Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2018 г. N Ф09-4087/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А60-56545/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества Авиакомпания "Уральские авиалинии" (ИНН 6608003013, ОГРН1026605388490) - Анферова О.В., предъявлен паспорт, доверенность от 21.08.2017; Гринемаер Е.А., предъявлен паспорт, доверенность от 03.07.2017; Белова Л.В., предъявлен паспорт, доверенность от 13.09.2016;
от заинтересованного лица Шереметьевской таможни (ИНН 7712036296, ОГРН 1037739527176) - Николаева Е.А., предъявлено удостоверение, доверенность от 23.03.2018; Зенкина Е.Н., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2018;
от третьего лица публичного акционерного общества "Аэрофлот-Российские авиалинии" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 декабря 2017 года
по делу N А60-56545/2017,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества Авиакомпания "Уральские авиалинии"
к Шереметьевской таможне
третье лицо: публичное акционерное общество "Аэрофлот-Российские авиалинии"
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество Авиакомпания "Уральские авиалинии" (далее - заявитель, общество, ОАО АК "Уральские авиалинии") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Шереметьевской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) от 12.10.2017 N 10005000-2081/2017 и от 12.10.2017 N 10005000-2082/2017 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечено публичное акционерное общество "Аэрофлот-Российские авиалинии" (л.д. 172-176 т.8).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2017 года (резолютивная часть от 15.12.2017) заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что в нарушение требований пунктов 3, 4 ст. 279 ТК ТС общество АК "Уральские авиалинии" в период с 23.12.2016 по 28.07.2017 осуществляло незаконное пользование двигателями турбовентиляторными с реактивной тягой s/n 577808, 577806 в составе воздушного судна А 20 VP-BQW s/n 2947. Указывает, что из представленной технической документации обществу было известно о факте ремонтных работ в отношении двигателей s/n 577808, 577806; при этом ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" информация об обстоятельствах ремонта, в том числе о возможном перемещении двигателей под таможенную процедуру, не предусматривающую их передачу третьим лицам, не запрашивалась. Ссылается на доказанность вины в действиях заявителя. Присутствующие в судебном заседании представители таможенного органа на доводах жалобы настаивали.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу. Участвующие в судебном заседании представители заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Шереметьевской таможни - отказать.
Третье лицо по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу, просило решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 06.12.2016 и 08.11.2016 в ОТО и ТК N 2 Шереметьевской таможни поданы электронные декларации: N 10005023/061216/0090946 на товар N 1 - "двигатель турбовентиляторный с реактивной тягой 133 КН для гражданского пассажирского воздушного судна А-321, модификация 5В4/Р, для технического обслуживания и (или) ремонта гражданского пассажирского самолета типа А-321 - 1 шт., серийный номер (s/n) 577806, изготовитель CFM INTERNATIONAL, товарный знак CFM, модель CFM 56, артикул CFM56-5B4/P" и N 10005023/081116/0081772 на товар N 1 - "двигатель турбовентиляторный с реактивной тягой 133 КН для технического обслуживания и (или) ремонта гражданского пассажирского самолета типа А-319/320/321, серийный номер (s/n) 577808, изготовитель CFM INTERNATIONAL, товарный знак CFM, модель CFM 56, артикул CFM 5В4/Р".
Получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, электронных деклараций N 10005023/061216/0090946, N 10005023/081116/0081772 является публичное акционерное общество "Аэрофлот-Российские авиалинии".
Товар был помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов 06.12.2016 и 10.11.2016.
Согласно актам работ ED 122743 и ED 122695 двигатели турбовентиляторные с реактивными тягами s/n 577808 и s/n 577806 были установлены на воздушное судно А 320 VP-BQW s/n 2947.
После установки авиационных двигателей и завершения технического обслуживания воздушного судна 320 VP-BQW s/n 2947 на базе ООО "Инжиниринг" в аэропорту Минеральные воды, указанное воздушное судно выполняло тренировочный полет 22.12.2016 рейсом SU 7604 по маршруту М. Воды - М. Воды.
По окончании работ, связанных с транспортировкой и установкой авиационных двигателей, транспортировочные телеги, оформленные как товар N 2 по электронным декларациям N 10005023/061216/0090946, N 10005023/081116/0081772, были заявлены под таможенную процедуру реэкспорта по ДТ N 10005023/241216/0097564, N 10005023/090417/0029592 и вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза.
