г. Ессентуки |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А63-16340/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урусовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2017 по делу N А63-16340/2017 (судья В.В. Галушка)
по заявлению акционерного общества "Водоканал", г. Невинномысск, ОГРН 1102648001125,
к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь, ОГРН 1082635013670,
о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2017 N 149 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Водоканал", г. Невинномысск (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2017 N 149 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 20.12.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда от 20.12.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от общества и управления поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, должностным лицом управления 09.08.2017 в 10 час. 00 мин. проведена внеплановая документарная проверка по обращению гражданина Картакова Эдуарда Викторовича (от 03.08.2017 N 5899/06), проживающего в многоквартирном доме N 7А по ул. Коминтерна в г. Невинномысске, гражданки Степаненко Любови Ивановны (от 25.07.2017 N471-ТД-С), проживающей в кв.N 44 многоквартирного дома N 4 по ул. Садовой в г. Невинномысске, гражданина Шулепова Александра Ивановича (от 03.08.2017 NN 6452-Э-Ш-8, 4898/01-13-Ш), проживающего в квартире N 40 многоквартирного дома N 4 по ул. Садовой в г. Невинномысске, гражданина Полякова Виктора Олеговича (от 26.07.2017 N 5634/06, проживающего в квартире N 32 многоквартирного дома N 4 по ул. 50 лет Октября в г. Невинномысске, по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги (водоснабжение).
В ходе проведения внеплановой проверки управлением в действиях общества обнаружен состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.23 КоАП РФ
Рассмотрев материалы дела, управление в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем извещении, 31.08.2017 вынесло постановление об административном правонарушении, которым признало общество виновным в совершении административного правонарушения и привлекло к ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 7 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, оспорило его в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным указанным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором.
В частях 1, 2 статьи 164 ЖК РФ закреплено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правила, данные Правила устанавливают права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги, а также порядок контроля качества предоставления данной услуги.
В соответствии с пунктом 2 Правила N 354, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктом 9 и пунктом 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктом 14- 17 Правил N 354.
Согласно пункту 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме могут определяться, в том числе, в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (далее-РСО)
Таким образом, РСО, в случаях, определенных Правилами N 354, может выступать исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пунктам 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищество, кооператив) до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса (далее - договор ресурсоснабжения), заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.
В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, на основании пунктам 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно п. 6 - 9, 17 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.
Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 9 раздела VI), согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации города Невинномысска Ставропольского края от 16.07.2013 N 2188 "О наделении открытого акционерного общества "Водоканал", осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Невинномысска, статусом гарантирующей организации, общество осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Невинномысска, с установлением зоны деятельности по водоснабжению и водоотведению, в соответствии с границами территории муниципального образования городского округа-города Невинномысска.
В связи с тем, что общество наделено статусом гарантирующей организации, то именно данное общество является ответственным за осуществление холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городского округа - города Невинномысска надлежащего качества.
Общество является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирном доме N 4 по ул. Садовой в г. Невинномысске, в многоквартирном доме N 4 по ул. 50 лет Октября в г. Невинномысске и в жилом доме N 7 А по ул. Коминтерна в г. Невинномысске.
В соответствии с пунктом 2.4.1 и пунктом 2.4.2 договора на предоставление коммунального ресурса по холодной питьевой воде, общество обязуется предоставлять потребителю коммунальную услугу бесперебойно и надлежащего качества.
Понятие "качество холодного водоснабжения" определено Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении от 23.11.2011 N 416-ФЗ, а также Правилами N 354, как совокупность параметров (бесперебойной подачи и давления) в системе холодного водоснабжения, используемых в процессах производства, передачи и потребления холодного водоснабжения, обеспечивающих потребность граждан, в соответствии с их назначением.
Также согласно пункту 5.4 указанного договора общество несет ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунального ресурса по холодной питьевой воде.
Как видно из материалов дела, провести контрольные замеры давления воды в точке разбора кв. N 32 в многоквартирном доме N 4 по ул. 50 лет Октября в г. Невинномысске не представилось возможным, по причине отсутствия собственника и пользователя указанной квартиры. При проведении контрольных замеров давление холодной воды в точке разбора кв. N 40 (выше по стояку кв. N 32) в многоквартирном доме N 4 по ул. 50 лет Октября в г. Невинномысске составило 1,1 кГс/см2, что соответствует требованиям Правил N 354.
Технические условия и проектная документация на водоснабжение указанных домов в управление не предоставлена не была, в договоре на предоставление коммунального ресурса по холодной питьевой воде не отражена информация о технических условиях водоснабжения, параметрах давления предоставляемой воды.
Учитывая изложенное, необходимое давление в системе холодного водоснабжения на вводе в многоквартирном доме N 4 по ул. Садовой в г. Невинномысске определяется расчетным способом, в соответствии п. 5.11 Свода правил Водоснабжение, наружные сети и сооружения СП 31.13330.2012 и составляет 2,2 кГс/см2 в часы минимального водопотребления и 2,6 кГс/см2 в часы максимального водопотребления для пятиэтажного дома.
