г. Москва |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А41-39621/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Администрации Щелковского муниципального района Московской области: Митрофанова Н.А., по доверенности от 29.12.2017;
от ООО "Ост-Маркет": Козлова С.А., по доверенности от 07.04.2017;
от ИП Долгих И.В.: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2017 года по делу N А41-39621/17, принятое судьей Сергеевой А.С., по иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области к ООО "Ост-Маркет" об обязании и по встречному исковому заявлению ООО "Ост-Маркет" к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об обязании, третье лицо: ИП Долгих И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Щелковского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ост-Маркет" об обязании в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 4 м., глубиной 3 м., площадью 12 кв.м., выполненный из металлической конструкции, обшитый сэндвич-панелями, окрашенный в коричневый и бледно-желтый цвета), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щёлково, ул. Центральная, возле дома N 17.
Определением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2017 принято к совместному рассмотрению встречное исковое заявление ООО "Ост-Маркет" к Администрации Щелковского муниципального района Московской области об обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково, нестационарный торговый павильон, принадлежащий ООО "Ост-Маркет".
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2017 года по делу N А41-39621/17 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Щелковского муниципального района обжаловала его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Представители третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля комиссией при Администрации Щёлковского муниципального района был обследован земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, по результатам обследования которого был установлен факт незаконного размещения нестационарного торгового объекта.
Согласно составленного комиссией акта обследования от 16.11.2016 N 16-023, на земельном участке по адресу: Московская область, г.п. Щёлково, ул. Центральная, возле дома N 17, размещен нестационарный торговый объект - павильон (шириной 4 м., глубиной 3 м., площадью 12 кв.м., выполненный из металлической конструкции, обшитый сэндвич-панелями, окрашенный в коричневый и бледно-желтый цвета), Специализация - торговля цветами. Предпринимательскую деятельность в спорном НТО осуществляет индивидуальный предприниматель Долгих Иван Владимирович. Однако из представленного Долгих И.В. договора аренды павильона от 01.10.2016 N 58 усматривается, что владельцем спорного НТО является ООО "Ост-Маркет".
Как указывает Администрация, из представленной в материалы дела схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково, утвержденной постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 30.12.2015 N 4428, выявленный нестационарный торговый объект не включен в схему, каких-либо договоров на право размещения данного объекта Администрацией Щёлковского муниципального района не заключалось, разрешений на установку объекта не выдавалось, земельный участок под объектом ответчику не предоставлялся.
После выявления незаконно размещенного нестационарного объекта и составления акта обследования, до сведения владельца спорного объекта было доведено предписание о добровольном демонтаже торгового объекта и освобождении земельного участка от 17.04.2017 N 16.1-18/85 (вручено представителю организации), в соответствии с которым, владельцу нестационарного торгового объекта было предложено представить в Администрацию Щёлковского муниципального района правоустанавливающие документы в отношении данного объекта, а в случае отсутствия таковых, самостоятельно произвести демонтаж в срок до 24.04.2017.
Поскольку ответчик добровольно демонтаж нестационарного торгового объекта не произвел, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации, суд первой инстанции указал, что торговый объект заявителя на момент разработки и утверждения схемы находился в эксплуатации и соответствовал всем требованиям действующего законодательства. Не включение объекта заявителя в схему создает для организации невозможность осуществления хозяйственной деятельности.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании части 3 указанной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7 распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" не допускается размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в Схему.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение указанных норм, постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 11.12.2015 N 3623 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково.
Согласно п. 2.1 ч. 2 указанного Порядка, основанием для размещения НТО на территории городского поселения Щёлково является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щёлковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
На основании п. 3.2. ч. 3 Порядка, после утверждения в установленном порядке Схемы размещения НТО Администрация Щёлковского муниципального района проводит конкурс на право размещения НТО на территории городского поселения Щёлково в порядке, установленном Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.
В соответствии с п. 3.1. ч. 3 Порядка, договор на право размещения НТО заключается между Администрацией Щёлковского муниципального района и хозяйствующим субъектом сроком на 5 (пять) лет.
После заключения договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО, оформленный Администрацией Щёлковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щёлковского муниципального района.
В соответствии с п. 2.16 ч. 2 порядка, не допускается размещение НТО местах, не включенных в схему.
Как усматривается из представленной в материалы дела схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково, утвержденной постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 30.12.2015 N 4428, выявленный нестационарный торговый объект не включен в схему, каких-либо договоров на право размещения данного объекта Администрацией Щёлковского муниципального района не заключалось, разрешений на установку объекта не выдавалось, земельный участок под объектом ответчику не предоставлялся.
Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 27.11.2015 N 3340 утвержден Порядок демонтажа нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково.