ПАО "Аэрофлот" по Договору аренды воздушного судна от 13.01.2006 N ALA 2947 является арендатором воздушного судна А320 VP-BQW s/n 2947, арендодателем которого является компания RBS AEROSPACE LIMITED (в настоящее время компания SMBC).
На основании Акта возврата от 23.12.16 в рамках Договора аренды воздушного судна от 13.01.2006 N ALA 2947 воздушное судно А 320 VP-BQW s/n 2947 было передано SMBC в аэропорту Минеральные Воды в пользование ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии".
Следовательно, авиационные двигатели, серийных номеров 577808 и 577806, находящиеся под процедурой временного ввоза (допуска), также были переданы 23.12.2016 третьему лицу в составе воздушного судна, без разрешения таможенного органа, тем самым нарушив установленные ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами.
Впоследствии авиационные двигатели s/n 577808 и s/n 577806 были помещены 28.07.2017 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по электронным декларациям N 10005023/280717/0066445 и N 10005023/28072017/0066447.
Таким образом, проанализировав обстоятельства дела, таможенный орган пришел к выводу о том, что ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" в период с 23.12.2016 по 28.07.2017 осуществляло незаконное пользование турбовентиляторными двигателями с реактивными тягами s/n 577808 и s/n 577808.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" протоколов об административном правонарушении N 10005000-2081/2017 и N 10005000-2082/2017 от 29.09.2017 по ст. 16.21 КоАП РФ (л.д.12-22 т.9; л.д. 12-21 т. 1).
12.10.2017 Шереметьевской таможней вынесены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10005000-2081/2017 и N 10005000-2082/2017, в соответствии с которыми ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 154 466 520 рублей по каждому постановлению (л.д.22-33 т.1; л.д.23-39 т. 9).
Не согласившись с указанными постановлениями таможенного органа, ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" обратилось с настоящими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исходя из недоказанности таможенным органом обстоятельств, подтверждающих наличие в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В ст. 16.21 КоАП РФ предусмотрено, что пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Предметом указанного правонарушения являются товары и транспортные средства, которые незаконно перемещены через таможенную границу и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, а также условно выпущенные товары, при пользовании, передаче в пользование или во владение либо распоряжении иными способами которыми допущены нарушения установленных запретов и (или) ограничений.
Согласно п. 1 ст. 96. Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Исходя из положений п. 2 ст. 96 ТК ТС, товары, указанные в п. 1 ст. 96 ТК ТС, считаются находящимися под таможенным контролем до:
1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 ТК ТС;
3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;
4) обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;
6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
На основании п. 6 ст. 96 ТК ТС, таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС.
В силу п. 3 ст. 279 ТК ТС, допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу: в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального) ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, - без разрешения таможенного органа; в иных случаях - с разрешения таможенного органа.
В п. 4 ст. 279 ТК ТС определено, что в целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров подает в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.
Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных настоящей главой, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.
Как следует из обстоятельств настоящего дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Аэрофлот" на основании договора аренды воздушного судна от 13.01.2006 N ALA 2947 является арендатором воздушного судна А320 VP-BQW s/n 2947, арендодателем которого является компания RBS AEROSPACE LIMITED (в настоящее время компания SMBC (лизингодатель)).
При этом, в акте передачи воздушного судна в аренду по вышеназванному договору, поименованы входящие в состав воздушного судна двигатели s/n 577808 и s/n 577806, как составные части.
23.11.2006 на территорию Российской Федерации было ввезено воздушное судно с имеющимися в его составе двигателями p/n 1887M10G05 s/n 577806, s/n 577808 и с 31.07.2009 воздушное судно вместе с входящими в его состав двигателями выпущено в свободное обращение, что подтверждается ГТД N 10005020/231106/П107187.
Впоследствии, указанные выше двигатели были сняты с воздушного судна А320 VP-BQW s/n 2947 и направлены для проведения планового ремонта на предприятие Safran Aircraft Engines (Snecma SA, Франция). Вывоз двигателей s/n 577806 и 577808 с территории Евразийского экономического союза осуществлялся на основании деклараций на товары N 10005023/240716/0049966, N 10005023/160816/0056535.