По результатам замеров давления воды в системе холодного водоснабжения на границе балансовой принадлежности (колодец возле дома) многоквартирном доме N 4 по ул. Садовой в г. Невинномысске управлением установлено значение 1,5 кГс/см2, что не соответствует расчетному давлению в часы минимального водопотребления. Давление воды в системе холодного водоснабжения на вводе в указанный многоквартирный дом (манометр в подвальном помещении) составило 1,5 кГс/см2.
При проведении контрольных замеров давление холодной воды в точках разбора многоквартирного дома N 4 по ул. Садовой в г. Невинномысске составило: кв. N 57-0,1 кГс/см2; кв. N 59-0,1 кГс/см2; кв. N 54-0,1 кГс/см2; кв. N 55-0,1 кГс/см2; кв. N 40 - 0,07 кГс/см2; кв. N 37 - 0,09 кГс/см2, что является нарушением пункте 31.а - предоставление потребителю коммунальной услуги (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества; пункте 1 Приложения N 1 - не обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течении года; пункте 3 Приложения N 1 - давление воды в точке разбора ниже 0,3 кГс/см2 Правил N 354.
При проведении контрольных замеров, давление воды в точке разбора жилого дома N 7 А по ул. Коминтерна в г. Невинномысске составило 0,1 кГс/см2, что также является нарушением пункте 31.а - предоставление потребителю коммунальной услуги (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества; пункте 1 Приложения N 1 - не обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течении года; пункте 3 Приложения N 1 - давление воды в точке разбора ниже 0,3 кГс/см2 Правил N 354.
Для достижения целей и задач проводимой проверки, управлением был запрошен перечень необходимых документов, указанный в пункте 13 распоряжения о проведении проверки от 07.08.2017 N 2915, однако обществом указанные документы не представлены.
Таким образом, в ходе проведения внеплановой проверки указанного выше многоквартирного дома, со стороны общества были выявлены нарушения Правила N 354.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что должностным лицом не установлено место исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, как противоречащий материалам дела, в которые представлен акт проверки от 10.08.2017 N 2915-24/1, составленный в присутствии инженера общества Гусева В.С.
Ссылка общества на отсутствие вины была сделана без учета того, что общество являлось на момент проверки исполнителем коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме, а ответственность за качество коммунальных услуг несет исполнитель услуг, замеры могли производиться в любой другой точке разбора воды: в кране, смесителе, ванной, душе, любого жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
При строительстве каждое строение, жилой дом имеют проектно-техническую документацию, в том числе и наличие технических условий на подключение внутридомовых инженерных коммуникаций к центральным сетям.
Основными документами, определяющими подготовку строительного производства, являются рабочие чертежи и сметы строящегося объекта, проекты производства работ. Технические условия на проектирование определяют выбор конструктивных решений и типов прогрессивных конструкций, коммуникаций. Проекты организации строительства (далее - ПОС) разрабатывают проектные институты в соответствии с "Инструкцией по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ" (СИ 47-74).
По согласованным техническим условиям и основным положениям ПОС проектные институты разрабатывают технический проект, который также должен быть согласован с генподрядной строительной организацией в установленные законодательством сроки.
Указанные документы или их копии хранятся в управляющих компаниях, ресурсоснабжающих организациях и являются документацией длительного хранения (75 лет). Однако в г. Невинномысске указанные выше документы на многоквартирные дома и коммуникации отсутствуют, о чем свидетельствуют многочисленные предыдущие проверки, как в отношении управляющих, так и в отношении ресурсоснабжающих организаций.
Осуществление холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Невинномысска, в т. ч. в соответствии с постановлением администрации города Невинномысска Ставропольского края от 16.07.2013 N 2188 и правилами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами, в том числе Правилами N 354, является обязанностью общества.
Однако, общество не выполнило возложенную на него обязанность, что подтверждено имеющимися материалами дела, а несоответствующие фактическим обстоятельствам дела утверждения заявителя о причинах невыполнения своих обязанностей, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по обеспечению предоставления коммунальной услуги "водоснабжение" в указанном многоквартирном доме надлежащего качества, а именно, в соответствии с качеством, объемом и порядком предоставления указанной услуги, установленными нормами Правил N 354, в материалах дела отсутствуют.
В данном случае, совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в т. ч. предоставление коммунальных услуг в соответствии с качеством, объемом и порядком, установленными нормами Правил N 354, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения вмененного правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм. Судом не установлено непреодолимых препятствий в соблюдении законодательно определенных правовых норм.
Следовательно, вина заявителя в совершении вмененного правонарушения, также подтверждается материалами дела.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения, вина в его совершении, а, следовательно, подтверждается наличие состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
При назначении административного наказания административным органом были учтены характер совершенного обществом административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией вменяемой статьи.
Процессуальных нарушений статей 28.2, 29.4 КоАП РФ управлением не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2017 по делу N А63-16340/2017.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.12.2017 по делу N А63-16340/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.