Согласно п. 1.1 ч. 1 Порядка демонтажа, к незаконно размещенным нестационарным торговым объектам относятся, в том числе, нестационарный торговый объект, установленный самовольно - без предусмотренных законодательством и/или нормативными правовыми актами городского поселения Щёлково и/или Щёлковского муниципального района правовых оснований (в том числе, отсутствие места размещения в схеме размещения нестационарных торговых объектов и/или отсутствие договора на право размещения нестационарного торгового объекта).
Учет выявленных незаконно размещенных нестационарных торговых объектов осуществляется Администрацией Щёлковского муниципального района посредством ведения Реестра незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково (п. 2.4 ч. 2 Порядка демонтажа).
При выявлении незаконно размещенных на территории городского поселения Щёлково нестационарных торговых объектов Администрация Щёлковского муниципального района в течение 10 дней со дня выявления выдает собственнику нестационарного торгового объекта предписание о демонтаже нестационарного торгового объекта и освобождении занимаемого им земельного участка (далее - предписание) в срок, определенный предписанием, но не более 1 месяца со дня выдачи предписания (п. 3.2. ч. 3 Порядка демонтажа).
В случае невыполнения собственником нестационарного торгового объекта демонтажа в указанный в предписании срок Администрация Щёлковского муниципального района обращается в суд с требованием обязать собственника демонтировать нестационарный торговый объект (освободить земельный участок от находящегося на нем нестационарного торгового объекта) (п. 3.7 ч. 3 Порядка демонтажа).
Во исполнение указанных положений муниципального правового акта, после выявления незаконно размещенного нестационарного объекта и составления акта обследования, до сведения владельца спорного объекта было доведено предписание о добровольном демонтаже торгового объекта и освобождении земельного участка от 17.04.2017 N 16.1-18/85 (вручено представителю организации), в соответствии с которым, владельцу НТО было предложено представить в Администрацию Щёлковского муниципального района правоустанавливающие документы в отношении данного объекта, а в случае отсутствия таковых, самостоятельно произвести демонтаж в срок до 24.04.2017. В случае невыполнения собственником нестационарного торгового объекта демонтажа в указанный в предписании срок органы местного самоуправления обращаются с требованиями в суд об обязании путем демонтажа освободить земельный участок от находящегося на нем нестационарного торгового объекта, а в случае неисполнения решения суда в течение установленного срока предоставить органу местного самоуправления право демонтировать нестационарный торговый объект самостоятельно или с привлечением третьих лиц с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов (иными требованиями).
Согласно нормам статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из статьи 11 ЗК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 "131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из статей 60 и 76 ЗК РФ следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.
По общему правилу, для применения последствий самовольности занятия участка - возложения обязанности освободить и возвратить земельный участок, истцу необходимо доказать, что то лицо, к которому это требование предъявляется, нарушает земельное законодательство путем возведения на не принадлежащем ему на законном основании земельном участке, объектов.
Учитывая, что ответчик каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) НТО не представил; земельный участок, на котором расположен спорный НТО, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, что подтверждается перечнем земельных участков, предоставленных хозяйствующим субъектам под размещение торговых объектов, требование о демонтаже НТО обоснованно.
Удовлетворяя встречный иск общества, суд первой инстанции указал, что Законом N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Правилами N 772 и Порядком предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в неё изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов. Кроме того, суд первой инстанции сослался на обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Московской области от 15.05.2015 по делу NА41-73526/14.
Между тем, названные нормы не налагают на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 30.12.2015 N 4428 утверждена действующая в настоящее время Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения. Спорный объект в указанную Схему не включен.
Заявление о включении спорного объекта в Схему было подано обществом только в 2016 году. При этом, обществом не заключен договор аренды земельного участка и договор на размещение НТО.
Ссылка суда первой инстанции на решение Арбитражного суда Московской области от 15.05.2015 по делу N А41-73526/14 необоснованна, так как спорный объект не был предметом рассмотрения в рамках указанного дела.
Кроме того, внесение торгового объекта в Схему размещения не влечет за собой возникновение у ответчика прав на земельный участок.
Таким образом, оснований для удовлетворения встречного иска не имелось.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, первоначальные исковые требования - удовлетворению, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2017 года по делу N А41-39621/17 отменить.
Обязать ООО "Ост-Маркет" в течение 10 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 4 м., глубиной 3 м., площадью 12 кв.м., выполненный из металлической конструкции, обшитый сэндвич-панелями, окрашенный в коричневый и бледно-желтый цвета), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щёлково, ул. Центральная, возле дома N 17.
В удовлетворении встречных исковых требований ООО "Ост-Маркет" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.