г.Самара |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А65-21515/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Амеджановой Э.М. с участием:
конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Экоресурс" Джапасбатова Рустама Турсунбаевича (паспорт),
от исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района - представителей Хусаинова Б.Р. (доверенность от 02.04.2018), Нечаевой Ю.Н. (доверенность от 24.04.2017),
от третьих лиц: МУП "Городское зеленое хозяйство" - представителя Хусаинова Б.Р. (доверенность от 18.08.2017),
МУП "Коммунальное хозяйство" - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 апреля 2018 года апелляционные жалобы исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Экоресурс" Джапасбатова Рустама Турсунбаевича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 февраля 2018 года по делу N А65-21515/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Экоресурс" Джапасбатова Рустама Турсунбаевича, Республика Татарстан, г.Казань, к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района (ОГРН 1061673000993, ИНН 1648017863), Республика Татарстан, г.Зеленодольск, третьи лица: МУП "Городское зеленое хозяйство", Республика Татарстан, г.Зеленодольск", МУП "Коммунальное хозяйство", Республика Татарстан, г.Зеленодольск, Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным распоряжения от 09.02.2017 N ОД-7,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Экоресурс" Джапасбатов Р.Т. (далее - конкурсный управляющий, МУП "Экосервис", заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района (далее - исполнительный комитет, ответчик) о признании недействительным распоряжения N ОД-7 от 09.02.2017 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - оспариваемое распоряжение).
Определением суда от 21 июля 2017 года и к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск", МУП "Коммунальное хозяйство", а определением суда от 15 декабря 2017 года - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, распоряжение исполнительного комитета N ОД-7 от 09.02.2017 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" признано недействительным в части: административного здания, инвентарный номер: 00000011, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Паратская, д.1; нежилого помещения 1000, инвентарный номер: 1-5-145374-5-952, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Королева, 24в; незавершенного строительством объекта - опытно экспериментального комплекса по утилизации и переработке отходов, инвентарный номер: 00000017. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Экоресурс".
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий просит решение суда отменить в части отказа в признании недействительным распоряжения исполнительного комитета N ОД-7 от 09.02.2017 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г.Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан": отдельно стоящего здания бани, площадью 718,2 кв.м, расположенного по адресу: г.Зеленодольск, ул. Заикина, д. 8; отдельно стоящего здания бани, площадью 1357,7 кв.м, расположенного по адресу: г.Зеленодольск, ул.Жукова, д. 2; принять по делу новый судебный акт о признании недействительным распоряжения исполнительного комитета N ОД-7 от 09.02.2017 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан". При этом конкурсный управляющий ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание определение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-21866/2015 от 21.02.2017. По мнению конкурсного управляющего, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований. Заявитель просил признать недействительным распоряжение N 7-ОД от 09.02.2017, как противоречащее законодательству, и при этом не просил суд давать оценку сделке по передаче ему в хозяйственное ведение имущества. Право хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство" по двум зданиям бань было зарегистрировано в ЕГРП. Судом не дана оценка тому, что права муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район", являющегося собственником и учредителем (в т.ч. и в настоящее время) МУП "Экоресурс" не затронуты. Судом не дана оценка тому, что оспариваемое Распоряжение не было исполнено.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет просит решение суда отменить в части изъятия административного здания, расположенного по адресу Зеленодольск, ул. Паратская д. 1; нежилого помещения расположенного по адресу г.Зеленодольск ул. Королева д.24в; незавершенного строительством объекта - опытно-экспериментального комплекса по утилизации и переработке отходов и направить на новое рассмотрение. До принятия определения по делу N А65-21866/2015 судом по делу N А65-201110/2016 уже было установлено, что имущество закреплено за МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" незаконно и подлежит изъятию в казну, что и было исполнено исполнительным комитетом путем принятия распоряжения N ОД-7. Кроме того, распоряжение NОД-7 было принято в соответствии с нормами Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности ЗМР", утвержденного решением Совета Зеленодольского муниципального района от 28. 03.2007 N162, и Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета города Зеленодольска от 09.09.2016 N89, согласно которым имущество, закрепленное за предприятием, может быть изъято по решению исполнительного комитета с согласия предприятия, а в случаях неэффективного использования имущества изъятие может быть инициировано МУ "Палата имущественных и земельных отношений", изъятое имущество поступает в казну (п.5.10, 5.13 и п.5.14 Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности ЗМР"). С учетом выводов, сделанных судом при рассмотрении дела N А65-201110/2016, суд при рассмотрении данного спора должен был дать оценку законности приобретения муниципального имущества непосредственно МУП "Экоресурс". Судом проигнорированы доказательства того, что в отношении спорного имущества МУП "Экоресурс" права хозяйственного ведения не приобрело, т.к. право хозяйственного ведения у предприятия на недвижимое имущество возникает с момента регистрации такого права. Отсутствие регистрации права хозяйственного ведения на момент принятия распоряжения NОД-7 доказывает, что право хозяйственного ведения у МУП "Экоресурс" не возникло. Однако судом не дано оценки тому, что право хозяйственного ведения на здание по адресу: г.Зеленодольск, ул.Паратская, д. 1 зарегистрировано только в ходе судебного процесса, а право хозяйственного ведения на нежилые помещения по ул.Королева зарегистрировано за МУП "Горзеленхоз" согласно выписки из Росреестра от 21.03.2017, право хозяйственного ведения на экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов не зарегистрировано.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей МУП "Коммунальное хозяйство", Управления Росреестра по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель исполнительного комитета поддержал доводы своей апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы конкурсного управляющего.
