город Ростов-на-Дону |
|
04 апреля 2018 г. |
дело N А32-53845/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.02.2018 по делу N А32-53845/2017,
принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал"
(ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160)
к заинтересованному лицу Региональному отделу государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Водоканал" (далее - предприятие; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональному отделу государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление; административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2017 N 10-74-312-Н-2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что предприятие в силу положений Закона о водоснабжении даже с учетом отсутствия всех лицензий на пользование недрами не имеет оснований для прекращения водоснабжения населения. Срок получения лицензии истекает 01.12.2017, что, по мнению заявителя, свидетельствует о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности от 30.11.2017. Предприятием были приняты все исчерпывающие меры для своевременного получения лицензий. При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности управлением не учтены смягчающие вину обстоятельства. МУП г.Сочи "Водоканал" считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения административного наказания в виде предупреждения, а также, выявленное правонарушение может быть признано малозначительным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в лице регионального отдела государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи от 30.11.2017 N 10-74-312-Н-2 о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено в части размера штрафа. Суд уменьшил сумму административного штрафа до 400 000 рублей.
Муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 отменить. В апелляционной жалобе предприятие, ссылаясь на то, что им были предприняты все зависящие от него меры по получению соответствующих лицензий, то есть по соблюдению правил пользования недрами, указывает на недоказанность вины во вмененном правонарушении. Также, предприятие считает, что управлением допущены процессуальные нарушения в ходе рассмотрения административного дела, а именно - в протоколе об административном правонарушении не указано место и время совершения, событие вмененного правонарушения. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае имеются достаточные основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, признания выявленного правонарушения малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу управление возражало на доводы апелляционной жалобы, указало на отсутствие нарушений в ходе производства по административному делу, доказанность в действиях предприятия состава вмененного правонарушения, а также, ссылалось на отсутствие оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 06.10.2017 N 01-04-20/621 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП города Сочи "Водоканал" с целью проверки фактов изложенных в мотивированном представлении заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кравченко Е.А., основанном на письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (исх. N 36592/28-РН от 01.10.2017, N 35377/32-РН от 21.09.2017) "о рассмотрении письма ООО "Сочиводоканал" по вопросу допускаемых МУП г. Сочи "Водоканал" существенных нарушений требований законодательства в сфере природопользования (исх. N 62 от 18.09.2017).
Задачами проверки являлись надзор за соблюдением обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
В соответствии с письмом Департамента по недропользованию по ЮФО (исх. от 29.09.2017 N КК-КК-ЮФО-08-07/1681) МУП г. Сочи "Водоканал" не имеет лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Согласно указанному письму от 26.09.2017 в адрес Департамента по недропользованию по ЮФО поступили две заявки МУП г. Сочи "Водоканал" (вх. N КК-2133. КК-2134) на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод для питьевою и хозяйственного водоснабжения из скважин, расположенных на правом берегу р. Мзымта от устья р. Ачипее села Эсто-Садок.
МУП города Сочи "Водоканал" осуществляет пользование недрами в целях добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков городского типа. Участок недр, расположенный в долине реки Сочи (на правом и леком берегу) примыкает к северной окраине г. Сочи; участок недр, расположенный в долине р. Шахе к северо-востоку от поселка Головинка в Краснодарском крае; участок недр, расположенный на правобережье р. Псезуапсе Лазаревского района г.-к. Сочи; участки недр, расположенные в окрестностях с. Веселое Адлерского района г-к Сочи; участок недр, расположенный на территории Адлерского района город Сочи в долине р. Мзымта (на правом и левом берегах) включая Адлерский групповой водозабор и участок одиночной водозаборной скважины в пос. Черешня.
1)Участок недр расположен на территории Адлерского района города Сочи в долине р. Мзымта (на правом и левом берегах) и включает Адлерский групповой водозабор, а также одиночный водозабор скважины в пос. Черешня. Площадь Левобережного участка 35,0 га. Эксплуатируемый водоносный горизонт приурочен к аллювиальным валунно-гравийно-галечниковым отложениям четвертичного возраста, залегающим в интервале от 1,25 до 55,5 м.
