г. Вологда |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А66-17467/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кутузовой И.В., судей Моисеевой И.Н. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации Аввакумовского сельского поселения на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2017 года по делу N А66-17467/2015 (судья Янкина В.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ" (место нахождения: 170538, Тверская обл., Калининский р-н, д. Савватьево, д. 1а; ОГРН 1056900172152, ИНН 6924013066; далее - Общество, ООО "ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному унитарному предприятию Управляющая компания "Аввакумово" Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области (место нахождения: 170533, Тверская обл., Калининский р-н, д. Аввакумово, д. 5; ОГРН 1126952027400, ИНН 6949009760; далее - Предприятие) и муниципальному образованию "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области" в лице муниципального учреждения Администрация Аввакумовского сельского поселения (место нахождения: Тверская обл., Калининский р-н, д. Аввакумово, д. 5, ОГРН 1056900235292, ИНН 6924013370; далее - Администрация) о взыскании 300 001 руб. задолженности за ноябрь 2015 года.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял размер исковых требований, окончательно просил взыскать с Предприятия 431 467 руб. 68 коп. задолженности по оплате теплоэнергии, поставленной в ноябре 2015 года на основании договора ресурсоснабжения и водоотведения от 01.12.2012, с Администрации 348 980 руб. 54 коп. разницы между фактически выработанной тепловой энергией котельной и отпуском тепловой энергии потребителям Общества в д. Аввакумово за ноябрь 2015 года (потери в тепловых сетях).
Уточнение иска судом принято.
Определением от 26.05.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление Региональная энергетическая комиссия Тверской области.
Решением суда от 29 августа 2016 года исковые требования удовлетворены полностью. Также с ответчиков в пользу истца взыскана государственная пошлина: с Предприятия - 10 288 руб., с Администрации - 8321 руб. Истцу из федерального бюджета возвращено 9695 руб. 62 коп. государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2016 года решение Арбитражного суда Тверской области от 29 августа 2017 года оставлено без изменения.
Постановлением от 15 марта 2017 года Арбитражный суд Северо-Западного округа решение Арбитражного суда Тверской области от 29 августа 2016 года и постановление Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2016 года отменил в части взыскания с муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области" в лице муниципального учреждения Администрация Аввакумовского сельского поселения в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ" 348 980 руб. 54 коп. стоимости потерь в тепловых сетях. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
При этом суд указал, что при новом рассмотрении суду необходимо предложить истцу представить сведения в отношении всех потребителей тепловой энергии, владеющих нежилыми помещениями (в том числе тех, с которыми не заключены договоры теплоснабжения).
Определением от 19.09.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, временного управляющего Киселева Сергея Александровича.
При новом рассмотрении судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 245 809 руб. 82 коп.
Решением суда от 28 ноября 2017 года исковые требования к Администрации удовлетворены полностью. Также с Администрации в пользу истца взыскана государственная пошлина в сумме 7916 руб. Истцу из федерального бюджета возвращено 405 руб. государственной пошлины.
Администрация с решением суда в части взыскания с нее долга в сумме 87 786 руб. 63 коп. не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просила решение в указанной части отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что тепловые потери в подвальных помещениях многоквартирных домов, находящихся на обслуживании Предприятия, подлежат исключению из суммы сверхнормативных потерь заявленных истцом к взысканию с Администрации.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда отмене (изменению) не подлежит.
Как усматривается в материалах дела, согласно распоряжению от 19.06.2015 N 25 тепловая сеть, расположенная по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, д. Аввакумово, была закреплена за Предприятием на праве оперативного управления.
Распоряжением от 14.08.2015 N 44 названная тепловая сеть изъята из оперативного управления Предприятия.
В спорный период (ноябрь 2015 года) тепловая сеть, расположенная по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, д. Аввакумово, находящаяся в собственности муниципального образования, не была закреплена за кем-либо.
В связи с этим истец обратился в суд с иском к Администрации о взыскании стоимости потерь в принадлежащих муниципальному образованию сетях.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Объем потерь в тепловых сетях, принадлежащих муниципальному образованию, определен как разница между объемом тепловой энергии, выработанной на котельной и объемом, отпущенным потребителям, а также объемом нормативных потерь, включенных в тариф на тепловую энергию.
При этом объем тепловой энергии, отпущенный в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении Предприятия, определен по данным ЖКХ и ответчиком не оспаривается; объем тепловой энергии, отпущенный тарифной группе "прочие потребители" согласован сторонами в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Возражений по этому объему также не имеется.
Доводы жалобы о необходимости исключения из объема сверхнормативных потерь тепловых потерь в подвальных помещениях многоквартирных домов в объеме 54,113 Гкал отклоняются апелляционным судом.
Названный объем определен ответчиком исходя из протяженности внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании Предприятия.
Между тем, исходя из пункта 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Также согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Пунктом 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что объем тепловой энергии, поставленной в многоквартирные жилые дома, определен на основании показаний общедомовых приборов учета, расположенных не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей.
При отсутствии общедомового прибора учета объем тепловой энергии определяется расчетным способом, предусмотренным силу подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 42 (1) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В спорный период норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для потребителей Аввакумовского сельского поселения был установлен решением совета депутатов Аввакумовского сельского поселения от 01.04.2010 N 5 (информация из постановления Губернатора Тверской области от 28.11.2014 N 188-пг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тверской области на 2015 год").
Пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (в редакции, действующей на дату утверждения нормативов потребления коммунальных услуг), при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
Таким образом, установленный подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оснащенный прибором учета, не предусматривает дополнительного предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникающей во внутридомовых сетях.
Указанный подход согласуется с позицией, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2017 N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что объем тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, определен с нарушением норм жилищного законодательства.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Ввиду изложенного, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2017 года по делу N А66-17467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации Аввакумовского сельского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Кутузова |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.