г. Челябинск |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А76-20018/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗерноПродуктСК" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 января 2018 года по делу N А76-20018/2017 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЗерноПродуктСК" - Кузьменкова Н.Б. (доверенность от 11.09.2017),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Булатова А.И. (доверенность от 09.01.2018 N 05-1-05/000075),
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Потапова С.М. (доверенность от 15.01.2018 N 06-31/1/18).
Общество с ограниченной ответственностью "ЗерноПродуктСК" (далее - заявитель, ООО "ЗерноПродуктСК", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Челябинска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Советскому району г. Челябинска, налоговый орган) с заявлением о признании незаконным бездействия по непринятию решения об отмене решений о приостановлении операций по расчетным счетам ООО "ЗерноПродуктСК" от 02.10.2015 N N 9315, 9316, 9317, 9318, 9319, 9320.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 17 по Челябинской области).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.01.2018 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности ООО "ЗерноПродуктСК" ссылается на то, что оно является реально действующим юридическим лицом и не является "номинальной" организацией.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по Советскому району г. Челябинска просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Представителем УФНС России по Челябинской области поддержаны доводы заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, ООО "ЗерноПродуктСК" в налоговый орган по месту учета должны были быть представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 и 2 кварталы 2015 года соответственно по срокам 27.04.2015 и 27.07.2015, чего обществом сделано не было, и что послужило для ИФНС России по Советскому району г. Челябинска основанием для вынесения 02.10.2015 решений N N 9315, 9316, 9317, 9318, 9319, 9320 о приостановлении операций по расчетным счетам ООО "ЗерноПродуктСК" в банках.
ООО "ЗерноПродуктСК" 22.10.2015 и 02.11.2015 представило в ИФНС России по Советскому району г. Челябинчска налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2015 года, - подписанные директором Колмурзиным Ф.Ф.; 26.02.2016 представило уточненные налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2015 года, - подписанные директором Гайсиным Э.В.
Указанные декларации не были приняты налоговой инспекцией по причине подписания их неуполномоченными лицами.
Решением УФНС России по Челябинской области от 18.04.2016 N 16-7/601693 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
На основании решения учредителя ООО "ЗерноПродуктСК" от 21.12.2016 N 1 директором общества был назначен Кияшев Д.С., о чем 29.12.2016 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
ООО "ЗерноПродуктСК" 13.02.2017 вновь представило в ИФНС России по Советскому району г. Челябинска налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2015 года, подписанные директором общества Кияшевым Д.С., однако решения о приостановлении операций по расчетным счетам ООО "ЗерноПродуктСК" в банках, заинтересованным лицом отменены не были.
Решением УФНС России по Челябинской области от 30.03.2017 N 16-07/0014970 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленным форматам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков: налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; налогоплательщиками, не указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 80 НК РФ, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу.
Пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу п. 5 ст. 80 НК РФ, налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
Из пункта 5 статьи 174 НК РФ следует, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
Согласно пункту 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации -заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Согласно пунктам 213, 214 Административного регламента, при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, а также проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его налогоплательщику.
В подтверждение исполнения обязанности по сдаче налоговой декларации налогоплательщик получает: подтверждение даты отправки электронного документа от спецоператора; квитанцию о приеме отчетности от налогового органа.
Первоначально налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2015 года были представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета 22.10.2015 и 02.11.2015, посредством представителя Рычковой Е.И., действующей на основании доверенности от 28.10.2015 N 8, подписанной директором Колмурзиным Ф.Ф.
Уточненные налоговые декларации были представлены 26.02.2016 посредством представителя Пономаренко С.О., действующей на основании доверенности от 02.02.2016 N 1, подписанной директором Гайсиным Э.В.
Налоговым органом при этом установлено, что Колмурзин Ф.Ф. был назначен директором ООО "ЗерноПродуктСК" на собрании участников (Хромцев Д.Д., размер доли 50 %, Кукарекин Г.А., размер доли 50 %) 04.09.2014 (протокол собрания N 2).
Гайсин Э.В. был назначен директором ООО "ЗерноПродуктСК" на собрании участников (Хромцев Д.Д., размер доли 50 %, Кукарекин Г.А., размер доли 50 %) 16.01.2016 (протокол N 3).
В свою очередь, Хромцов Д.Д. был осужден в марте 2014 года к лишению свободы сроком на 4 года и 6 месяцев, и с указанного момента отбывает наказание в исправительном учреждении, а потому не мог участвовать в собраниях учредителей и принимать на них решения.
При этом допрошенный Хромцев Д.Д. показал, что он фактически не является учредителем и руководителем ООО "ЗерноПродуктСК", не осуществляет руководство обществом, не выполняет никаких организационно-распорядительных функций, не имеет властных полномочий и не распоряжается материальными ресурсами организации; Хромцев Д.Д. никогда не работал директором ООО "ЗерноПродуктСК", по какой причине в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нем, как об учредителе и директоре общества, Хромцеву Д.Д. не известно; граждане Кукарекин Г.А., Колмурзин Ф.Ф., Гайсин Э.В., Кияшев Д.С., Хромцову Д.Д. не знакомы; Хромцов Д.Д. не участвовал в собраниях учредителей ООО "ЗерноПродуктСК", не подписывал документы при регистрации общества, и документы, касающиеся налоговой отчетности, а также хозяйственной деятельности; допускает, что неустановленные лица могли воспользоваться его утерянным паспортом для регистрации организации на его имя и ведения предпринимательской деятельности.
В этой связи налоговый орган пришел к выводу о том, что собрания участников ООО "ЗерноПродуктСК" являются нелегитимными, поскольку Хромцов Д.Д. в них не участвовал, и решений не принимал, а потому Колмурзин Ф.Ф. и Гайсин Э.В. не могут являться директорами ООО "ЗерноПродуктСК", - что свидетельствует о подписании налоговых деклараций неустановленными неуполномоченными лицами.
По этим же причинам не может являться директором ООО "ЗерноПродуктСК", Кияшев Д.С., который приобрел доли общества у Хромцева Д.Д. и Кукарекина Г.А. по договору купли-продажи, поскольку из показаний Хромцева Д.Д. следует, что он не знаком с Кияшевым Д.С. и не выражал своего волеизъявления на продажу ему доли ООО "ЗерноПродуктСК", а также на подписание доверенности на имя Санникова Д.Е.
К пояснениям. данным Кияшевым Д.С., суд апелляционной инстанции относится критически, учитывая, что данное лицо также является "номинальным" руководителем общества.
При наличии вышеперечисленного арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (чек-ордер Челябинского отделения N 8597 филиал N 27 от 15.02.2018 (операция 4990) на сумму 3000 рублей)) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "ЗерноПродуктСК" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 января 2018 года по делу N А76-20018/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗерноПродуктСК" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗерноПродуктСК" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру Челябинского отделения N 8597 филиал N 27 от 15.02.2018 (операция 4990) государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.