После окончания ремонта двигатели p/n 1887M10G05 s/n 577806, s/n 577808 были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вновь установлены на воздушное судно А320 VP-BQW s/n 2947 в рамках договора от 23.03.2015, заключенного между ПАО "Аэрофлот" и ООО "Инжиниринг" на базовое техническое обслуживание.
Товар был помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по электронным декларациям N 10005023/061216/0090946 и N 10005023/081116/0081772 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
23.12.2016 воздушное судно А320 VP-BQW s/n 2947 с входящими в его состав двигателями p/n 1887M10G05 s/n 577806, s/n 577808 было возвращено лизингодателю компании SMBC в соответствии с требованиями договора на основании акта возврата воздушного судна.
Следовательно, воздушное судно А320 VP-BQW s/n 2947 было передано ПАО "Аэрофлот" лизингодателем SMBS с входящими в его состав двигателями p/n 1887M10G05 s/n 577806, s/n 577808 и возвращено лизингодателю SMBS с первоначально установленными двигателями s/n 577806, s/n 577808 в его составе.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у ОАО АК "Уральские авиалинии" отсутствовали основания сомневаться в соблюдении требований таможенного законодательства в отношении двигателей s/n 577806, s/n 577808, поскольку указанные двигатели в соответствии с представленными в материалы дела документами изначально входили в воздушное судно и проходили таможенное оформление в его составе.
Как правильно отметил суд первой инстанции, объектом аренды, принимаемым в пользование, являлось воздушное судно, а не его составные части, соответственно у авиакомпании не было необходимости проверять на предмет соблюдения требований таможенного законодательства отдельные составные части воздушного судна. Кроме того, из представленных заявителю лизингодателем документов на воздушное судно следовало об отсутствии каких-либо таможенных ограничений.
Суд правомерно отклонил доводы Шереметьевской таможни о том, что присутствие на демонстрационном полете представителя АО АК "Уральские авиалинии" могло свидетельствовать о наличии у заявителя сведений об ограничениях, имеющихся в отношении двигателей воздушного судна.
Как указывалось выше, 22.12.2016 на базе ООО "Инжиниринг" в аэропорту Минеральные Воды воздушное судно (ВС) А320 VP-BQW s/n 2947 выполнило демонстрационный полет рейсом SU 7604 по маршруту Минеральные Воды - Минеральные Воды.
Целью выполнения демонстрационного полета воздушного судна 22.12.2016 являлось подтверждение соответствия состояния воздушного судна условиям Договора и работоспособности систем А320 VP-BQW s/n 2947 в полете перед возвратом лизингодателю.
Правоотношения по пользованию ВС s/n 2947 с входящими в его состав двигателями s/n 577806, s/n 577808 складывались исключительно между ПАО "Аэрофлот" и SMBS в рамках заключенного договора аренды воздушного судна от 13.01.2006 N ALA 294.
ПАО "Аэрофлот" не участвовало в передаче ВС A320-VP-BQW s/n 2947 лизингодателем АО АК "Уральские авиалинии", поскольку не являлось стороной сделки, а также не представляло лизингодателю и АО АК "Уральские авиалинии" информацию о таможенном статусе воздушного судна и установленных в его составе компонентов.
Между тем, какие-либо правоотношения между ПАО "Аэрофлот" и АО АК "Уральские авиалинии", связанные с передачей воздушного судна и таможенным статусом ВС, а также установленных на нем компонентов, отсутствовали.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что информация о прохождении таможенных процедур, в том числе в части ввоза товара по процедуре временного ввоза, не носит характера открытой информации и находящейся в свободном доступе.
Таким образом, выводы таможенного органа о наличии у АО АК "Уральские авиалинии" оснований полагать о возможном помещении двигателей под таможенную процедуру, не предусматривающую их передачу третьим лицам, носят предположительный характер и не могли быть положены в основу вынесенных постановлений о привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае таможенным органом надлежащим образом не установлены и не доказаны обстоятельства, событие и состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, что в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы таможни, изложенные суду первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте и, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
В связи с чем заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Шереметьевской таможни о привлечении к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 декабря 2017 года по делу N А60-56545/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е. Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.