г. Ессентуки |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А61-5046/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урусовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.01.2018 по делу N А61-5046/2017 (судья М.Б. Коптева)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе (ОГРН 1051500500754, ИНН 1516608108)
к обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Рапира" (ОГРН 1081515001501, ИНН 1515915770)
о взыскании задолженности в размере 500 рублей и ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказе (далее - ГУ-УПФР в г.Владикавказа, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Рапира" (далее - ООО "Частное охранное предприятие "Рапира", Общество, страхователь) о взыскании штрафа, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за июль 2016 года в сумме 500 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 10.01.2018 истцу восстановлен процессуальный срок на обращение в суд. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, одновременно с заявлением Управлением было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного шестимесячного срока для подачи заявления о взыскании финансовых санкций в размере 500 руб., мотивировав ходатайство возвратом определением Арбитражного суда от 18.09.2017 заявления о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций с ООО "ЧОП "Рапира" в размере 500 руб.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
На основании части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 АПК РФ).
При этом нормы НК РФ и АПК РФ не содержат какого-либо перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных стороной доказательств. Уважительными причинами пропуска срока признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно обратиться в суд.
Учитывая изложенное, а также то, что Управление в порядке приказного производства обращалось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций с ООО ЧОП "Рапира" в размере 500 руб. в пределах шестимесячного срока, суд первой инстанции правомерно счел возможным восстановить пропущенный Управлением шестимесячный срок подачи заявления о взыскании финансовых санкций.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу представления Учреждением индивидуальных сведений в срок, установленный Законом N 27-ФЗ.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.12.2016 N 012S18160003976.
20.01.2017 Пенсионным фондом вынесено решение N 012S19170000338 о привлечении должника к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование от 20.02.2017 N 012S01170114429 со сроком исполнения до 13.03.2017.
В связи с тем, что сумма штрафа осталась не уплаченной, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно п. 2 ст. 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу п. 22 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в указанную норму Закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчётности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, что свидетельствует об улучшении положения страхователей.
Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2017. Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ- М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей с 01.01.2017).
При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (п. 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, Письмо от 14.12.2004 N КА- 09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ").
Из материалов дела следует, что Общество в сведениях о застрахованных лицах за июль 2016 года вместо типа формы "исходная", ошибочно проставила тип формы "дополняющая". Сведения на 61 застрахованное лицо с ошибочным указанием типа формы сданы в Управление 23.11.2016.
30.11.2016 страхователем в Управление представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года (тип формы дополняющая) на одно застрахованное лицо - ошибка в отчестве.
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений с типом "дополняющая", Пенсионный фонд установил ошибочное указание страхователем в сведениях о застрахованных лицах типа формы "дополняющая" и пришел к выводу о непредставлении страхователем исходной формы СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 61 застрахованных лиц, в связи с чем, вынес решение от 20.01.2017 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 500 руб.
Между тем контролирующим органом не учтено следующее.
Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п.п. 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция о порядке ведения учета сведений) в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен пятидневный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем, либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчётности.
Как следует из акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.12.2016, решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.01.2017 Управлением страхователю вменено правонарушение, выразившееся в представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а именно в ошибочном указании типа формы представленных сведений о застрахованных лицах за июль 2016 года и ошибка в отчестве на одно застрахованное лицо. Корректирующих сведений страхователем не представлено.
Законодательством предусмотрено не только самостоятельное обнаружение ошибки страхователем, но и в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомление страхователя о допущенной ошибке. Вопреки этому, в материалы дела Пенсионным фондом не представлен ни протокол проверки, ни уведомление о выявлении ошибки и устранении имеющихся расхождениях.
Формальный подход к наложению штрафу недопустим и нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, с учетом которых должны применяться любые санкции.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения Учреждения к ответственности за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании с должника финансовой санкции.
Доводы Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.01.2018 по делу N А61-5046/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.