город Воронеж |
|
4 апреля 2018 г. |
Дело N А35-10187/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Инспекции ФНС РФ по г. Курску: Колесникова В.С., представителя по доверенности от 21.08.2017 N 07-01/043307;
от Общества с ограниченной ответственностью "Любомир": Иванова В.В., представителя по доверенности от 20.07.2017;
от Иванова В.В.: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 16.01.2018 по делу N А35-10187/2017 (судья Морозова М.Н.), по заявлению ООО "Любомир" к ИФНС РФ по г. Курску о признании незаконным решения ИФНС России по г. Курску N 8101А от 19.09.2017; об обязании ИФНС РФ по г. Курску произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ по заявлению ООО "Любомир" по форме Р13001, поступившего в адрес Инспекции 12 сентября 2017 г. вх. N 8101А.
третье лицо - Иванов В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Любомир" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Любомир") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску (далее - ИФНС РФ по г. Курску, налоговый орган, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным Решения ИФНС России по г. Курску N 8101А от 19.09.2017; об обязании ИФНС РФ по г. Курску произвести государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ по заявлению ООО "Любомир" по форме Р13001, поступившего в адрес Инспекции 12.09.2017 вх. N 8101А.
Решением от 16.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом ИФНС РФ по г. Курску обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что ООО "Любомир" не были представлены все документы, необходимые для регистрации внесения изменений в сведения об Обществе. Отсутствовали документы, предусмотренные пунктом б ст.17 Закона N 129-ФЗ, подтверждающие наличие у Общества права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
ООО "Любомир" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Согласно материалов дела, между ООО "Любомир" и Ивановым В.В. был заключен договор аренды рабочего места N 1 от 19.07.2017 и подписан Акт приема передачи от 19.07.2017.
Подпунктом 3 п. 1 Договора от 19.07.2017 установлено, что рабочее место предоставляется Арендатору для использования в целях осуществления уставной деятельности, для размещения единоличного исполнительного органа. Арендодатель не возражает против его использования в качестве адреса местонахождения (юридического адреса) Арендатора. Договор от 19.07.2017 заключен на срок с 19.07.2017 по 19.06.2018.
Согласно пп. 3.1 п. 3 Договора от 19.07.2017 Арендатор обязан своевременно производить оплату за эксплуатационные и коммунальные услуги. Арендная плата составляет 5000 руб. в месяц (п. 3 Договора от 19.07.2017).
12.09.2017 в ИФНС РФ по г. Курску был представлен комплект документов в отношении ООО "Любомир", а именно: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001) (далее - заявление): решение N 2 единственного участника ООО "Любомир" от 31.08.2017; документ об уплате государственной пошлины от 30.08.2017; Устав от 30.08.2017.
По результатам рассмотрения указанного заявления и документов, представленных ООО "Любомир", Инспекцией 19.09.2017 принято решение N 8101А об отказе в государственной регистрации в связи с тем, что в листе Б заявления (форма Р13001) указаны недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "Любомир".
Регистрирующим органом установлено, что в представленном договоре аренды не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, переданное в аренду.
Кроме того, протоколом осмотра от 13.09.2017 N 2680 объекта недвижимости подтвержден факт отсутствия ООО "Любомир" по заявленному адресу: г. Курск, проезд Магистральный, д. 3, комната 2.
02.10.2017 ООО "Любомир" обжаловало вышеуказанное Решение ИФНС в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области (жалоба N 39-ЮР от 26.09.2017).
23.10.2017 Решением N 419 вышеуказанное решение ИФНС РФ по г.Курску Управлением (вышестоящим органом) было оставлено в силе.
Не согласившись с ненормативным актом ИФНС России по г. Курску, выраженным в решении ИФНС России по г. Курску от N 8101А от 19.09.2017 об отказе в государственной регистрации, считая указанный ненормативный акт нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заваленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение является незаконным и нарушает права Общества.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N129-ФЗ) под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия должностных лиц Инспекции, вынесших оспариваемый ненормативный акт, подтверждены материалами дела и не оспариваются заявителем.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 25.1 Федерального закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Жалобой в целях настоящей главы признается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 Федерального закона N 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРП без внесения изменений в учредительные документы.
В соответствии с п. 6 ст. 17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Статьей 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные ст. 8 Закона N 129-ФЗ, на основании документов, представленных в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ.
В соответствии с Приложением N 1 "Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий" к приказу Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 NММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Приложение N 1 к приказу от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72, приказ от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72) основанием для проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр, являются, в том числе, представление в регистрирующий орган документов для включения в единый государственный реестр сведений об адресе юридического лица в случае, если: указанный адрес в соответствии с содержащимися в реестре сведениями является адресом пяти и более юридических лиц; находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен; указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, но которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее); указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в реестр, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в реестр сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц); включения в реестр сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.
Пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие- либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки. Из пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, законодательством о государственной регистрации в совокупности с ведомственным нормативным правовым актом четко установлены основания для проведения проверки достоверности сведений о государственной регистрации изменений юридического адреса лица, а равно и способы проведения такой проверки регистрирующим органом.
В силу норм Федерального закона N 129-ФЗ договор аренды не входит в обязательный перечень документов, представляемых на государственную регистрацию. Данные дополнительные документы могут представляться в регистрирующие органы по инициативе заявителя для подтверждения того, что связь с юридическим лицом по новому адресу будет осуществляться.
Поскольку указанная категория документов не предусмотрена в Федеральном законе N 129-ФЗ, то регистрирующий орган не вправе требовать предоставление данных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа".
В этой связи, до момента официальной государственной регистрации нового адреса - исполнительный орган должен находиться по текущему адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Таким образом, довод заинтересованного лица о том, что на момент осмотра нового адреса в помещении отсутствовал факт осуществления деятельности ООО "Любомир" (поэтому, сведения об адресе являются недостоверными) верно признан судом области ошибочным, т.к. и на момент осмотра (как и до настоящего времени) исполнительный орган (руководитель) данного Общества обязан находиться по адресу указанному в ЕГРЮЛ в данный период времени.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица. Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу норм главы 24 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя. Заявителем в материалы настоящего дела представлены надлежащим образом заверенные документальные доказательства со ссылками на нормы действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с указанной статьей заинтересованным лицом не представлены доказательства соответствия оспариваемого акта нормам закона, арбитражным судом таких доказательств не установлено.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что Решение ИФНС РФ по г. Курску от 19.09.2017 N 8101А является незаконным и нарушает права Общества, в связи с чем, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.01.2018 по делу N А35-10187/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.