г. Ессентуки |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А20-3547/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урусовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Государственного комитета КБР по транспорту и связи на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.2017 по делу N А20-3547/2017 (судья Э.Х. Браева)
по заявлению Государственного комитета КБР по транспорту и связи, г.Нальчик
к Управлению Федерального казначейства по КБР
при участии в деле третьего лица - Министерства финансов КБР
об оспаривании ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от Государственного комитета КБР по транспорту и связи- Бештоков А.М. по доверенности N 36-12 от 30.03.2018,
от Управления Федерального казначейства по КБР - Борчаева Л.Х. по доверенности N 04-15-08/71 от 25.04.2017, Шугунова М.А. по доверенности N 0400-15-09 от 02.04.2018,
от Министерства финансов КБР - Березгова М.Б. по доверенности N 8-ОПО от 14.09.2015, Абазова Л.В. по доверенности N 03-ОПОиСЗ от 06.03.2018
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет КБР по транспорту и связи (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании признать недействительным представления Управления Федерального казначейства по КБР (далее - казначейство) от 28.08.2017 N 04-20-07/1960 в части 14 300 000 рублей (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов КБР.
Решением суда от 12.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Комитет не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.12.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представители комитета и Министерства финансов КБР просили отменить решение суда от 12.12.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований и заявили ходатайство о привлечении в качестве третьего лица ООО "ТАКСИ".
В судебном заседании представители казначейства просили в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрев заявленное ходатайство о привлечении третьего лица, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в его удовлетворении в порядке ст. 51, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о вступлении в дело третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом арбитражным судом выносится определение.
По смыслу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
В силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Как следует из материалов дела, в суде первой инстанции ходатайство о привлечении к участию в деле указанных лиц не заявлялось.
Апелляционный суд не установил, что решение по настоящему делу затрагивает права и обязанности ООО "ТАКСИ", в связи с чем основания для привлечения их к участию в деле в качестве третьего лица - отсутствуют.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поручения Федерального казначейства (письмо от 16.06.2017 N 18-03-06/36) казначейством в период с 10.07.2017 по 21.07.2017 проведена внеплановая выездная проверка комитета по вопросу соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2015 год.
Судом первой инстанции установлено, что предметом проверки являются субсидии, выделенные в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, Правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 (далее - Правила N 1027).
Во исполнение указанных документов, между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики заключено Соглашение от 27.07.2015 N 15412.1615173.20.01 о предоставлении субсидий в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно - коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Соглашение от 27.07.2015), по которому в 2015 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики предоставлена субсидия в размере 182 488 392 рубля 44 копейки по КБК 020 04 12 1615173 521 251 (код цели - 556); данные средства поступили на лицевой счет комитета, что подтверждается платежным поручением от 31.07.2015 N 55.
По условиям Соглашения субсидия предоставлялась на софинансирование затрат Правительства КБР, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники по перечню (с указанием количества) по маркам, моделям и категориям (с указанием количества) газомоторной техники; при этом субсидия из Федерального бюджета предоставлена в сумме 182 488 392 рубля 44 копейки, софинансирование из бюджета КБР составляет 22 593 900 рублей, направлено на приобретение 135 единиц транспорта, в том числе:
- в сумме 166 400 000 рублей - на приобретение автобусов ПАЗ-320302-11 в количестве 128 единиц (размер субсидии - 1 300 000 рублей на 1 единицу техники);
- в сумме 1 088 392 рубля 44 копейки - на приобретение автобуса ПАЗ-320302-11 в количестве 1 единицы;
- в сумме 12 500 000 рублей - на приобретение автобусов ЛиАЗ-529271 в количестве 5 единиц (размер субсидии - 2 500 000 рублей на 1 единицу техники);
- в сумме 2 500 000 рублей - на приобретение автобуса КАВЗ-4238-71 в количестве 1 единицы.
