г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А56-56101/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Наумкин Р.А. - доверенность от 12.07.2017 (до перерыва)
Дашдамиров Э.Т. - доверенность от 12.07.2017(после перерыва)
от ответчика (должника): Чернокальцев Д.А. - доверенность от 10.01.2018 (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3121/2018) ООО "ЛараМедКлиник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2017 по делу N А56-56101/2017 (судья Виноградова Л.В.), принятое
по иску ООО "АртМедия"
к ООО "ЛараМедКлиник"
о защите исключительных прав и взыскании компенсации
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АртМедиЯ", место нахождения: 193036, г. Санкт-Петербург, ул. Полтавская, д. 5/29, лит. А, ОГРН 1057813086715 (далее - ООО "АртМедиЯ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ЛараМедКлиник" (до переименования - ООО "АртМедиСпа"), место нахождения: 197022, г. Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д. 20, лит. А, пом. 30-Н, ОГРН 1089847282381 (далее - ООО "ЛараМедКлиник", ответчик) о запрете использовать обозначение "artmedi", сходное до степени смешения с фирменным наименованием и товарным знаком ООО "АртМедиЯ" в доменных именах и содержании сайтов www.artmediclinic.ru; www.artmedispa.ru, об обязании прекратить использование обозначений "artmedi", "артмеди" и иных схожих до степени смешения с фирменным наименованием и товарным знаком ООО "АртМедиЯ" любым способом, в том числе, но не ограничиваясь: в документации, в рекламе, в вывесках, в буклетах, в содержании (контенте) интернет-сайтов, в социальных сетях (www.vk.com; www.instagram.com; www.twitter.com; www.facebook.com; www.ok.ru и иных), в оформлении товаров, этикеток, упаковок, сувенирной продукции; о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав в размере 1 000 000 руб.
Решением суда от 28.12.2017 требования общества "АртМедиЯ" удовлетворены частично: обществу "ЛараМедКлиник" запрещено использовать обозначение "artmedi", сходное до степени смешения с фирменным наименованием и товарным знаком ООО "АртМедиЯ" по свидетельству N 424467 с приоритетом от 09.02.2010 г. в доменных именах и содержании сайтов www.artmediclinic.ru; www.artmedispa.ru.
Суд обязал ООО "ЛараМедКлиник" прекратить использование обозначений "artmedi", "артмеди" и иных схожих до степени смешения с фирменным наименованием и товарным знаком ООО "АртМедиЯ" по свидетельству N 424467, любым способом, в том числе, но не ограничиваясь: в документации, в рекламе, в вывесках, в буклетах, в содержании (контенте) интернет-сайтов, в социальных сетях (www.vk.com; www.instagram.com; www.twitter.com; www.facebook.com; www.ok.ru и иных), в оформлении товаров, этикеток, упаковок, сувенирной продукции и взыскал с ООО "ЛараМедКлинк" (ОГРН 1089847282381, ИНН 7806392123) в пользу ООО "АртМедиЯ" 100 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав, 16 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе ООО "ЛараМедКлиник", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, истцом не представлены доказательства наличия в действиях ответчика нарушений его исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак после получения претензии, произведения ребрендинга и смены наименования; ведения ответчиком деятельности аналогичной деятельности истца; судом неправильно оценены обстоятельства, касающиеся схожести до степени смешения обозначения "артмеди" и в частности исключительного права истца на использование части своего обозначения.
В судебном заседании, состоявшемся 22.03.2018, объявлен перерыв до 15 час. 40 мин. 29.03.2018. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке в пределах доводы, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО "АртМедиЯ" (истец) является обладателем исключительных прав на товарный знак со словесным обозначением "АртМедиЯ. Клиника флебологии и медицинской косметологии" на основании свидетельства N 424467 с приоритетом от 09.02.2010 в отношении товаров и услуг 44-го класса МКТУ, а также администратором доменного имени "artmediaclinic.ru", зарегистрированного 14.07.2008, что подтверждается выпиской с указанием регистратора и администратора сайта, а также договором на оказание услуг хостинга и регистрации доменов.
ООО "АртМедиСпа" (ответчик) является администратором доменных имен "artmediclinic.ru" и "artmedispa.ru". В названиях указанных доменов использовано словесное обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком, исключительные права на который принадлежат ООО "АртМедиЯ"
09.06.2017 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием прекратить использование товарного знака "АртМедиЯ" Клиника флебологии и медицинской косметологии"; аннулировать регистрацию доменных имен "artmediclinic.ru", " artmedispa.ru", "artmediconsult.ru"; исключить из всех интернет-ресурсов обозначения с использованием словесной части "Артмеди"; перечислить 15 000 000 руб. в качестве компенсации за использование товарного знака и убытков в виде упущенной выгоды.