Конкурсный управляющий поддержал доводы своей апелляционной жалобы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы исполнительного комитета.
Представитель МУП "Городское зеленое хозяйство г.Зеленодольск" поддержал доводы апелляционной жалобы исполнительного комитета и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы конкурсного управляющего.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, что определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 сентября 2015 года по делу N А65-21866/2015 принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью "Заволжская сетевая компания" о признании муниципального унитарного предприятия города Зеленодольск "Экоресурс" несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2016 года по делу N А65-21866/2015 МУП "Экоресурс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим имущества МУП "Экоресурс" утвержден Джапасбатов Рустам Турсунбаевич.
Из выписки из Устава муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Зеленодольского муниципального района от 14.12.2005 N 18, следует, что муниципальное образование "Зеленодольский муниципальный район" наделено статусом муниципального района, в состав территории которого входит, в том числе, город Зеленодольск. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района является исполнительный комитет. К вопросам местного значения муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район"относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Из Устава муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета города Зеленодольск от 14.12.2005 N 21, следует, что муниципальное образование "город Зеленодольск" наделено статусом городского поселения и входит в состав территории Зеленодольского муниципального района. Исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "город Зеленодольск" до внесения изменений в Устав муниципального образования "город Зеленодольск" решением от 16.03.2015 являлся исполнительный комитет города. К вопросам местного значения муниципального образования "город Зеленодольск" относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения.
После проведенной в 2015 году реорганизации исполнительных органов местного самоуправления района исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района стал единственным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления как района, так и города (далее - исполнительный комитет).
Исполнительным комитетом 09.02.2017 принято распоряжение N ОД-7 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", в соответствии с которым из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан изъято следующее имущество:
- административное здание, инвентарный номер 00000011, площадью 625,8 кв.м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г.Зеленодольск, ул. Паратская, дом 1;
- нежилое помещение 1000, инвентарный номер: 1-5-145374-5-952, площадью 2625,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Зеленодольск, ул. Королева, 24в;
- незавершенный строительством объект - опытно экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов, инвентарный номер: 00000017, площадью 2768,4 кв.м, расположенный в г. Зеленодольск;
- отдельно стоящее здание бани, площадью 718,2 кв.м, расположенное по адресу: г.Зеленодольск, ул. Заикина, д. 8;
- отдельно стоящее здание бани, площадью 1357,7 кв.м, расположенное по адресу: г.Зеленодольск, ул.Жукова, д. 2 (далее - пять объектов недвижимости).
Конкурсный управляющий МУП "Экоресурс", ссылаясь на то, что изъятие на основании указанного распоряжения объектов недвижимости, ранее переданных предприятию на праве хозяйственного ведения, совершено в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов должника, обратился в суд с заявлением о признании распоряжения недействительным.
Установлено, что в соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 30 марта 2008 года N 1107 создано муниципальное унитарное предприятие "Районный коммунальный сервис" ("Райкомсервис"). В качестве юридического лица предприятие зарегистрировано 02.06.2008.
Согласно постановлению исполнительного комитета города Зеленодольск N 01-08-64 от 27.03.2009 "О муниципальном унитарном предприятии "Райкомсервис", переданном из собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" в собственность муниципального образования "город Зеленодольск" МУП "Районный коммунальный сервис" переименовано в муниципальное унитарное предприятие "Экоресурс" и его учредителем признано муниципальное образование "город Зеленодольск", что подтверждается еще и постановлением руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N 671 от 30 марта 2009 года "О передаче полномочий учредителя муниципального унитарного предприятия "Райкомсервис" муниципальному образованию "Город Зеленодольск".
Согласно пункту 1.4 Устава муниципального унитарного предприятия города Зеленодольск "Экоресурс" полномочия учредителя предприятия осуществляет муниципальное образование города Зеленодольск в лице исполнительного комитета города Зеленодольск Республики Татарстан (том 3, л.д. 111-124).
Сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении подтверждается и не оспаривается сторонами, что исполнительный комитет города Зеленодольска на момент изъятия спорного недвижимого имущества являлся единственным учредителем должника МУП "Экоресурс".
Как следует из материалов дела, на основании постановления исполнительного комитета города Зеленодольск от 08.06.2009 N 01-08-159 "О закреплении вновь введенных в эксплуатацию объектов на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием города Зеленодольск "Экоресурс" между муниципальным учреждением "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" и МУП "Экоресурс" 08.06.2009 заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием N Зел-08-007-0002 (далее - договор), согласно которому за МУП "Экоресурс" на праве хозяйственного ведения впервые закреплено недвижимое имущество, о чем составлен акт приема-передачи (том 3, л.д. 64-70).
