город Томск |
|
5 апреля 2018 г. |
Дело N А45-33305/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.
судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А. Г. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Никитиной К. В., доверенность N 125 от 20.11.2017,
от третьего лица: Андросова В. А., паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Пинекера Вячеслава Ивановича
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2018 года по делу N А45-33305/2017 (судья Нахимович Е. А.)
по заявлению Пинекера Вячеслава Ивановича, г. Новосибирск
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области (630108, г. Новосибирск, пл. Труда, 1)
третье лицо: Андросов Вадим Александрович,
о признании решения от 10.10.2017 о ликвидации ОАО "Сибэнергоремонт" недействительным (запись ГРН 7175476018095),
УСТАНОВИЛ:
Пинекер Вячеслав Иванович (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании решения от 10.10.2017 о ликвидации открытого акционерного общества "Сибэнергоремонт" (далее - ОАО "Сибэнергоремонт") недействительным (запись ГРН 7175476018095).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Андросов Вадим Александрович.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения о наличии кредиторской задолженности. На момент ликвидации общества в производстве Арбитражного суда Новосибирской области находилось на рассмотрении дело N А45-11615/2017. Кроме того, у ОАО "Сибэнергоремонт" имелась задолженность в размере 6 000 рублей перед Научно-инженерным центром "ЗТЗ-Сервис" Украина, г. Запорожье (дело N А45-10637/2017).
Инспекция и Андросов В. А. в отзывах на апелляционную жалобу просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя заинтересованного лица и третьего лица, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.06.2017 на годовом общем собрании акционеров ОАО "Сибэнергоремонт" акционеры единогласно приняли решение о добровольной ликвидации общества.
19.07.2017 в официальном источнике "Вестник государственной регистрации" размещено сообщение о ликвидации юридического лица, указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 630032, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Станционная, дом 2А, тел.: 89138660174.
22.09.2017 общим собранием акционеров ОАО "Сибэнергоремонт" утвержден и сдан промежуточный ликвидационный баланс в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
29.09.2017 регистрирующим органом внесена запись о составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса.
02.10.2017 в Федеральную налоговую службу Российской Федерации сдан ликвидационный баланс, утвержденный общим собранием акционеров ОАО "Сибэнергоремонт" и другие документы, в порядке, установленном статьёй 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
10.10.2017 Федеральной налоговой службой Российской Федерации принято решение о государственной регистрации ликвидации ОАО "Сибэнергоремонт", внесена запись N 7175476018095 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) об исключении из него указанного общества.
Пинекер В. И. полагая, что ликвидация ОАО "Сибэнергоремонт" произведена на основании недостоверного ликвидационного баланса, содержащего в себе недостоверные сведения о наличии кредиторов и кредиторской задолженности и при незавершенном судебном споре, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что наличие спора не может служить безусловным препятствием для добровольной ликвидации юридического лица; с учетом неденежного характера спорного обязательства не имеется оснований для вывода о том, что его наличие могло послужить основанием для обращения ликвидационной комиссии (ликвидатора) в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей 7 (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закона N 129-ФЗ), учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ указанные документы, предусмотренные статьей 21, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что 03.07.2017 ОАО "Сибэнергоремонт" представило на государственную регистрацию уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии, подписанное Андросовым В. А. (руководителем ликвидационной комиссии), полномочия и подпись которого удостоверены нотариусом нотариального округа г. Новосибирска Беспаловой Ларисой Васильевной, за реестровым номером 3-1430, с приложением выписки из протокола N 2 годового общего собрания акционеров ОАО "Сибэнергоремонт".
Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом 10.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 6175476457557 о принятии ОАО "Сибэнергоремонт" решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
Сообщение ОАО "Сибэнергоремонт" о ликвидации опубликовано в официальном журнале "Вестник государственной регистрации" от 19.07.2017 N 28 (642), в соответствии с которым требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 (двух) месяцев с момента опубликования настоящего сообщения.
22.09.2017 обществом для государственной регистрации представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса с приложением выписки из протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Сибэнергоремонт" об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган 29.09.2017 в ЕГРЮЛ внес запись за ГРН 6175476966923 о составлении ликвидируемым юридическим лицом промежуточного ликвидационного баланса.
