Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 октября 2018 г. N Ф05-13229/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
2 апреля 2018 г. |
дело N А40-188287/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.04.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2018
по делу N А40-188287/17, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИСиС" (НИТУ "МИСиС" (ОГРН 1027739439749)
к Управлению Федерального казначейства по г. Москве (ОГРН 1027739568471)
третье лицо: Замоскворецкая межрайонная прокуратура г. Москвы
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Черников В.Н. по доверенности от 19.07.2017;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2018 признано незаконным и отменено постановление Управления Федерального казначейства по г. Москве от 21.09.2017 N 73-35-12/22666-2 о привлечении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИСиС" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Замоскворецкая межрайонная прокуратура г. Москвы.
Представители казначейства и третьего лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель учреждения в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Пунктом 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (п. 2 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Исходя из положений абзаца 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) финансовое обеспечение указанной в ч. ч. 1, 2 ст. 4 данного Закона деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (п. 2 ч. 5 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
В соответствии с п. 6.10 Устава Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИСиС", финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в виде субсидий из федерального бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 4 Закона об автономных учреждениях постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (действующим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.
Согласно п. 39 Положения, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии (п. 39 Положения).
Согласно п. 44 Положения (в редакции от 26.06.2015 N 1) предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Минобрнауки России утверждено государственное задание N 5 на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов МИСиС, в том числе на выполнение работ "Организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики" (раздел 3), согласно которому одним из показателей, характеризующих объемы работ указан показатель качества работы "Модернизация научно-образовательной инфраструктуры и объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса" с количеством мероприятий в 2016 году - 1 единица (уникальный номер реестровой записи 771053913577100100111Г67100000000000001100101).
В целях финансового обеспечения выполнения государственного задания между Минобрнауки и МИСиС заключено соглашение от 11.01.2016 N 16.1.18.0166.01 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ).
Неотъемлемой частью Соглашения является график перечисления субсидий учреждению на сумму доведенного государственного задания.
В соответствии с принятыми обязательствами Минобрнауки по Соглашению в течение 2016 года перечислены субсидии на лицевой счет автономного учреждения.
Распоряжением от 22.08.2016 N Р-416 "О включении в государственное задание на 2016 год Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" работы по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях модернизации научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса) и установлении объема ее обеспечения", в соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства по принятию решений о включении в государственное задание подведомственным Министерству учреждениям работ в сфере образования и молодежной политики и определению объема субсидии на их финансовое обеспечение от 19.08.2016 N АП-45/18пр включены в государственное задание на 2016 год работа по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях модернизации научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса) по предложению Департамента управления сетью подведомственных организаций.
Пунктом 2 распоряжения Министерства от 22.08.2016 N Р-416 установлен объем финансового обеспечения выполнения работ учреждением на основании представленного Департаментом управления сетью подведомственных организаций финансово-экономического обоснования.
Согласно п. 3 распоряжения Министерства от 22.08.2016 N Р-416 Департаменту финансов организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки поручено обеспечить утверждение нового государственного задания, внесение изменения в соглашение на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и доведение соответствующего объема финансового обеспечения до Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИСиС".
23.08.2016 заместителем Министра образования и науки Российской Федерации утверждено государственное задание N 5 на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Согласно разделу 3 на стр. 44 Государственного задания N 5 наименование работы: организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики. Уникальный номер реестровой записи: 771053913577100100111Г67100000000000001100101. Наименование показателя: Количество мероприятий. Описание работы: Модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса. Значения показателя качества работы: 2016 (очередной финансовый год) - 1; 2017 (1-й год планового периода) - 0; 2018 (2-й год планового периода) - 0.
Согласно п. 3 ч. 3 "прочие сведения о государственном задании" Государственного задания N 5 порядок контроля за выполнением государственного задания. Форма контроля: Камеральная проверка. Периодичность: По мере поступления отчетности о выполнении государственного задания. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за выполнением государственного задания: Министерство образования и науки Российской Федерации.
Во исполнение распоряжения Министерства от 22.08.2016 N Р-416, в соответствии с Планом мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности (дорожная карта), создание инфраструктуры Университета, отвечающей современным требованиям (СИ 8), между Министерством и НИТУ "МИСиС" заключены к Соглашению дополнения N 2 от 31.08.2016, N 3 от 19.09.2016, N 4 от 18.10.2016, N 5 от 14.12.2016 об увеличении размера субсидии НИТУ "МИСиС" и внесении соответствующих изменений в график перечисления субсидии, приложение к Соглашению.
Об исполнении государственного задания N 5, его раздела 3, наименование работ: Модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса, НИТУ "МИСиС" систематически представляло в Министерство соответствующие отчеты об освоении дополнительных бюджетных средств, выделенных в соответствии с распоряжением Министерства на модернизацию научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса, содержащие в подробном и полном виде следующую информацию: наименование объекта, адрес, мероприятия (виды работ), объем субсидии (тыс. руб.), реквизиты контрактов, подрядчик, объем выполненных работ (%), объем освоенной субсидии (тыс. руб., %), плановый срок окончания работ, предписания надзорных органов, устраненные в связи с проведением ремонтных работ, по состоянию на ноябрь 2016, 31.01.2017, 01.04.2017, 01.07.2017.
Все вышеперечисленные отчеты приняты Министерством без возражений и (или) замечаний по порядку использования выделенных денежных средств.
Таким образом, данные обстоятельства подтверждают, что Министерством согласованы (утверждены) вышеуказанные мероприятия (виды работ) в качестве основания для выделения субсидии, в том числе денежные средства были выделены именно для производства указанных конкретных мероприятий (видов работ), то есть указанные мероприятия (виды работ) были признаны главным распорядителем бюджетных средств - Министерством направленными на модернизацию научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса.
По мнению административного органа, выполненные работы не соответствуют целям государственного задания, что, по его мнению, свидетельствует о нарушении заявителем требований п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 44 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640, п. 2.3.1 Соглашения от 11.01.2016 N 16.1.18.0166.01 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, положений распоряжения Минобрнауки России от 22.08.2016 N Р-419.
В связи с чем, оспариваемым постановлением от 21.09.2017 N 73-35-12/22666-2 на основании постановления Замоскворецкой межрайонной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.07.2017 учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая по заявлению общества названное постановление незаконным и отменяя, суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 % суммы полученной субсидии.
В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 2 названной статьи, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. п. 6, 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пункт 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит обязательные условия предоставления субсидий.
В рассматриваемом случае административным органом немотивированно, какие именно мероприятия (виды работ) учреждение имело право выполнять в рамках "модернизации" в соответствии с распоряжением Министерства от 22.08.2016 N Р-416.
Между тем, модернизация научно-образовательной структуры университета, в соответствии с требованиями законов и нормативных правовых актов об образовании, в том числе, предполагает развитие материальной и технической базы, ремонт помещений, лабораторий и др., создание среды, обеспечивающей уровень конкурентоспособного образования.
В тексте обжалуемого постановления не установлено и не содержится сведений, какие именно выполненные мероприятия (работы), какие суммы, не соответствуют условиям Государственного задания N 5, и отсутствует соответствующая мотивировка указанным обстоятельствам, не установлено и не мотивировано, какие именно договоры (с указанием их реквизитов, сторон) заключены учреждением с нарушениями, равно как и не мотивированы основания, согласно которым штраф составляет в размере 8.000.000 руб.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что у административного органа отсутствовали правовые основания для квалификации действий учреждения по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие доказательств, подтверждающих событие вмененного заявителю административного правонарушения, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о привлечении учреждения к административной ответственности.
Судом первой инстанции полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2018 по делу N А40-188287/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.