Постановлением исполнительного комитета города Зеленодольск от 14.04.2010 N 01-08-148 "О перераспределении муниципального имущества" из оперативного управления муниципального автономного учреждения "Департамент жилищно - коммунального хозяйства города Зеленодольска Республики Татарстан" изъято административное здание, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Паратская, д.1, площадью 627,2 кв.м и передано МУП "Экоресурс" на праве хозяйственного ведения. На основании указанного постановления к договору заключено дополнительное соглашение от 17.04.2010, согласно которому в перечень имущества, закрепленного за МУП "Экоресурс" на праве хозяйственного ведения, внесено отдельно стоящее административное здание по адресу: г. Зеленодольск, ул. Паратская, д.1, площадью 627,2 кв.м. Факт передачи указанного административного здания МУПу "Экоресурс", закрепленного за МУП "Экоресурс" на праве хозяйственного ведения, подтверждается подписанным руководителем МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" и руководителем МУП "Экоресурс". Перечнем имущества, который в силу указания в нем самом является неотъемлемой частью договора, а, следовательно, заменяет собой акт приема-передачи имущества (том 3, л.д. 51; 52-53). При этом документов, подтверждающих регистрацию права собственности на данное здание на момент его закрепления за МУП "Экоресурс" за каким-либо муниципальным образованием, в материалах дела не имеется.
Как следует из отзыва на заявление Управления Росреестра по Республике Татарстан, 04.08.2017 зарегистрировано право хозяйственного ведения на данный объект за МУП "Экоресурс", а 22.09.2017 зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием "Город Зеленодольск".
В дальнейшем, на основании постановления исполнительного комитета города Зеленодольск от 15.04.2011 N 01-08-129 "О перераспределении муниципального имущества" и в соответствии с дополнительным соглашением от 25.04.2011 к договору заявителю передано и закреплено на праве хозяйственного ведения незавершенный строительством объект - опытно-экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов общей площадью 2768,4 кв.м, о чем сторонами договора также подписан Перечень закрепленного на праве хозяйственного ведения муниципального имущества (том 3, л.д. 54-55; 56; 57).
Документов, подтверждающих регистрацию права собственности на данное здание на момент его закрепления за МУП "Экоресурс" за каким-либо муниципальным образованием, в материалах дела также не имеется.
Как следует из отзыва на заявление Управления Росреестра по Республике Татарстан, 02.06.2017 зарегистрировано право хозяйственного ведения на данный объект за МУП "Экоресурс", а 25.09.2017 зарегистрировано право собственности на объект за муниципальным образованием "Город Зеленодольск".
На основании постановления исполнительного комитета города Зеленодольск от 20.05.2011 N 01-08-174 "О перераспределении муниципального имущества" и в соответствии с дополнительным соглашением от 24.05.2011 к договору заявителю переданы и закреплены на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - отдельно стоящее здание бани общей площадью 672,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск в 115 м от дома N 10 по ул.Заикина, и отдельно стоящее здание бани общей площадью 1332,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, 2, о чем также сторонами договора подписан Перечень, закрепленного на праве хозяйственного ведения муниципального имущества (том 3, л.д. 58 - 59; 60; 61).
Согласно выпискам из ЕГРН право собственности на указанные бани с кадастровыми номерами соответственно 16:49:010613:75, 16:49:011915:55 было зарегистрировано еще 21.10.2009 за муниципальным образованием "Зеленодольский муниципальный район" (том 3, л.д. 125-131).
Кроме того, решением Совета Зеленодольского муниципального района от 23.04.2010 N 519 был утвержден перечень муниципального имущества, предлагаемого передаче из муниципальной собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" в муниципальную собственность муниципального образования "город Зеленодольск", в который были включены три отдельно стоящих здания бань, в том числе две бани: по ул. Заикина и по ул. Жукова, 2, г. Зеленодольска (т.3, л.д. 74-75).
В материалах дела имеется и решение Совета города Зеленодольск от 29.06.2010 N 204, согласно которому утвержден перечень муниципального имущества, принимаемого из муниципальной собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" в муниципальную собственность муниципального образования "город Зеленодольск", в который включены те же три отдельно стоящих здания бань, в том числе, две бани по ул. Заикина и по ул. Жукова, 2, г. Зеленодольска.
Вместе с тем сторонами документы, подтверждающие фактическое исполнение указанных выше решений представительных органов муниципальных образований о передаче зданий бань из муниципальной собственности Зеленодольского муниципального района в муниципальную собственность города Зеленодольск, в материалы дела не представлены.
Более того, решением Совета Зеленодольского муниципального района от 12.10.2017 N 244, а также решением Совета города Зеленодольск от 12.10.2017 N 151 "в связи с тем, что не произведена фактическая передача имущества по акту приема-передачи из муниципальной собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" в муниципальную собственность муниципального образования "город Зеленодольск", ранее принятые решения представительных органом муниципальных образований от 23.04.2010 N 519 и от 29.06.2010 N 204 о передаче имущества признаны утратившими силу (том 3, л.д. 1-3).