Оставление ответчиком данной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "АртМедиЯ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт нарушения ответчиком прав истца на фирменное наименование и товарный знак, суд первой инстанции удовлетворил требования ООО "АртМедиЯ" с учетом частичного отказа от иска.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы,, считает, что жалоба ООО "ЛараМедКлиник" подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) фирменное наименование юридического лица и товарный знак представляют собой самостоятельные средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными этим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную этим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается этим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 названного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 этой статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В силу пункта 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В статье 1473 ГК РФ закреплено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц, возникает со дня государственной регистрации юридического лица.
Из пункта 1 статьи 1474 ГК РФ, следует, что юридическое лицо, обладающее исключительным правом на фирменное наименование, вправе использовать его любым не противоречащим закону способом. В связи с этим, коммерческая организация вправе указывать свое фирменное наименование в доменном имени в сети Интернет.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что фирменное наименование ответчика было зарегистрировано 17.07.2008, то есть ранее приоритета товарного знака истца (приоритет с 09.02.2010). В соответствии со своим фирменным наименованием ответчик зарегистрировал домены и формировал контент интернет-сайтов
Фирменное наименование истца зарегистрировано 07.12.2005, то есть раньше фирменного наименования ответчика. Однако до направления претензии 09.06.2017 истец не заявлял каких-либо требований и претензий ответчику: информация об этом в дело не представлена, притом, что регистрация домена www.artmedispa.ru состоялась еще 28.10.2008 года.
Из материалов дела следует, что после ребрендинга фирменное наименование ответчика было изменено с "АртМедиСпа" на "ЛараМедКлиник", о чем 29.09.2017 была сделана соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц.
На основании данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, об отсутствии со стороны ответчика до направления истцом в его адрес претензии и смены наименования намеренного, злостного и недобросовестного нарушения исключительных прав истца на товарный знак.
В то же время суд на основании протокола нотариального осмотра доказательств от 13.07.2017, установил, что после заявления претензии истцом и изменения своего фирменного наименования ответчик неправомерно использует обозначение "artmedi" в доменных именах, контенте сайтов и социальных сетях, чем нарушает исключительные права истца и может ввести в заблуждение потребителей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет".
Таким образом, доменное имя представляет собой только символьное обозначение, выполняющее функцию адресации на соответствующий интернет-сайт в сети "Интернет", но не включает в себя сам интернет-сайт, для которого это доменное имя выполняет свою функцию адресации.
В свою очередь, в соответствии с названной статьей 2 Закона об информации сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Из искового заявления и заявленных в нем требований следует, что истец в их обоснование ссылался на использование ответчиком обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием и принадлежащим ему товарным знакам, в доменных именах и содержании сайтов www.artmediclinic.ru; www.artmedispa.ru.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств, в том числе протокола нотариального осмотра сайта от 13.07.2017, не следует, что администратором сайта laramedklinik.ru является именно ответчик. Доказательств обратного истцом не представлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие использование обществом "ЛараМедКлиник" спорных доменных имен для введения в гражданский оборот товаров и услуг, однородных тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак общества "АртМедиЯ".
С учетом того, что спорные доменные имена не используются ответчиком в отношении товаров и услуг, однородных тем, для которых зарегистрирован принадлежащий истцу товарный знак, а использование (администрирование) именно ответчиком спорных доменных имен ничем не подтверждено и опровергается установленными судом обстоятельствами, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение ООО "ЛараМедКлиник" прав на товарный знак истца.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска ООО "АртМедиЯ" отсутствуют, в связи с чем, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2017 по делу N А56-56101/2017 отменить в части:
- запрета обществу с ограниченной ответственностью "ЛараМедКлиник" (ОГРН 1089847282381, ИНН 7806392123) использовать обозначение "artmedi", сходное до степени смешения с фирменным наименованием и товарным знаком общества с ограниченной ответственностью "АртМедия" (ОГРН 1057813086715, ИНН 7842325965) по свидетельству N 424467 с приоритетом от 09.02.2010 г. в доменных именах и содержании сайтов www.artmediclinic.ru; www.artmedispa.ru;
- обязания общества с ограниченной ответственностью "ЛараМедКлиник" прекратить использование обозначений "artmedi", "артмеди" и иных схожих до степени смешения с фирменным наименованием и товарным знаком общества с ограниченной ответственностью "АртМедия" по свидетельству N 424467, любым способом, в том числе, но не ограничиваясь: в документации, в рекламе, в вывесках, в буклетах, в содержании (контенте) интернет-сайтов, в социальных сетях (www.vk.com; www.instagram.com; www.twitter.com; www.facebook.com; www.ok.ru и иных), в оформлении товаров, этикеток, упаковок, сувенирной продукции;
- взыскания с общества с ограниченной ответственностью "ЛараМедКлиник" в пользу общества с ограниченной ответственностью "АртМедия" 100 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав, 16 000,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В указанной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АртМедия" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛараМедКлиник" 3 000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.