город Томск |
|
9 апреля 2018 г. |
Дело N А67-9224/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.,
судей: Сбитнева А.Ю.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (07АП-1972/2018(2)) на решение Арбитражного суда Томской области от 31.01.2018 по делу N А67-9224/2017 (Судья Е.В. Чиндина) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сэд Сервис" (634031, Томская обл., г. Томск, ул. Ивановского, 24, 55, ОГРН 1177031063660, ИНН 7017419900) (далее по тексту: ООО "Сэд Сервис", Заявитель) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436; 634061, г. Томск, пр. Фрунзе,55) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принятия налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Иванкова О.И., представитель по доверенности от 09.01.2018, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сэд Сервис" (далее - заявитель, ООО ) обратилось в Арбитражный суд Томской области к ИФНС России по г.Томску (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года ООО "Сэд Сервис" 11.10.2017 и обязании принять указанную декларацию.
Решением суда от 31.01.2018 (резолютивная часть объявлена 26.01.2018) требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов налогоплательщика оспариваемым решением; в случае повторного представления декларации основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.10.2017 заявителем была подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
11.10.2017 Инспекцией вынесено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, в котором со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, указано на не принятие декларации по основанию: "декларация содержит ошибки и не принята к обработке".
ООО "Сэд Сервис", считая действия ИФНС России по г. Томску по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года ООО "Сэд Сервис" 11.10.2017, незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемый период ООО "Сэд Сервис" являлось плательщиком НДС.
Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 213 приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе, в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее - Административный регламент) при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю; проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет); отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю (пункт 214 Административного регламента).
В пункте 28 Административного регламента установлены следующие основания для отказа в приеме налоговой декларации (расчета): отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
В силу пункта 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов: 1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии); 2) для организации: а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования); б) ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ; в) вида документа: первичный (корректирующий); г) наименования налогового органа; д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Пункты 28 и 194 Административного регламента содержат закрытый перечень оснований отказа в принятии налоговой декларации. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.
Из представленного в материалы дела уведомления налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным от 11.10.2017 г. следует, что налоговая декларация за 3 квартал 2017 года не принята налоговым органом на основании пункта 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н по следующим причинам: "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке".
Между тем, ошибка, допущенная налогоплательщиком, в названных пунктах не содержится, поэтому оснований для непринятия налоговых деклараций у инспекции не имелось и на основании Административного регламента.
Доказательств представления указанной налоговой декларации не по установленной форме (установленному формату), отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя, в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента либо наличия иных нарушений, препятствующих принятию налоговой отчётности, материалы дела не содержат, налоговым органом не представлено.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод налогового органа о то, что при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что ООО "Сэд Сервис" обладает признаками "транзитной" организации (отсутствуют движимое и недвижимое имущество, численность работников за 2016 года составляла 1 человек, по состоянию на 2017 год в организации числится 1 работник, Общество не находится по юридическому адресу, деятельности не ведет, сведения расчета суммы НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом не представлены). По расчетным счета Общества, не установлено операций, свидетельствующих о ведении финансово-хозяйственной деятельности (такие как оплата за электроэнергию, коммунальные платежи, аренда), установлено перечисление значительных сумм на счета различных индивидуальных предпринимателей, которые впоследствии снимаются наличными денежными средствами. Руководитель на допросы не являлся без указания причин.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде (абзац 1 пункта 3 статьи 80 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Таким образом, подписание налоговой декларации соответствующим уполномоченным лицом свидетельствует о полноте и достоверности указанных в ней сведений и придает данному документу статус налоговой декларации.
Иное толкование абзаца второго пункта 5 статьи 80 НК РФ, привело бы к возможности представления в налоговый орган за своей подписью налоговых деклараций от имени налогоплательщиков-организаций лицами, которые не обладают соответствующими полномочиями, не могут отвечать за достоверность показателей, а следовательно, за правильность исчисленных сумм налогов. Совершив указанные действия, лицо не только может существенно затруднить деятельность организации, но и причинить ей вред (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.02.2010 по делу N А37-325/2009).
Как следует из материалов дела, представленная 10.10.2017 г. налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года была подписана электронной цифровой подписью руководителя ООО "Сэд Сервис" Стадником Э.Д., что налоговым органом в ходе рассмотрения дела не отрицалось, следовательно, подписав указанную декларацию в силу п. 5 ст. 80 НК РФ руководитель гарантировал достоверность и полноту сведений, указанных в данной декларации по налогу на добавленную стоимость.
Статья 82 НК РФ определяет, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Одной из форм налогового контроля является налоговая проверка, определяемая как периодически осуществляемый комплекс действий налоговых органов по сбору и обработке информации, перечень, порядок, срок совершения и оформления которых должен быть установлен Налоговым Кодексом Российской Федерации, на предмет соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Как верно указал суд, применительно к представлению налоговых деклараций налоговый контроль в отношении полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, может проводиться только после принятия соответствующей декларации налоговым органом, поскольку до принятия соответствующей декларации, которая в силу норм статьи 80 НК РФ является заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, фактически отсутствует само заявление налогоплательщика, содержащее сведения, подлежащие проверке налоговым органом.
Таким образом, выявление ошибок, противоречий, несоответствий в налоговой декларации осуществляется налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки, которая проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, следовательно, такие обстоятельства, как то, что ООО "Сэд Сервис" обладает признаками "транзитной" организации, фактически финансово-хозяйственную деятельность не ведёт, по юридическому адресу не располагается и т.д. (на что указывает налоговый орган) не влекут за собой отказ в принятии налоговой отчётности.
Факт не осуществления ООО "Сэд Сервис" финансово-хозяйственной деятельности, недостоверность и неполнота сведений, содержащихся в налоговой декларации, на что ссылается Инспекция, подлежит установлению в рамках проведения надлежащих мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений, либо с применением уголовно процессуальных действий правоохранительными органами; вместе с тем законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в такой ситуации отказывать в принятии налогоплательщикам (налоговым агентам) налоговой отчётности.
При указанных обстоятельствах, оснований для отказа в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 г. у Инспекции не имелось.
Доводы Инспекции об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя, приводились в суде первой инстанции, были оценены и исследованы в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонены.
Неправомерный отказ в принятии рассматриваемой декларации, нарушает право заявителя, предусмотренное п.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210- ФЗ, а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги. Так как прием деклараций является государственной услугой, в соответствии с регламентирующими ее стандартами, при отсутствии оснований п. 28 Регламента N99н, соответствующим и своевременным ее оказанием является только и исключительно выполнение действий, предусмотренные п.215 Регламента N99н, а именно: в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) налоговый орган выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата); отправляет квитанцию о приеме заявителю.
Кроме того, необоснованный отказ налогового органа в принятии налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по представлению декларации. Налогоплательщик, представивший декларацию по НДС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в установленный срок и получивший отказ в приеме такой декларации, в случае повторного представления этой декларации позже срока, установленного для ее представления, может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.
Довод о том, что в случае повторного предоставления налоговой декларации, налогоплательщик не будет привлечен к ответственности, нормативно не обоснован.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушении в данном случае прав и законных интересов общества являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, повторяют позицию по делу и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 31.01.2018 по делу N А67-9224/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9224/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2018 г. N Ф04-2962/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Сэд Сервис"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2962/18
09.04.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1972/18
02.03.2018 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1972/18
31.01.2018 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-9224/17