Как следует из письма МУ "Палата имущественных и земельных отношений ЗМР" от 28.12.2017 N 24, на основании постановления Зеленодольского муниципального района от 11.12.2015 N 2730 зданию бани по ул. Заикина присвоен адрес: г. Зеленодольск, ул.
Заикина, дом 8.
Судом также установлено, что на основании постановления исполнительного комитета города Зеленодольск N 01-08-205 от 04 мая 2012 года "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения" и в соответствии с дополнительным соглашением от 04.05.2012 к Договору за МУП "Экоресурс" на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество - нежилое помещение 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, дом 24в (том 3, л.д. 46-50). Документов, подтверждающих регистрацию права собственности за каким-либо муниципальным образованием на данное здание на момент его закрепления за МУП "Экоресурс", в материалах дела не имеется.
Вместе с тем в деле правоустанавливающих документов в отношении указанного объекта недвижимости, представленных в материалы дела Управлением Росреестра по Республике Татарстан, имеется акт приема-передачи муниципального имущества - нежилого помещения 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, дом 24в, из собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" в собственность муниципального образования "город Зеленодольск" от 19.03.2012 N 08-034-0126, составленный во исполнение решений Совета ЗМР от 15.03.2012 N 139, Совета города Зеленодольск от 16.03.2012 N 100.
Как следует из отзыва на заявление Управления Росреестра по Республике Татарстан, 15.07.2016 зарегистрировано право хозяйственного ведения на данный объект за МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск", а 25.09.2017 зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием "город Зеленодольск".
Таким образом, исполнительным комитетом муниципального образования "город Зеленодольск", который на основании постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N 671 от 30 марта 2009 года осуществлял полномочия учредителя МУП "Экоресурс" от имени муниципального образования "город Зеленодольск", в течение 2010-2012 годов были переданы муниципальному унитарному предприятию "Экоресурс" на праве хозяйственного ведения, в частности, пять объектов недвижимого имущества, которые оспариваемым распоряжением изъяты в казну города Зеленодольск из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск", в пользу которого эти объекты были изъяты из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" в преддверии банкротства последнего.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях) движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Между тем исполнительным комитетом города Зеленодольск со ссылкой на обращения МУП "Экоресурс" и МУП "Коммунальное хозяйство" принято постановление N 01-08-199 от 26 июля 2014 года об изъятии из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" муниципального имущества: нежилое помещение 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 24в, и передаче указанного имущества на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальное хозяйство". Дополнительным соглашением от 26 июля 2014 года к договору недвижимое имущество исключено из перечня муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП "Экоресурс".
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 15.12.2015 N 2776 нежилое помещение 1000, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 24в, изъято из хозяйственного ведения МУП "Коммунальное хозяйство" с последующей передачей на праве хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск".
Постановлением исполнительного комитета города Зеленодольск от 10.09.2015 N 04-03-137 также со ссылкой на обращения МУП "Экоресурс" и МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" изъяты административное здание по ул. Паратская, дом 1, площадью 627,2 кв.м и незавершенный строительством объект - опытно-экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов общей площадью 2768,4 кв.м и переданы на праве хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство".
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 12.10.2015 N 2108 из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" изъято муниципальное имущество - отдельно стоящее здание бани общей площадью 672,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск в 115 м от дома N 10 по ул. Заикина, и отдельно стоящее здание бани общей площадью 1332,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, 2, и переданы МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" с оформлением акта приема-передачи установленной формы (т.3, л.д. 62-63; 91-94). В постановлении исполнительного комитета от 12.10.2015 N 2108 в качестве основания изъятия имущества указано: "В связи с обращением муниципального унитарного предприятия "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" от 22.09.2015 N 61 и учитывая согласие передающей стороны_".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2016 по делу N А65-21866/2015 сделка по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" нежилого помещения 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 24в, оформленная постановлением исполнительного комитета г. Зеленодольска от 26.07.2014 N 01-08-199, дополнительным соглашением от 26.07.2014 к Договору, признана недействительной. Указанным определением нежилое помещение 1000, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 24в, истребовано из чужого незаконного владения МУП "Коммунальное хозяйство" путем передачи его МУП "Экоресурс" (т. 1, л.д. 31-48).
Во исполнение названного определения 26.09.2016 года судом был выдан исполнительный лист серии ФС N 011919142, на основании которого 14.10.2016 Зеленодольским РОСП вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 115292/16/16029-ИП (т.1, л.д. 49).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2016 года по делу А65-21866/2015 сделка по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" административного здания по ул. Паратская, дом 1, площадью 627,2 кв.м и незавершенного строительством объекта - опытно-экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов, общей площадью 2768,4 кв.м, оформленная постановлением исполнительного комитета города Зеленодольска от 10.09.2015 N 04-03-137, признана недействительной. Указанным определением суд истребовал указанное имущество из чужого незаконного владения МУП "Городское зеленое хозяйство г.Зеленодольск" путем передачи его заявителю (МУП "Экоресурс") (том 1, л.д. 69-82).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2017 года по делу N А65-21866/2015 признана недействительной сделка по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" отдельно стоящих двух зданий бань, расположенных по ул. Заикина, 8 и ул. Жукова, 2, оформленная постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 12.10.2015 N 2108. Указанным определением суд истребовал из чужого незаконного владения муниципального унитарного предприятия "Городское зеленое хозяйство" отдельно стоящие два здания бань путем передачи муниципальному унитарному предприятию города Зеленодольск "Экоресурс" (том, л.д. 50-64).