Левобережный водозабор Адлерского района г. Сочи расположен на левом берегу р. Мзымта в 3 км от берега моря. Скважинами водозабора эксплуатируется к валунно-галечниковым отложениям с гравийно-песчаным заполнителем, средней мощностью в пределах участка водозабора от 0,6 до 2,0 км. Водозабор состоит из 25 линейно расположенных вдоль реки эксплуатационных скважин глубиной 45-55 м. Все скважины имеют надкаптажные сооружения в виде кирпичного павильона, оборудованного внутренним и наружным электроосвещением. Пол и устье скважин в зданиях забетонированы. Скважины N 8э и 9э размещены в железобетонном колодце, закрытом от внешнего доступа металлической крышкой, и скважина N 7э - надкаптажным сооружением не обустроена.
Скважины объединены в единую водопроводную систему и включены в централизованную автоматизированную систему управления.
Территория водозабора огорожена забором со всех сторон, вход осуществляется черед КПП с постом охраны, территория находится в удовлетворительном санитарном состоянии.
На момент проведения обследования журналы учета водопотребления водоизмерительными приборам и устройствами N ПО-11 на территории водозабора отсутствовали.
2)Участок недр расположен в долине реки Сочи (на правом и левом берегах), примыкает к северной окраине г. Сочи и включает действующие водозаборы Сочинского и Левобережного участков Сочинского месторождения. Водозабор Сочинского участка представлен площадной системой скважин, включающей 26 эксплуатационных и 9 наблюдательных скважин, площадь участка 39,5 га. Действующий водозабор базируется на подземных водах долина р. Сочи и расположен в 3,4 км от устья реки на правобережных пойменной и первой надпойменной террасах. Длина участка долины, на котором расположен водозабор, около одного километра, а его ширина колеблется в пределах 150-600 м, в среднем составляя около 400 м. Производительность площадного водозабора их 26 скважин глубиной 26-30 м, расположенных по сетке около 100*120 м равна 69,3 тыс. куб.м/сутки. Глубина скважин до 31,5 м, насосы находятся на глубине 22-25 м. Имеется система искусственного пополнения запасов воды, состоящая из инфильтрационных бассейнов. Забор воды производится из скважин, над которыми установлены павильоны и размещены насосные агрегаты - насосные станции I-го подъема. Насосные станции I-го подъема последовательно соединены сборными водоводами. По сборным водоводам воды подается в резервуары, а затем в насосные станции II-го подъема. Для обеззараживания забранной воды используется метод хлорирования с применением жидкого хлора. Хлорное хозяйство водозабора располагается в отдельном здании, где сблокированы склад хлора, испарительная, хлораторная.
Водозабор Левобережного участка представляет собой линейный ряд из 22 эксплуатационных и 27 наблюдательных скважин, площадь участка 58,4 га расположен в черте города Сочи по адресу ул. Пластунская, 161В на левом берегу реки Сочи в 4 км от устья реки. На территории водозабора также расположены бытовые помещения для работников водозабора, хлораторная, административное здание с лабораторией. Имеется система искусственного пополнения запасов воды, состоящая из инфильтрационных бассейнов. Глубина скважин 26-30 м, проектная производительность водозабора 86 м.куб. в сутки. Водозабором эксплуатируются пресные подземные воды современного аллювиального водоносного горизонта, представленные песчаными-гравийно-галечными отложениями поймы и первой надпойменной террасы переуглубленной долины реки Сочи. Забор воды производится из скважин, над которыми установлены павильоны и размещены насосные агрегаты - насосные станции I-го подъема. Насосные станции I-го подъема последовательно соединены сборными водоводами. Под сборным водоводам воды подается в резервуары, а затем в насосные станции II-го подъема. Водозаборные сооружения оборудованы электронными приборами учета добычи подземных вод, данные которых выводятся на общий кран в диспетчерской. Вход на территорию водозабора осуществляется через КПП, территория со всех сторон имеет ограждение.
3) Участок недр расположен в долине р. Шахе к северо-востоку от поселка Головинка в Краснодарском крае и включает Головинский водозабор Шахинского месторождения пресных подземных вод. Головинский групповой водозабор состоит из трех участков: южного - 8 скважин (эксплуатируются), среднего - 6 скважин (эксплуатируются), северного- 6 скважин (эксплуатируются), общая площадь участка 57,5 га. Эксплуатируемый водоносный горизонт, залегающий в интервале от 1,25 до 55 м, приурочен к аллювиальным отложениям четвертичного возраста. Пол и устье скважин в зданиях забетонированы. Вход на территорию водозабора осуществляется черед КПП, территория со всех сторон имеет ограждение. На территории водозабора также расположены бытовые помещения для работников водозабора, хлораторная, административное здание.