Порядок предоставления указанных субсидий Правительством Кабардино-Балкарской Республики определен постановлением от 31.08.2015 N 202-ПП "О Порядке предоставления субсидии на возмещение части затрат лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Кабардино-Балкарской Республики, на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе" (далее - Постановление Правительства КБР N 202-ПП).
Данным постановлением главным распорядителем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики определен заявитель - Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи.
Во исполнение указанных актов в 2015 году комитетом предоставлены субсидии в общей сумме 202 082 292 рубля 44 копейки (в том числе за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в сумме 182 488 392 рубля 44 копейки) на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, в общем количестве 135 единиц следующим претендентам:
- по соглашению от 24.12.2015 N 1-С - открытому акционерному обществу "Такси" на сумму 27 593 700 рублей на закупку 19 автобусов по договорам купли-продажи от 03.12.2015 N 40 и от 21.12.2015 N 48 с ЗАО Торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов";
- соглашению от 24.12.2015 N 2-С - открытому акционерному обществу "Такси" на сумму 10 166 100 рублей на закупку 7 автобусов по договорам лизинга с ВТБ Лизинг (акционерное общество);
- по соглашению от 24.12.2015 N 3-С - государственному унитарному предприятию "Каббалкавтотранс- 1438" (ГУП "Каббалкавтотранс-1438) на сумму 167 322 500 рублей на закупку автобусов по договору поставки от 23.12.2015 N 108 с ЗАО Торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов".
По результатам внеплановой выездной проверки установлено, что, по состоянию на 06.04.2016 (250 дней со дня перечисления субсидии из федерального бюджета в бюджет Кабардино-Балкарской Республики) в распоряжение предприятий - получателей субсидий, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета, поступило 58 единиц газомоторной техники (при установленном показателе 135 единиц):
1) в рамках исполнения соглашения от 24.12.2015 N 1-С открытым акционерным обществом "Такси" приобретено 11 единиц техники (из предусмотренных 19 единиц), в том числе:
-по договору купли-продажи от 03.12.2015 N 40, заключенному с ЗАО Торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов" - 6 единиц (автобусы ПАЗ-320302-1 1);
-по договору купли-продажи от 21.12.2015 N 48, заключенному с ЗАО Торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов" - 1 единица (автобус ПАЗ-320302- 11);
-по договорам лизинга от 28.12.2015 N ОВ/Ф-1503-06-01, N ОВ/Ф-1503-07-01, N ОВ/Ф-1503-08-01, N ОВ/Ф-1503-09-01, заключенным с АО "Сбербанк Лизинг" - 4 единицы (автобусы ПАЗ-320302-11);
2) в рамках исполнения соглашения от 24.12.2015 N 2-С открытым акционерным обществом "Такси" приобретено 7 единиц техники (автобусы ПАЗ-320302-11) по договорам лизинга от 23.12.2015 N АЛ 55006/01-15 СТВ, N АЛ 55006/02-15 СТВ, N АЛ 55006/03-15 СТВ, N АЛ 55006/04-15 СТВ, N АЛ 55006/05-15 СТВ, N АЛ 55006/06-15 СТВ, N АЛ 55006/07-15 СТВ, заключенным с АО ВТБ Лизинг;
3) в рамках соглашения от 24.12.2015 N 3-С государственным унитарным предприятием "Каббалкавтотранс-1438" по договору поставки от 23.12.2015 N 108, заключенному с ЗАО Торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов", приобретено 40 единиц техники (из предусмотренных 109 единиц), в том числе: 34 автобуса ПАЗ-320302-11, 5 автобусов ЛиАЗ-529271, 1 автобус КАВЗ-4238-71.
В ходе проверки казначейство пришло к выводу, что средства субсидии из федерального бюджета на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в сумме 114 400 000 рублей использованы с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, а именно: не выполнены обязательства по приобретению в установленный 250-дневный срок со дня перечисления субсидии из федерального бюджета в бюджет Кабардино-Балкарской Республики 88 единиц газомоторной техники (автобусы ПАЗ-320302-11).