Таким образом, из вышеуказанных вступивших в законную силу определений Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2016, от 16.12.2016, от 21.02.2017 по делу N А65-21866/2015 следует, что сделки по прекращению права хозяйственного ведения МУП "Экоресурс", в отношении которого решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2016 введена процедура конкурсного производства, являются недействительными и в силу статьи 167 ГК РФ не влекут юридических последствий. Следовательно, суд, признавая недействительными сделки по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" пяти объектов недвижимости, впоследствии изъятые оспариваемым распоряжением из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" и переданные в казну города Зеленодольск, исходил из установленного факта владения МУП "Экоресурс" этими объектами на праве хозяйственного ведения.
В указанных определениях судом также дана оценка и признан несостоятельным довод ответчиков о том, что у МУП "Экоресурс" право хозяйственного ведения на вышеуказанные пять объектов недвижимости не возникло со ссылкой на отсутствие регистрации права хозяйственного ведения за МУП "Экоресурс".
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П, преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений.
Как уже было отмечено, вступившими в законную силу определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2016, от 16.12.2016, от 21.02.2017 года по делу N А65-21866/2015 признаны не только недействительными сделки по изъятию у МУП "Экоресурс" муниципального имущества, в том числе и пяти объектов недвижимости, но и указанное имущество истребовано их чужого незаконного владения путем передачи имущества муниципальному унитарному предприятию города Зеленодольск "Экоресурс". На основании указанных определений службой судебных приставов-исполнителей возбуждены исполнительные производства, в ходе исполнения которых ими были начаты предприниматься меры по исполнению этих определений.
Однако исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района как единым исполнительно-распорядительным органом двух муниципальных образований "Зеленодольский муниципальный район" и "город Зеленодольск" в целях, в том числе и создания условий, препятствующих исполнению вступивших в законную силу судебных актов в части более ценного недвижимого имущества, принято оспариваемое распоряжение.
Указанный вывод суда подтверждается и тем, что нежилое помещение 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, дом 24В, которое постановлением исполкома города Зеленодольск N 01-08-199 от 26 июля 2014 года было изъято из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" и передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальное хозяйство", признанным недействительным определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2016 по делу N А65-21866/2015, постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 15.12.2015 N 2776 изъято из хозяйственного ведения МУП "Коммунальное хозяйство" с последующей передачей на праве хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск".
Указанное обстоятельство явилось препятствием для исполнения указанного выше определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.09.2016 по делу N А65-21866/2015, а также основанием для регистрации права хозяйственного ведения 15.07.2016 на указанное имущество за МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск", что следует из дела правоустанавливающих документов на данный объект.
Сделка, совершенная на основании постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 15.12.2015 N 2776 по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Коммунальное хозяйство" и передаче на праве хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск", явилась предметом рассмотрения Арбитражным судом Республики Татарстан в рамках дела NА65-29718/2016, решением по которому от 11.05.2017 унитарному предприятию "Экоресурс" в удовлетворении иска об истребовании из чужого незаконного владения нежилого помещения 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, дом 24В, было отказано, по факту наличия на момент рассмотрения дела регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество за МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск", а также по следующему основанию: "В данном случае, судом установлено, что на момент рассмотрения дела распоряжением исполнительного комитета от 09.02.2017 N ОД-7 (собственником имущества) спорное нежилое помещение изъято из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района РТ (л.д. 161-162), т.е. не находится у ответчика на момент рассмотрения дела, в связи с чем не может быть истребовано у ответчика".
Указанное решение суда, оставленное без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.12.2017 отменено и направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Таким образом, довод заявителя о том, что изъятие на основании оспариваемого распоряжения пяти объектов недвижимости у другого муниципального унитарного предприятия, ранее находившихся у заявителя на праве хозяйственного ведения, совершено в целях исключения возможностей исполнения судебных актов об истребовании имущества из чужого незаконного владения, что влечет причинение вреда имущественным правам кредиторов должника, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу нашел свое подтверждение.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку в федеральном законе, в частности статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон об унитарных предприятиях не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Таким образом, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу пункта 3 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях. Аналогичным образом положения пункта 1 статьи 295 ГК РФ, статьи 20 Закона об унитарных предприятиях не предоставляют собственнику имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, права изымать у него указанное имущество.
