Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июля 2018 г. N Ф03-2681/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
04 апреля 2018 г. |
А73-16456/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1072723005079: Струева Ю.А. представитель по доверенности от 06.06.2018 N 118;
от Администрации Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, ОГРН 1022700651291: не явились;
от Министерства обороны Российской Федерации: Гержан В.А. представитель по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/300,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 08.02.2018
по делу N А73-16456/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Левинталь О.М.
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Администрации Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края
об обязании принять имущество
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Учреждение) с иском к Администрации Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - ответчик, Администрация) о возложении на ответчика обязанности подписать передаточные акты, а так же внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету следующие объекты недвижимого имущества:
1. земельный участок, расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, кадастровый номер 27:01:0000010:395, общей площадью 1999939,8 кв.м;
2. жилой дом (в составе квартир N N 1-24) расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, ДОС 2, в/г N 20, номер по генплану 78, общей площадью 1306 кв.м;
3. жилой дом (в составе квартир N N 1-2) расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, ДОС 3, в/г N 20, номер по генплану 10, общей площадью 84 кв.м;
4. жилой дом (в составе квартир N N 1-2) расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, ДОС 4, в/г N 20, номер по генплану 8, общей площадью 84 кв.м;
5.здание караульного помещения, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А, условный номер 27-27-05/005/2010-028, номер по генплану 41, общей площадью 189 кв.м;
6.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А 5, условный номер 27-27- 05/005/2010-033, номер по генплану 42, общей площадью 103 кв.м;
7.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А 6, условный номер 27-27- 05/005/2010-034, номер по генплану 43, общей площадью 717 кв.м;
8.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край. Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А 8, условный номер 27-27- 05/005/2010-036, номер по генплану 44, общей площадью 717 кв.м;
9.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А 7, условный номер 27-27- 05/005/2010-035, номер по генплану 47, общей площадью 717 кв.м;
10.металлический склад, расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А 9, условный номер 27-27- 05/005/2010-037, номер по генплану 49, общей площадью 323 кв.м;
11.жилой дом (в составе квартир N N 1-2) расположенный по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, ДОС 5, в/г N 20, номер по генплану 58, общей площадью 84 кв.м;
12.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А 10, условный номер 27-27- 05/005/2010-038, номер по генплану 51, общей площадью 793 кв.м;
13. здание дизельной электростанции, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литер А 37, условный номер 27-27-05/005/2010-065, номер по генплану 52, общей площадью 66 кв.м;
14.здание пожарного депо, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 36, условный номер 27-27- 05/005/2010-064, номер по генплану 53, общей площадью 296 кв.м;
15.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера A l l, условный номер 27-27- 05/005/2010-039, номер по генплану 54, общей площадью 103 кв.м;
16.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 12, условный номер 27-27- 05/005/2010-040, номер по генплану 55, общей площадью 793 кв.м;
17.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 13, условный номер 27-27- 05/005/2010-042, номер по генплану 56, общей площадью 793 кв.м;
18.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 14, условный номер 27-27- 05/005/2010-041, номер по генплану 57, общей площадью 793 кв.м;
19. здание контрольно-пропускного пункта, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 1, условный номер 27-27-05/005/2010-029, номер по генплану 59, общей площадью 16 кв.м;
20. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 15, условный номер 27-27-05/005/2010- 043, номер по генплану 62, общей площадью 793 кв.м;
21. здание котельной, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 39, условный номер 27-27- 05/005/2010-067, номер по генплану 63, общей площадью 195 кв.м;
22.здание бани, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 38, условный номер 27-27-05/005/2010- 066, номер по генплану 64, общей площадью 99 кв.м;
23. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 16, условный номер 27-27- 05/005/2010-044, номер по генплану 66, общей площадью 793 кв.м;
24. здание гаража, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 4, условный номер 27-27- 05/005/2010-032, номер по генплану 67, общей площадью 808 кв.м;
25.здание контрольно-пропускного пункта, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 2, условный номер 27-27-05/005/2010-030, номер по генплану 67а, общей площадью 13 кв.м;
26.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 17, условный номер 27-27- 05/005/2010-045, номер по генплану 68, общей площадью 303 кв.м;
27.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 18, условный номер 27-27- 05/005/2010-046, номер по генплану 69, общей площадью 810 кв.м;
28.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 19, условный номер 27-27- 05/005/2010-047, номер по генплану 71, общей площадью 793 кв.м;
29.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 20, условный номер 27-27- 05/005/2010-048, номер по генплану 72, общей площадью 793 кв.м;
30.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 21, условный номер 27-27- 05/005/2010-049, номер по генплану 73, общей площадью 793 кв.м;
31. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 22, условный номер 27-27- 05/005/2010-050, номер по генплану 74, общей площадью 793 кв.м;
32.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 23, условный номер 27-27- 05/005/2010-051, номер по генплану 75, общей площадью 793 кв.м;
33.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 24, условный номер 27-27- 05/005/2010-052, номер по генплану 76, общей площадью 793 кв.м;
34.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 25, условный номер 27-27- 05/005/2010-053, номер по генплану 77, общей площадью 870 кв.м;
35.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 26, условный номер 27-27- 05/005/2010-054, номер по генплану 79, общей площадью 793 кв.м;
36.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 27, условный номер 27-27- 05/005/2010-055, номер по генплану 80, общей площадью 793 кв.м;
37.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 33, условный номер 27-27- 05/005/2010-061, номер по генплану 81, общей площадью 793 кв.м;
38.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 34, условный номер 27-27- 05/005/2010-062, номер по генплану 82, общей площадью 793 кв.м;
39.здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 35, условный номер 27-27- 05/005/2010-063, номер по генплану 83, общей площадью 793 кв.м;
40. здание комплексное, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 3, условный номер 27-27- 05/005/2010-031, номер по генплану 84, общей площадью 1316 кв.м;
41. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 28, условный номер 27-27- 05/005/2010-056, номер по генплану 85, общей площадью 793 кв.м;
42. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 29, условный номер 27-27- 05/005/2010-057, номер по генплану 86, общей площадью 793 кв.м;
43. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 30, условный номер 27-27- 05/005/2010-058, номер по генплану 87, общей площадью 870 кв.м;
44. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 31, условный номер 27-27- 05/005/2010-059, номер по генплану 88, общей площадью 870 кв.м;
45. здание склада, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 32, условный номер 27-27- 05/005/2010-060, номер по генплану 89, общей площадью 870 кв.м;
46. здание водонасосной станции, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 40, номер по генплану 90, общей площадью 8 кв.м;
47. здание водонасосной станции, расположенное по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А 41, номер по генплану 91, общей площадью 8 кв.м;
48. тепловые сети, расположенные по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, инвентарный номер 000000000021050, протяженностью 2,74 км.;
49. водопроводные сети, расположенные по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, Литера А, инвентарный номер 000000000021074, протяженностью 0,28 км.;
50. канализационные сети, расположенные по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, литера А, инвентарный номер 000000000021075, протяженностью 0,04 км.
Определением суда от 05.02.2018 в отдельное производство выделено исковое требование в отношении тепловых сетей, расположенных по адресу: Хабаровский край, Амурский район, с. Болонь, в/г N 20, инвентарный номер 000000000021050, протяженностью 2,74 км.
Решением от 08.02.2018 исковые требования удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность подписать акты, внести в реестр муниципального имущества и принять к бюджетному учету два жилых дома, здание дизельной электростанции, здание котельной, здание водонасосной станции, водопроводные сети, канализационные сети, земельный участок, необходимый для эксплуатации указанных объектов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России просит решение в части отказа в удовлетворении иска отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что ненадлежащее техническое состояние объекта недвижимости не может служить основанием для отказа в иске, поскольку законодательство не возлагает на передающую сторону обязанность по приведению передаваемого имущества в надлежащее состояние. Ссылаясь на письма Администрации Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 17.06.2016 N 01/17/204, от 20.07.2016 N 01-17/242, от 26.07.2016 N 01-17/263, указывает, что ответчик согласовал передачу всего имущества из федеральной собственности в муниципальную. Указывает, что ответчиком не представлены доказательства того, что ему отказано в финансовой поддержке местного бюджета. Указывает, что с момента издания приказа от 06.04.2017 N 327 прекращено право собственности Российской Федерации, право оперативного управления и право постоянного (бессрочного пользования) на объекты недвижимого имущества, имущество передается безвозмездно в муниципальную собственность в силу закона и поскольку ответчик выразил согласие на принятие всего имущества, то исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Администрацией Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края представлено заявление, в котором выражено согласие с решением суда, а также ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя администрации.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представители ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и Министерства обороны Российской Федерации настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы. Представителем истца заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: договора хранения и содержания имущества от 11.01.2016 N 02/16, акта проведения инвентаризации фактически проживающих и зарегистрированных лиц в многоквартирном доме военного городка ДОС 2, письма Министерства жилищно коммунального хозяйства Хабаровского края от 08.02.2018 N 1-07/1773, протокола Министерства жилищно коммунального хозяйства Хабаровского края от 06.02.2018, письма Администрации Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 23.1.2017 N 07-10/475, акта от 02.03.2018 N 282.