4) Участок недр расположен на правобережье р. Псезуапсе Лазаревского района г. Сочи, состоящий из 9 водозаборных скважин (1э, 2э, 3э, 4э, 5э, 6э, 7э, 8э, 9э), каптирующих аллювиальный голоценовый водоносный горизонт, расположены вдоль реки в виде линейного ряда протяженностью 800 м. Глубина скважин составляет 30,3-55 м. Добыча подземных вод осуществляется в интервале 12-51 м. Водоприемная часть скважин представлена фильтровой колонной диаметром 377-529 мм. Скважины эксплуатируют пресные подземные воды современного аллювиального водоносного горизонта, представленного песчано-гравийно-галечным отложениям поймы и первой надпойменной террасы переуглубленной долины реки Псезуапсе. Водоносный горизонт представляет собой грунтовый поток, гидравлически связанный с рекой. Питание его происходит за счет инфильтрации речных вод и атмосферных осадков. Для добычи подземных вод скважины оборудованы электронасосами, также скважины оборудованы манометрами, батометрами и кранами для обора проб. Вода из скважин поступает в 2 накопительных резервуара объемом по 1 000 м. куб. каждый и далее насосами второго подъема подается в распределительную сеть водопровода. Скважины оборудованы пьезометрическими трубками. Все скважины имеют надкаптажные сооружения в виде павильона. Пол и устье скважин в зданиях забетонированы. Вход на территорию водозабора осуществляется через КПП, территория со всех сторон имеет ограждение. На территории водозабора также расположены бытовые помещения для работников водозабора, хлораторная.
5) Участки недр, расположены в окрестностях с. Веселое Адлерского района г. Сочи. Добыча подземных вод осуществляется на за счет трех одиночных водозаборных скважин N N 1-А, 2-Б, 3-В (находятся за пределами месторождения, в устьевой части долины р. Псоу в районе с. Веселое). Скважины имеют надкаптажные сооружений в виде павильона. Вход на территорию водозабора осуществляется черед КПП, территория со всех сторон имеет ограждение. На территории водозабора также расположены бытовые помещения для работников водозабора.
МУП города Сочи "Водоканал" предоставлены результаты лабораторных исследований воды источников водоснабжения выполненных Испытательной лабораторией контроля качества воды за сентябрь за исключением Адлерского водозабора, водозабора в с. Черешня, водозабора в с. Веселое Адлерского района г. Сочи. Представлены результаты лабораторных исследований воды источников водоснабжения в октябре за исключением Адлерского водозабора и водозабора в с. Веселое Адлерского района г. Сочи.
МУП города Сочи "Водоканал" были представлены журналы учета водопотребления водоизмерительными приборами и устройствами N ПОД-11, согласно которым в ноябре 2017 г. (с 01.11.2017 по 07.11.2017) добыча пресных подземных вод со скважин водозаборов: Сочинский водозабор составила 774 830 куб.м, Адлерский водозабор составила 614 000 куб.м, ВНС Черешня составила 18 076 куб.м, Лазаревский водозабор составила 101 931 куб.м, Головинский водозабор составила 243 049 куб.м, Водозабор ВНС "Веселое" составила 16 206 куб.м.
В октябре 2017 года (с 01.10.2017 по 31.10.2017) добыча пресных подземных вод со скважин водозаборов: Сочинский водозабор составила 3 505 525 куб.м, Адлерский водозабор составила 2 796 343 куб.м, ВНС Черешня составила 82 987 куб.м, Лазаревский водозабор составила 451 535 куб.м, Головинский водозабор составила 1 074 992 куб.м, Водозабор ВНС "Веселое" составила 69 420 куб.м.
В сентябре 2017 года (с 01.09.2017 по 30.09.2017) добыча пресных подземных вод со скважин водозаборов: Сочинский водозабор составила 3 277 969 куб.м, Адлерский водозабор составила 3 200 458 куб.м, Лазаревский водозабор составила 626 295 куб.м, Головинский водозабор составила 1 263 175 куб.м, Водозабор ВНС "Веселое" составила 68 700 куб.м.
Между тем, административным органом установлено, что МУП города Сочи "Водоканал" осуществляет добычу пресных подземных вод с водозаборных скважин без специальной лицензии на право пользования недрами.
Установленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.11.2017.
09.11.2017 предприятию выдано предписание N 10-95-41-Н-1 об устранении выявленных нарушений.