В пункте 40 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
В абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Однако в нарушение норм действующего законодательства исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района вынес оспариваемое распоряжение N ОД-7 от 09.02.2017 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г.Зеленодольск" в казну муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Довод ответчика о законности оспариваемого распоряжения со ссылкой на принятие его во исполнение им решения, предписания от 07.06.2016 N РХ-/7900, определения от 08.02.2017, выданных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-430/2015 от 07.06.2016, а также в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2016 по делу N А65-20110/2016, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела, суд первой инстанции отклонил.
Действительно, из преамбулы оспариваемого распоряжения следует, что оно принято "Во исполнение решения, предписания от 07.06.2016 N РХ-/7900, определения от 08.02.2017, выданных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-430/2015 от 07.06.2016, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2016 (делу N А65-20110/2016).
Из решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2016 по делу N А65-20110/2016, следует, что приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23.12.2015 01/842-к возбуждено дело N 06-430/2015 по признакам нарушения исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия по принятию решения о несоответствии деятельности МУП "Городское зеленое хозяйство г.Зеленодольск" положениям Федерального закона от 14.11.2002 N 161- ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
По результатам рассмотрения дела N 06-430/2015 антимонопольным органом 07.06.2016 принято решение о признании исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в бездействии по принятию решения о несоответствии деятельности МУП "Городское зеленое хозяйство г.Зеленодольск" положениям Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", что выразилось в бездействии по осуществлению контроля за использованием ИП Глазковым Д.А. муниципального имущества - нежилых помещений (для использования под парикмахерскую и под буфет), расположенных в здании общественной бани по адресу: РТ, г.Зеленодольск, ул.Жукова, д.2, без правоустанавливающих документов, что выразилось в непринятии мер по прекращению права хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г.Зеленодольск" на общественные бани и дальнейшего проведения на них конкурентных процедур.
На основании указанного решения антимонопольным органом 07 июня 2016 года выдано предписание N 06-430/2015, в соответствии с которым исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района предписано в течение 45 календарных дней со дня получения предписания (в течение 45 календарных дней со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
- внести изменения в устав МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск", исключив из подпункта 2.1. пункта 2 следующие виды деятельности: 1) озеленение; 2) благоустройство; 3) содержание и ремонт автомобильных дорог и сооружений на них; 4) оказания ритуальных услуг населению в полном объеме;
- принять меры по прекращению права хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" на общественные бани, указанные в постановлении N 2108 от 12.10.2015 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Экорссурс" с последующей передачей на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в том числе путем изъятия указанного имущества из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск";
- освободить муниципальные нежилые помещения (используемые в настоящее время ИП Глазковым Д.А. под парикмахерскую и под буфет без правоустанавливающих документов) в общественной бане, расположенной по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д.2 от прав третьих лиц;
- провести торги на право заключения договоров аренды муниципальных нежилых помещений, расположенных в общественной бане, расположенной по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова, д. 2;
- направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания (том 1, л.д. 145 - 147).
В рамках дела N А65-21110/2016 дана оценка правомерности решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-430/2015 от 07.06.2016, где суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения антимонопольного органа о нарушении исполнительным комитетом муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан при принятии постановления N 2108 от 12.10.2015 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Экоресурс" с последующей передачей на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" конкурентных процедур.
Отказывая исполнительному комитету муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан в признании недействительным решения УФАС России по Республике Татарстан, суд в решении от 07.11.2016 по делу N А65-20110/2016 пришел к выводу о том, что "передача в приоритетном порядке, без проведения конкурентных процедур, прав на муниципальное имущество одному хозяйствующему субъекту - МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов (в том числе ИП Глазкова Д.А.), осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к такому имуществу, следовательно, препятствует развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке".
Довод ответчика о том, что указанный вывод суда свидетельствует и о незаконности владения МУП "Экоресурс" зданиями двух бань на праве хозяйственного ведения, поскольку оно в силу норм Закона об унитарных предприятиях также не вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг общественных бань, а также о распространении указанного вывода суда и на другие три спорных объекта недвижимости, несостоятелен.
Во-первых, из решения УФАС России по Республике Татарстан от 31.05.2017 по делу N 06-430/2015 применительно к получению МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" на праве хозяйственного ведения зданий двух общественных бань следует, что "при условиях здоровой и справедливой конкуренции, МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" должно было иметь доступ к получению муниципального имущества на конкурентном рынке на равных основаниях с другими субъектами", из чего не следует невозможность осуществления муниципальными унитарными предприятиями деятельности по оказанию услуг общественных бань, гаражей, сбора и размещения твердых бытовых отходов и др.
Во-вторых, в указанном решении УФАС России по Республике Татарстан исполнительному комитету муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан предписано провести торги на право заключения договоров аренды не самих зданий бань, а муниципальных нежилых помещений, расположенных в них, и только в отношении одной общественной бани, расположенной по ул. Жукова, дом 2, тогда как на основании постановления исполнительного комитета муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан от 12.10.2015 N 2108 муниципальному унитарному предприятию "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" на праве хозяйственного ведения были переданы здания двух общественных бань, расположенных по ул. Заикина, дом 8, и по ул. Жукова, дом 2, города Зеленодольск.
