г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А21-9490/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сивцевой П.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3509/2018) ООО "Управляющая организация "Теплостан" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.12.2017 по делу N А21-9490/2017 (судья С. Н. Сычевская), принятое
по заявлению ООО "Управляющая организация "Теплостан"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области,
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Теплостан" (далее - ООО УО "Теплостан", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, административный орган) о признании недействительным предписания от 08.09.2017 N ЖК-2/602/ЖСА (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО УО "Теплостан" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судом не учтено, что Актом от 25.02.2015 N 216КНВ нарушений законодательства по выставлению платы за поверку прибора учета тепловой энергии не выявлено, в связи с чем оспоренное предписание противоречит выводам, изложенным в Акте проверки от 25.02.2015 N 216КНВ. Кроме того, возражений от собственников по вопросу сбора средств за поверку счетчика не поступало. По мнению заявителя, поверка общедомового прибора учета тепловой энергии не входит в тариф на управление и содержание жилья и должна производится за счет средств собственников многоквартирного дома (далее - МКД).
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Министерство 21.07.2017 вх.N 4776-р поступило обращение жильца квартиры 56 дома N 28 ул.Ушакова в г.Балтийске Калининградской области, содержащее сведения о несоблюдении лицензионных требований в части законности платы за поверку прибора учета тепловой энергии.
На основании приказа от 29.08.2017 N 1814 в период с 30.08.2017 по 08.09.2017 Министерством проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО УО "Теплостан".
В ходе проверки установлено: протоколом общего собрания от 24.03.2013 собственниками помещений МКД N 28 по ул. Ушакова в г. Балтийске в ходе проведения oбщего собрания принято решение о выборе управляющей организации - ООО "УО "Теплостан" и утверждении размера платы на текущее содержание общего имущества дома в размере 7,00 руб. с 1 кв.м., на текущей ремонт - 5,00 руб. с 1 кв.м.
Из документов, представленных управляющей организацией, следует, что ООО УО "Теплостан" проведены работы по поверке общедомового прибора учета тепловой энергии. Согласно платежному документу, представленному к жалобе, в июне 2017 года собственникам помещений МКД выставлена плата за поверку прибора учета тепловой энергии в размере 2,84 руб. за 1 кв.м.
Указанное нарушение зафиксировано Актом проверки от 08.09.2017 N ЖК-1/1814/ЖСА.
Полагая, что Обществом нарушены требования пункта 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), 08.09.2017 Министерством в отношении ООО УО "Теплостан" вынесено предписание N ЖК-2/602/ЖСА о выполнении Обществом в срок до 20.10.2017 необходимых мер по устранению нарушений: произвести перерасчет (снять начисления) спорной платы.
Не согласившись с правомерностью указанного предписания, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за электроснабжение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Протоколом общего собрания от 24.03.2013 собственниками помещений МКД N 28 по ул. Ушакова в г. Балтийске, в ходе проведения общего собрания, принято решение об утверждении размера платы на текущее содержание общего имущества дома в размере 7,00 руб. с 1 кв.м., на текущей ремонт - 5,00 руб. с 1 кв.м.
Из материалов дела следует, что ООО УО "Теплостан" были проведены работы по поверке общедомового прибора учета тепловой энергии.
Согласно платежному документу в июне 2017 года собственникам помещений в МКД выставлена плата за поверку прибора учета тепловой энергии в размере 2,84 руб. за 1 кв.м.
Из части 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления МКД, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в МКД, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД.
В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления МКД обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Таким образом, при управлении МКД управляющей организацией, обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в МКД, за счет платы за содержание жилого помещения. То есть, в отсутствие иного решения общего собрания собственников помещений такие затраты относятся на эксплуатационные расходы управляющей организации.
Апелляционный суд отмечает, что Обществом при проведении проверки не представлено решения общего собрания собственников помещений МКД по включению платы за поверку общедомового прибора учета тепловой энергии в состав жилищных услуг, следовательно, порядок оплаты указанной услуги определяется в соответствии с ЖК РФ и Правилами N 491.
Таким образом, в данной ситуации выставление ООО УО "Теплостан" платы за поверку прибора учета собственникам МКД N 28 по ул., Ушакова в г. Калининграде является неправомерным.
Ссылка заявителя на Акт проверки от 25.02.2015 N 216КНВ отклоняется, поскольку не может свидетельствовать о законности рассматриваемых действий заявителя, в том числе по времени проведения рассматриваемых работ по поверке приборов учета и выставлению спорной платы.
На основании вышеизложенного оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Министерством в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований. Доводов о неисполнимости и неясности предписания не приводится.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Подателю жалобы следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.12.2017 по делу N А21-9490/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Теплостан" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы чек-ордером от 16.01.2018 N 108861.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.