Рассмотрев указанное ходатайство, Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в его удовлетворении, руководствуясь пунктом 2 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и третьего лица, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле проверил законность и обоснованность решения в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Установлено, что 15.10.2015 в ответ на обращение ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 23.07.2013 N 141/6/07-09/11261 администрация письмом N 01-17/374 сообщила, что согласна принять в муниципальную собственность котельную, жилой дом, тепловые сети, сети водоснабжения и скважину военного городка N 20 с. Болонь.
Письмом от 17.06.2016 N 01-17/204 администрация обратилась к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России с просьбой о передаче имущественного комплекса военного городка N 20 с. Болонь, отметив, что военный городок N 20 Министерством обороны РФ не используется, находится в руинированном состоянии.
16.06.2016 истцом произведен осмотр имущественного комплекса военного городка, установлено, что 9 объектов недвижимости (инв. N N 78, 8, 52, 84, 63, 59, 67а, 90, 91) находятся в удовлетворительном состоянии, 35 объектов (инв. NХ" 41, 67, 42, 43, 44, 47, 51, 54, 55, 56, 57, 62, 66, 68, 69, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87, 88, 89, 53, 49, 64) - в неудовлетворительном (руинированном) состоянии, а два объекта недвижимости (инв. N 58, 10) отсутствуют в натуре, при проведении осмотра не обнаружены на местности.
Для определения перечня объектов недвижимого имущества военного городка N 20, подлежащих передаче в муниципальную собственность, Учреждение обратилось к администрации с письмом от 07.07.2016 N 141/6/06-11/8984, в котором просило выразить позицию по вопросу принятия в муниципальную собственность всех 49 объектов недвижимого имущества городка, в том числе и руинированных и земельного участка с кадастровым номером 27:01:0000010:395.
Письмом от 20.07.2016 N 01-17/242 администрация обратилось к Учреждению с предложением о первоочередной передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры военного городка N 20 с. Болонь в связи с подготовкой к отопительному сезону 2016-2017 гг, отметив, что решение по приему всего имущественного комплекса, включая руинированные объекты, остается в силе.
Письмом от 26.07.2016 N 01-17/263 администрация сообщила, что готова принять в муниципальную собственность все объекты недвижимости военного городка N 20, в том числе и руинированные.
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России письмом от 12.08.2016 N 141/6/06-11/10768 направило в адрес Департамента имущественных отношений Минобороны России проект приказа о передаче имущественного комплекса военного городка в муниципальную собственность, о чем уведомлена Администрация Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края письмом от 12.08.2016 N 141/6/06- 11/10769.
06.04.2017 заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ N 327 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Болоньское сельское поселение" Амурского муниципального района Хабаровского края" (далее - приказ N 327).
В соответствии с данным приказом с учетом дополнений, внесенных приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26.05.2017 N 546 "О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06 апреля 2017 г. N 327", из федеральной собственности в собственность Болоньского сельского поселения передаются 50 объектов недвижимого имущества военного городка N 20 с. Болонь, указанные в приложении к приказу N 327.
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России письмом от 13.04.2017 N 141/6/06-02/4755 направило в адрес администрации проект передаточного акта для подписания (повторно письмом от 02.06.2017 N 141/6/06-02/7351), а также документы для передачи письмом от 10.05.2017 N 141/6/06- 02/5984.
После внесения изменений в приказ N 327 в адрес администрации направлен дополнительный проект передаточного акта и бухгалтерские документы на тепловые сети военного городка N 20 письмом от 26.06.2017 N 141/6/06-02/8403.
Письмом от 29.06.2017 N 01-17/232 глава сельского поселения выразил отказ в принятии имущественного комплекса военного городка, ссылаясь на неудовлетворительное техническое состояние передаваемых объектов недвижимого имущества.
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 11.08.2017 N 141/6/06-02/10606 вновь обратилось к администрации, указав на необходимость безусловного принятия в собственность имущественного комплекса военного городка N 20.
Письмом от 20.09.2017 N 01-17/420 администрация отказалась принимать имущество в муниципальную собственность.
Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Согласно абзацам 6-8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из данной нормы права передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется на основании решения, принимаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
На основании пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 08.11.2007 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Судом первой инстанции установлено, что до издания приказа N 327 спорные объекты недвижимого имущества были закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ определено, что если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Безвозмездная передача военного недвижимого имущества оформляется принятием решения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (статья 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, для приема-передачи объектов при разграничении публичной собственности требуется волеизъявление соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, в предмет доказывания в рамках настоящего дела входят обстоятельства: принадлежности имущества истцу; волеизъявления истца на передачу имущества ответчику; согласие ответчика на принятие имущества; правомерность нахождения заявленного имущества в собственности сельского поселения в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Факты принадлежности имущества истцу и волеизъявления истца на передачу имущества ответчику подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.
В ходе судебного разбирательства волеизъявление ответчика принять в муниципальную собственность передаваемое имущество выражено только в отношении нескольких объектов недвижимости, а именно жилой дом инв.N 78, здание дизельной инв.N 52, здание котельной инв.N 63, здание водонасосной инв.N90, водонапорные сети, канализационные сети, жилой дом инв.N 8.
В отношении остальных объектов недвижимого имущества ответчик указал на их ненадлежащее состояние (разрушены).
Исходя из содержания приобщенных в дело фотоматериалов усматривается, что доводы ответчика обоснованны, спорные объекты непригодны для эксплуатации в интересах муниципального образования, находятся в полуразрушенном или в разрушенном состоянии.
Утрата недвижимой вещью таких свойств, как пригодность для использования ее в целях, для которых она предназначена, влечет утрату свойства оборотоспособности вещи, что исключает юридические вопросы передачи отсутствующего объекта гражданских прав в силу статей 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, передача аварийных, непригодных для выполнения своего функционального назначения объектов, возможно подлежащих сносу, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных федеральными законами.
По имеющимся материалам дела не установлена объективная необходимость передачи в муниципальную собственность имущества для его использования в целях реализации функций местного самоуправления, исходя из его финансово-экономических возможностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанных судебных актах разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, для безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества необходимо соблюдение ряда условий, в частности таких как: объективная необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий и возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что в спорном случае возможность фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения истцом не доказана, и судом не установлена.
Соответственно, несогласие органа местного самоуправления объективно отражает отсутствие оснований для принятия спорных объектов в муниципальную собственность.
Указанные обстоятельства и правовая позиция высшей судебной инстанции судом первой инстанции при принятии решения учтены.
В отношении комплексного здания (инв. N 84) и здания контрольно- пропускного пункта (инв. 59 и N 67 а), дав оценку фотоматериалам, суд первой инстанции установил, что в названных зданиях отсутствуют коммуникации, окна, двери, частично крыша, что исключает возможность их эксплуатации без дополнительных значительных финансовых вложений.
О здании водонасосной станции инв. N 91 глава поселения пояснял суду первой инстанции, что оно не является необходимым для эксплуатации принимаемых объектов.
В обоснование невозможности принятия в собственность всего имущества ответчик указал на отсутствие финансовых возможностей поселения для содержания всего передаваемого имущества, предоставил решение совета депутатов Болоньского сельского поселения от 29.12.2017 N 111, которым утвержден бюджет поселения на 2018 и 2019 гг. Суд первой инстанции установил, что на 2018 год бюджет сельского поселения является дефицитным - доходная часть составляет 4 100 000 руб., бюджет в доходной части является получателем из краевого бюджета дотации в размере 3 000 000 руб. на выравнивание бюджетной обеспеченности, расходная часть бюджета поселения составляет 4 273 000 руб.
Представитель администрации пояснял суду первой инстанции, что у поселения отсутствует возможность восстанавливать и нести налоговое бремя содержания имущества, использование которого не отвечает потребностям поселения.
Исходя из оценки представленных сторонами доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что большая часть объектов, заявленных истцом, руинирована, в связи с чем исключается возможность их использования, а для восстановления функционального состояния отдельных зданий у ответчика отсутствуют средства и заинтересованность в их использовании.
Кроме того, судом обоснованно указано на то, что в соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не предоставило доказательства утверждения на 2018 год или последующие годы Правительством Российской Федерации порядка выделения межбюджетных субсидий Хабаровскому краю для перераспределения Болоньскому сельскому поселению Амурского муниципального района для использования в целях восстановления и содержания передаваемого имущества. Вместе с тем, бюджет сельского поселения и краевой бюджет утверждены на 2018 год и не содержат средств на восстановление передаваемого военного имущества.
При названных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права при принятии обжалуемого решения.
Доводы жалобы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку противоречат вышеприведенному толкованию норм права, данному Конституционным Судом Российской Федерации.
Дав повторную оценку приобщенным к материалам дела доказательствам, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для ее удовлетворения, нарушение судом норм материального или процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.02.2018 по делу N А73-16456/2017 в обжалуемой части оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.