В-третьих, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2016 по делу N А65-20110/2016 преюдициального значения для настоящего дела не имеет, поскольку заявитель (МУП "Экоресурс") в том деле не участвовал.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГК РФ, частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество независимо от того, установлены ли они судебным актом общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.
Как уже было отмечено судом выше, в рамках дела о банкротстве МУП "Экоресурс" Арбитражным судом Республики Татарстан рассмотрены споры о признании недействительными сделок по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" муниципального имущества, в частности, пяти объектов недвижимости, составляющих предмет оспариваемого в настоящем деле распоряжения, по результатам рассмотрения которых вынесены определения от 23.09.2016, от 16.12.2016, от 21.02.2017, из которых видно, что стороны и лица, участвующие в настоящем деле, также участвовали и в тех спорах.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.09.2016 по делу N А65- 21866/2015 сделка по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" нежилого помещения 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 24в, оформленная постановлением исполнительного комитета г. Зеленодольска от 26.07.2014 N 01-08-199, дополнительным соглашением от 26.07.2014 к договору, признана недействительной. Указанным определением нежилое помещение 1000, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 24в, истребовано из чужого незаконного владения МУП "Коммунальное хозяйство" путем передачи его МУП "Экоресурс" (т.1, л.д. 31-48).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2016 по делу А65-21866/2015 сделка по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" административного здания по ул. Паратская, дом 1, площадью 627,2 кв.м и незавершенного строительством объекта - опытно-экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов, общей площадью 2768,4 кв.м, оформленная постановлением исполнительного комитета города Зеленодольска от 10.09.2015 N 04-03-137, признана недействительной. Указанным определением суд истребовал указанное имущество из чужого незаконного владения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" путем передачи его заявителю (МУП "Экоресурс") (том 1, л.д. 69-82).
Суд при принятии указанных определений исходил из того, что объекты недвижимого имущества (нежилое помещение 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Королева, д. 24в; административное здание по ул. Паратская, дом 1, площадью 627,2 кв.м; незавершенный строительством объект - опытно- экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов, общей площадью 2768,4 кв.м.), переданные унитарному предприятию "Экоресурс", находились у него на законном основании, поэтому собственник имущества, как в преддверии банкротства, так и в ходе процедур банкротства не вправе изымать данные объекты и в отсутствие государственной регистрации на них права хозяйственного ведения предприятия.
Вместе с тем, из анализа правовых норм статьи 299 ГК РФ и Закона об унитарных предприятиях следует, что такой вывод обоснован лишь в том случае, если муниципальное имущество закреплено за унитарным предприятием законным собственником такого имущества.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом установлено, что ни на момент принятия исполнительным комитетом города Зеленодольск постановления от 20.05.2011 N 01-08-174 "О перераспределении муниципального имущества" и заключения Дополнительного соглашения от 24.05.2011 к договору, в соответствии с которыми заявителю переданы и закреплены на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - отдельно стоящее здание бани общей площадью 672,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск в 115 м от дома N 10 по ул. Заикина, и отдельно стоящее здание бани общей площадью 1332,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Зеленодольск, ул. Жукова 2, ни в иной период, бани не принадлежали муниципальному образованию "город Зеленодольск" на праве собственности.
Согласно выпискам из ЕГРН право собственности на указанные бани с кадастровыми номерами соответственно 16:49:010613:75, 16:49:011915:55 было зарегистрировано еще 21.10.2009 за муниципальным образованием "Зеленодольский муниципальный район" (т.3, л.д. 125-131; том 2, л.д. 92-93), так и остается по сегодняшний день.
Довод заявителя о том, что собственником указанных отдельно стоящих зданий бань должно быть муниципальное образование "город Зеленодольск" со ссылкой на государственный акт о пообъектной передаче государственной собственности в коммунальную собственность города Зеленодольск от 13.10.1993, содержащийся в делах правоустанавливающих документов в отношении бань, явлется несостоятельным (том, 6, л.д.).
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку регистрация права собственности на отдельно стоящие здания бань по ул. Заикина, 8 и по ул. Жукова, 2 города Зеленодольск за муниципальным образованием "Зеленодольский муниципальный район" в судебном порядке не оспорено, то определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2017 года по делу N А65-21866/2015, которым признана недействительной сделка по изъятию из хозяйственного ведения МУП "Экоресурс" отдельно стоящих двух зданий, расположенных по ул. Заикина, 8 и ул. Жукова 2, оформленная постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 12.10.2015 N 2108, преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
В указанном определении тому обстоятельству, что право собственности за муниципальным образованием "Зеленодольский муниципальный район" на указанные бани зарегистрировано 21.10.2009, а на праве хозяйственного ведения бани переданы МУП "Экоресурс" постановлением исполнительного комитета муниципального образования "город Зеленодольск" от 24.05.2011, судом оценка не давалась.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание самим исполнительным комитетом муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан при принятии оспариваемого распоряжения N ОД-7 от 09.02.2017, поскольку в ходе судебного разбирательства по настоящему делу ответчиком представлено распоряжение исполнительного комитета муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан N ОД-49 от 24.10.2017, которым внесены изменения в оспариваемое распоряжение от 09.02.2017 N ОД-7. Согласно внесенным изменениям отдельно стоящее здание бани общей площадью 672,2 кв.м, по ул. Заикина, 8, и отдельно стоящее здание бани общей площадью 1332,6 кв.м, по ул. Жукова, 2, изъяты из хозяйственного ведения МУП "Городское зеленое хозяйство г. Зеленодольск" в казну муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район", тогда как согласно первоначальной редакции оспариваемого распоряжения все пять спорных объектов недвижимости подлежали изъятию в казну муниципального образования "город Зеленодольск" (т.4, л.д. 4-5).