По результатам проверки в адрес комитета казначейством направлено представление от 28.08.2017 N 04-20-07/1960 об устранении нарушений бюджетного законодательства и возврате в бюджет 102 488 392, 40 рублей в срок до 15 декабря 2017 года.
Из указанной суммы заявителем оспариваются 14 300 000 рублей, которые казначейство считает неправомерно предоставленными открытому акционерному обществу "Такси" на приобретение транспортных средств по договорам лизинга.
Предъявляя к возврату указанную сумму, казначейство ссылается на нарушение порядка и условий предоставления субсидии, поскольку данная субсидия не предназначена для финансирования договора лизинга, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Оспаривая представление в этой части, заявитель ссылается на то, что постановление Правительства КБР N 202-ПП не содержат норм, запрещающих приобретение транспортных средств по договорам лизинга, а в пункте 10 предусматривает для получения субсидии возможность предоставления как договора купли-продажи, так и договора финансовой аренды (лизинга).
Из содержания статьи 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого акта недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По правилам частей 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в т.ч. цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
По Соглашению от 27.07.2017 субсидия предоставлялась на софинансирование затрат Правительства КБР, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники по перечню (с указанием количества) по маркам, моделям и категориям (с указанием количества) газомоторной техники; общее количество закупаемой техники составляло 135 единиц.
Этим Соглашением также предусматривались следующие обязанности Правительства КБР:
- принять субсидию и обеспечить исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значения такого показателя результативности предоставления субсидии, как количество газомоторной техники, приобретенное в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава, согласно приложениям к Соглашению (пункт 4.2.1 Соглашения);
- обеспечить соблюдение уровня софинансирования расходного обязательства за счет ассигнований консолидированного бюджета КБР в размере 22 593 900 рублей (пункт 4.2.2 Соглашения);
- обеспечить достижение установленных значений показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных соглашением (пункт 4.2.5 Соглашения);
- представлять в Минпромторг России дважды отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта, связанных с осуществлением мероприятий по обновлению парка, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению: по состоянию на 1 января года, следующего за годом - до 25 января года, следующего за отчетным, и по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии - в течение 20 дней по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии.
В данном случае, Соглашение от 27.07.2015 предусматривает приобретение транспорта в пределах предоставленного времени - 250 дней (2015 год), тогда как договорами лизинга в собственность общество "Такси" получит только в конце 2018 года - по завершении внесения лизинговых платежей, а до этого времени предмет лизинга передается во временное владение и пользование (пункт 2.1 договора лизинга) и общество "Такси" является балансодержателем (пункт 6.1 договора лизинга).
При этом, авансовые лизинговые платежи внесены за счет средств субсидирования (пункт 5.5 договора лизинга), остальные лизинговые платежи производит ОАО "Такси" начиная с 25.03.2016 по 25.12.2018.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что нельзя признать достигнутыми цели субсидирования в установленные Соглашением сроки в части транспорта, приобретенного по договорам лизинга.
Кроме того, государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", Правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" не предусмотрено субсидирование лизинговых платежей на указанную технику, что подтверждается также письмом Директора Департамента бюджетной политики в отраслях экономики от 05.06.2017 N 19-08-06/34726.
Заявитель ссылается на то, что возможность субсидирования лизинговых платежей предусмотрена Постановлением Правительства КБР 202-ПП.
Судом первой инстанции правомерно отклонен данный довод необоснованным, поскольку в силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.
Поскольку, определяя условия предоставления субсидий, Постановление Правительства РФ от 08.10.2014 N 1027 не предусматривает субсидирование лизинговых платежей, то нормативные акты КБР, вынесенные во исполнение указанного выше Постановления, не могут противоречить последнему в части условий предоставления субсидии.
Таким образом казначейство пришло к верному выводу об использовании субсидии на 14 300 000 рублей с нарушением условий и порядка их предоставления.
В силу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Данное условие содержит также и Соглашение от 27.07.2015.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления комитета.
Доводы комитета, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.2017 по делу N А20-3547/2017.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.2017 по делу N А20-3547/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.