В последующем 03.10.2017 ОАО "Сибэнергоремонт" представило на государственную регистрацию по каналам связи:
1. заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией подписанное Андросовым В. А.;
2. выписку из протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Сибэнергоремонт" об утверждении ликвидационного баланса;
3. ликвидационный баланс подписанный Андросовым В.А.;
4. справку N 148287 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей;
5. чек, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Рассмотрев представленные документы с учетом отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, установленных статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ, Инспекция приняла решение о государственной регистрации от 10.10.2017 N 100324А, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 7175476018095.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в отношении ОАО "Сибэнергоремонт" представлены документы для государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией, в том числе документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении, о ликвидации, назначении ликвидатора, составлении промежуточного ликвидационного баланса, для государственной регистрации прекращения деятельности указанного юридического лица в связи с его ликвидацией, а также о результатах их рассмотрения путем размещения сведений в информационном ресурсе в сети Интернет и на web-сайте Управления ФНС России по Новосибирской области: www.nalog.ru.
Как правильно указал, суд первой инстанции, Инспекция не наделена полномочиями требовать представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ, и осуществлять проверку представленных документов на соответствие закону (пункты 4, 4.1. статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ), ответственность за достоверность предоставленных сведений несут заявители (статья 25 Федерального закона N 129-ФЗ).
Доводы заявителя жалобы о том, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения о наличии кредиторов и кредиторской задолженности, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
Судом установлено, что предметом спора по делу N А45-11615/2017 являлось признание недействительным соглашения об отступном от 24.10.2016 и применении последствий недействительности сделки.
Из материалов дела следует, что уведомление о ликвидации юридического лица, как и уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационного баланса, представлены в регистрирующий орган ликвидатором в период, когда рассматривался спор о признании недействительным соглашения об отступном от 24.10.2016, применении последствий недействительности сделки. На момент представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса вступивший в законную силу судебный акт о возложении на общество обязанности выполнить определенные действия отсутствовал.
Промежуточный ликвидационный баланс предполагает включение в него сведений о размере задолженности тех кредиторов, которые предъявили свои требования в установленный срок, а также сведений об активах, за счет которых подлежат удовлетворению требования кредиторов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 N 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами, как по праву, так и по размеру.
Ликвидационный баланс предусматривает отсутствие в нем сведений о кредиторской задолженности в каком-либо размере.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что наличие спора в суде само по себе не является основанием считать неправомерными действия регистрирующего органа в части внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации ОАО "Сибэнергоремонт".
Наличие у ОАО "Сибэнергоремонт" неисполненного обязательства судебными актами не подтверждено, размер данного обязательства в денежном выражении не установлен.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что наличие спора не может служить безусловным препятствием для добровольной ликвидации юридического лица; с учетом неденежного характера спорного обязательства не имеется оснований для вывода о том, что его наличие могло послужить основанием для обращения ликвидационной комиссии (ликвидатора) в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части доводов заявителя, касающихся задолженности по делу N А45-10637/2017, суд первой инстанции обоснованно исходил из представленной третьим лицом справки Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области от 15.01.2018 N 21/6-12к о том, что в отношении ОАО "Сибэнергоремонт" (ИНН 5404100440) отсутствуют на исполнении исполнительные документы; возбужденные и неисполненные в отношении ОАО "Сибэнергоремонт" исполнительные производства.
В случае несогласия с действиями ликвидационной комиссии заявитель имел возможность заявить в разумный срок иск к ликвидационной комиссии и/или к ее руководителю и/или к ее членам. Ликвидация общества осуществлялась на основании решения общего собрания акционеров; акционером Пинекером В. И. не оспаривалась. С заявлением о принятии обеспечительных мер с целью приостановления процедуры ликвидации акционерного общества, оспаривания действий ликвидационной комиссии Пинекер В. И. не обращался.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушение прав и законных интересов заявителя решением регистрирующего органа от 10.10.2017 о ликвидации ОАО "Сибэнергоремонт" материалами дела не подтверждено.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод заявителя жалобы о том, что часть его возражений не нашла оценки в оспариваемом судебном акте, поскольку суд, рассматривая дело, дает оценку всем доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов суда, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 января 2018 года по делу N А45-33305/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Пинекеру Вячеславу Ивановичу из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 19.02.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33305/2017
Истец: Пинекер Вячеслав Иванович
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области
Третье лицо: Андросов Вадим Александрович, ОАО Ликвидационная комиссия "Сибэнергоремонт", Председатель ликвидационной комиссии Андросов В.А.
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2663/18
14.03.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2663/18
23.07.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2663/18
05.04.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2052/18
24.01.2018 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-33305/17