Данное обстоятельство также подтверждает то, что три объекта из спорных пяти объектов недвижимого имущества (нежилое помещение 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, по ул. Королева, дом 24в; административное здание по ул. Паратская, дом 1, площадью 627,2 кв.м; незавершенный строительством объект - опытно-экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов, общей площадью 2768,4 кв.м), переданные в свое время исполнительным комитетом муниципального образования "город Зеленодольск" на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию "Экоресурс", находились у него на законном основании, и судебные акты об их истребовании из чужого незаконного владения путем передачи их унитарному предприятию "Экоресурс" подлежали (подлежат) обязательному исполнению.
Таким образом, изначально отдельно стоящие здания бань находились и находятся в собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район". Заявителю эти объекты были переданы на праве хозяйственного ведения исполнительным комитетом муниципального образования "город Зеленодольск", который не имел права ими распоряжаться.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Факт нахождения вышеуказанных отдельно стоящих зданий бань в собственности района подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оценив постановление исполнительного комитета города Зеленодольск от 20.05.2011 N 01-08-174, которым из казны муниципального образования "город Зеленодольск" МУП "Экоресурс" на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество - два отдельно стоящих здания бань, суд установил, что оно по своему содержанию не является решением собственника о закреплении имущества за заявителем на праве хозяйственного ведения и не подтверждает законную передачу имущества унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения собственником.
С учетом вышеизложенного оспариваемое распоряжение в части изъятия в казну муниципального образования "город Зеленодольск" объектов недвижимого имущества (нежилое помещение 1000, общей площадью 2526,9 кв.м, по ул. Королева, д.24в; административное здание по ул. Паратская, д.1, площадью 627,2 кв.м; незавершенный строительством объект - опытно-экспериментальный комплекс по утилизации и переработке отходов, общей площадью 2768,4 кв.м), судом первой инстанции признано недействительным.
Требование заявителя о признании недействительным оспариваемого распоряжения в части изъятия отдельно стоящих зданий бани по ул. Заикина, 8 и по ул. Жукова 2, суд первой инстанции оставил без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего о том, что суд первой инстанции не принял во внимание определение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-21866/2015 от 21.02.2017, отклоняются. Суд первой инстанции рассматривал настоящее дело в рамках заявленных конкурсным управляющим требований. При этом суд принял во внимание вышеуказанное определение арбитражного суда, вместе с тем оно не имеет преюдициального значения для настоящего дела. В силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Между тем круг лиц, участвовавших в данных делах, не совпадает. В то же время в соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ссылка конкурсного управляющего на то, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, несостоятельна, поскольку суд первой инстанции оценивал доводы сторон с учетом представленных ими в материалы настоящего дела доказательств и при этом за пределы заявленных требований не вышел.
Само по себе неисполнение оспариваемого распоряжения не препятствует его оспариванию и в то же время не является бесспорным основанием для признания его недействительным.
Остальные доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего также не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспоренного распоряжения недействительным в обжалованной конкурсным управляющим части.
Доводы апелляционной жалобы исполнительного комитета о том, что с учетом выводов, сделанных при рассмотрении дела N А65-20110/2016, суд при рассмотрении данного спора должен был дать оценку законности приобретения муниципального имущества непосредственно МУП "Экоресурс", отклоняются, учитывая фактическую передачу спорного имущества данному предприятию. В силу п.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Доводы исполнительного комитета о том, что в отношении спорного имущества МУП "Экоресурс" права хозяйственного ведения не приобрело ввиду отсутствия регистрации такого права, не принимаются. Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения не препятствует владению и пользованию данным имуществом, препятствуя лишь распоряжению данным имуществом, на что было указано в определении Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2016 года по делу N А65-21866/2015 (т.1, л.д.77).
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 02 февраля 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 февраля 2018 года по делу N А65-21515/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21515/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 июля 2018 г. N Ф06-34297/18 настоящее постановление изменено
Истец: Конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия "Экоресурс" Джапасбатов Рустам Турсунбаевич, г.Зеленодольск
Ответчик: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ, г.Зеленодольск
Третье лицо: МУП "Городское зеленое хозяйство", г.Зеленодольск, МУП "Коммунальное хозяйство", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34297/18
11.04.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3127/18
28.03.2018 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3127/18
02.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-21515/17