22.11.2017 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
30.11.2017 административным органом в отношении предприятия было вынесено постановление N 10-74-312-Н-2, которым МУП города Сочи "Водоканал" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, то есть расценивается как самовольное недропользование. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Субъектами правонарушения являются граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического, юридические лица, в том числе иностранные.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
На основании статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление недр в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
В силу с части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" государственным органом, осуществляющим контроль по вопросу предотвращения самовольного пользования недрами, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Материалы дела свидетельствуют о том, что МУП г. Сочи "Водоканал" осуществляло добычу подземных вод без лицензии на право осуществления такого вида деятельности.
Обращение в уполномоченный орган с заявкой на получение соответствующих лицензий не свидетельствует о принятии МУП г. Сочи "Водоканал" всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о недропользовании, поскольку предприятие имело возможность не осуществлять добычу подземных вод до получения соответствующей лицензии.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, предприятием в материалы дела не представлено.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о недрах, предприятие должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Нарушений административным органом порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившею протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законною представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе об административном правонарушении от 22.11.2017 N 10-95-312-Н-1 установлено, что 22 скважины (скважина N 7а - надкаптажным сооружением не обустроена, является наблюдательной. Скважины объединены в единую водопроводную систему и включены в централизованную автоматизированную систему управления) эксплуатируются МУП г. Сочи "Водоканал" для добычи подземных вод из водозаборных артезианских скважин Адлерского группового водозабора, а также одиночный водозабор скважины в пос. Черешня, водозаборах Сочинского и Левобережного участков Сочинского месторождения, Головинского группового водозабора, Лазаревском водозаборе, водозаборе ВНС "Веселое": на участке недр, расположенный в долине реки Сочи (на правом и левом берегу), примыкает к северной окраине г. Сочи; участке недр, расположенный в долине р. Шахе к северо-востоку от поселка Головинка в Краснодарском крае; участке недр, расположенный на правобережье р. Псезуапсе Лазаревского района г-к Сочи; участке недр, расположенные в окрестностях с. Веселое Адлерского района г-к Сочи; участке недр, расположенный на территории Адлерского района города Сочи в долине р. Мзымта (на правом и левом берегах) включая Адлерский групповой водозабор и участке одиночной водозаборной скважины в пос. Черешня с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, а именно в отсутствие лицензии на пользование недрами.
Указанным протоколом в действиях (бездействиях) юридического лица установлено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.3 КоАП РФ. Событие административного правонарушения установлено в ходе проверки, проводимой с 12.10.2017 по 09.11.2017. Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 09.11.2017.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ не может повлечь отмену постановления, поскольку данное нарушение не является существенным, а потому не влечет признание указанного протокола недопустимым доказательством.
Доводы общества о неприменении судом первой инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ и о возможности признания малозначительным вменяемого правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
На основании пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий и не может быть признано малозначительным.
Доказательств исключительности рассматриваемого случая совершения административного правонарушения обществом не представлено.
Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения не имеет значения для наступления ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку по своему правовому характеру состав правонарушения является формальным. Угроза охраняемым общественным отношениям связана с пренебрежением правонарушителя к требованиям публичного права.
Предприятие не представило в материалы дела достаточных доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства, не представило пояснений и доказательств, подтверждающих невозможность своевременного исполнения лицензионных требований.
Между тем, в оспариваемом решении суд первой инстанции уменьшил сумму назначенного административного штрафа до 400 000 рублей.
Постановлением Регионального отдела государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 30.11.2017, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, МУП г. Сочи "Водоканал" назначено административное наказание в виде минимального размера, установленного санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, штрафа - 800 000 руб.
Административный штраф, равно как любое другое административное наказание согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П указано, что устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
Привлечение к административной ответственности не должно сопровождаться такими существенными обременениями, которые могут оказаться непосильными для лиц, совершивших правонарушение, и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.3 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание финансовое положение предприятия, а также характер совершенного административного правонарушения и его последствия, а именно, что в настоящее время предприятием предприняты меры относительно получения лицензии на пользование недрами, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что назначенный административный штраф не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого судебного акта по настоящему делу.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 по делу N А32-53845/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53845/2017
Истец: МУП г. Сочи "Водоканал", МУП ГОРОДА СОЧИ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по КК и РА, Региональный отдел государственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи и надзора за Олимпийскими объектами, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Региональный отделгосударственного экологического надзора на курорте федерального значения г. Сочи