по иску.
Таким образом, имея право на добровольный выход из СРО, истец не вправе требовать его исключения из реестра членов СРО "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" по основаниям последующего перехода в другую саморегулируемую организацию в порядке с переводом средств компенсационного фонда в порядке, предусмотренном частями 5 и 13 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ.
Соответственно, суд апелляционной инстанции полагает, что не могут быть удовлетворены требования истца об обязании ответчика исключить истца из реестра его членов по основаниям последующего перехода в другую саморегулируемую организацию и об обязании ответчика перечислить денежные средства, ранее внесенные в компенсационный фонд ответчика.
Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 декабря 2017 года по делу N А40-171025/17 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с АО "Теплоэнергетическая компания Мосэнерго" (ОГРН 1077763217894, ИНН 7721604869) в пользу Саморегулируемой организации Ассоциация "Строители Оборонного и энергетического Комплексов" (ОГРН 1097799011782, ИНН 7728097625) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.С. Гарипов |
Судьи |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.