г. Ессентуки |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А63-19622/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью диагностический центр "Клиника-Сити" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2018 по делу N А63-19622/2017 (судья В.А. Аксенов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью диагностический центр "Клиника-Сити", г. Пенза, ОГРН 1165835072138,
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508,
о признании незаконным и отмене постановления от 20.10.2017 N 526 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Ивакина А.И. по доверенности от 03.05.2018, Смерчанский Г.В. по доверенности от 23.05.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью диагностический центр "Клиника-Сити" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 20.10.2017 N 526 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 03.04.2018 заявление общества оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней общество просит решение суда от 03.04.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда от 03.04.2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда от 03.04.2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы):
предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях;
применяет меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".
В августе 2017 года по адресу г. Ставрополь, ул. Ленина, 381 на фасаде здания распространялась реклама следующего содержания: "Диагностический центр Клиника-Сити прием специалистов МРТ КТ УЗИ прием анализов_".
Данная реклама распространялась для привлечения внимания к медицинским услугам (МРТ, КТ, УЗИ, прием специалистов, прием анализов), оказываемым в Диагностическом Центре "Клиника-Сити" (ООО Диагностический центр "Клиника-Сити").
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В пункте 22 Постановления Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:
- B03.052.001- комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов;
- A04.01.001 - ультразвуковое исследование мягких тканей (одна анатомическая зона);
- A04.11.002 - ультразвуковое исследование интраоперационное;
- A05.01.002 - магнитно-резонансная томография мягких тканей;
- A05.03.002 - магнитно-резонансная томография позвоночника (один отдел);
- A06.01.001 - компьютерная томография мягких тканей;
- A06.04.017 - компьютерная томография сустава;
- B03.016.002 - общий (клинический) анализ крови;
- B03.016.004 - анализ крови биохимический общетерапевтический;
- B01.057.001 - прием (осмотр, консультация) врача-хирурга первичный;
- B01.057.002 - прием (осмотр, консультация) врача-хирурга повторный;
- B04.002.001 - диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-аллерголога-иммунолога;
- B04.002.002 - профилактический прием (осмотр, консультация) врача- аллерголога-иммунолога;
Следовательно, в рекламе, распространенной Диагностический центр "Клиника-Сити", указаны медицинские услуги.
Таким образом, объектом рекламирования являются именно медицинские услуги общества, направленные на привлечение внимания потребителя, имеющего потребность в данных услугах.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 38 реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона N 38 - ФЗ рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 38-ФЗ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 38 Закона N 38-ФЗ ответственность за нарушения требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламной продукции является ООО Диагностический центр "Клиника-Сити" (440039, г. Пенза, ул. Заводская, д.5, литер ББ1Б2, ИНН 5835121251, КПП 583501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы 07.12.2016 за ОГРН 1165835072138).
17 августа 2017 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю было возбуждено дело об административном правонарушении N 526 по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ (нарушение части 7 статьи 24 Закона N 38 - ФЗ) в отношении ООО Диагностический центр "Клиника-Сити".
Дело было возбуждено и рассмотрено в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ООО ДЦ "Клиника-Сити" было привлечено к ответственности как рекламодатель.
По результатам административного расследования и в соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ, должностным лицом Ставропольского УФАС России в отношении ООО ДЦ "Клиника-Сити" был составлен протокол N 285 от 06 октября 2017 об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
При составлении и вручении протокола об административном правонарушении были соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ.
ООО ДЦ "Клиника-Сити" было привлечено к административной ответственности за ненадлежащую рекламу в соответствии с частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО ДЦ "Клиника-Сити" Ставропольским УФАС России была соблюдена процедура, предусмотренная КоАП РФ, и должным образом применены нормы материального права.
В своем заявлении ООО ДЦ "Клиника-Сити" указало, что событие и состав административного правонарушения в действиях общества отсутствуют, поскольку не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся наименование (коммерческое обозначение) организации в месте ее нахождения, а также иная информация для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Указанный довод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 38 - ФЗ объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В подпункте 5 пункта 2 статьи 2 Закона N 38 - ФЗ указывается о том, что данный Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Частями 1, 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителей определено, что в вывеске помимо наименования организации должна присутствовать еще информация о режиме работы и адрес организации. В рекламе ООО Диагностический центр "Клиника-Сити" послужившей основанием для возбуждения административного дела N 526 такая информация отсутствует.
В содержании рассматриваемой рекламы приводятся медицинские услуги и методы диагностики (объект рекламирования), информация, направленная на привлечение внимания к данному объекту рекламирования, формирование и поддержание внимания у неопределенного круга лиц (информация о его конкурентных преимуществах, способствующая к его продвижению на рынке) и фирменное наименование производителя данных товаров. Данная информация по своему объему понятий и направленности полностью подпадает под понятие реклама, указанное в Законе N 38-ФЗ.
Следовательно, содержание спорной рекламы не подпадает под исключение, указанное в подпункте 3 пункта 2 статьи 2 Закона N 38 - ФЗ, так как данная информация служит целям продвижения товара на рынке.
Общество по смыслу статьи 3 Закона N 38 - ФЗ является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.
Целями Закона о рекламе является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
Исходя из названных норм Закона о рекламе в их системной взаимосвязи, а также учитывая содержание в спорной рекламе информации о медицинских услугах и методах диагностики, осуществляемых в ООО ДЦ "Клиника-Сити", телефон и интернет-сайт общества, размещение и распространение спорной рекламы осуществлено в интересах ООО ДЦ "Клиника-Сити" в целях продвижения на товарном рынке предоставляемых им услуг.
Таким образом, в рекламе, распространенной ООО Диагностический центр "Клиника-Сити", допущены нарушения части 7 статьи 24 Закона N 38-ФЗ, выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без соответствующего закону предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
По мнению ООО ДЦ "Клиника-Сити" предусмотренное административное наказание за вменяемое правонарушение является чрезмерным и необоснованно не снижено ниже минимального размера.
Указанный довод общества несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Лицом, привлекаемым к административной ответственности, при рассмотрении дела в Ставропольском УФАС России не были представлены какие-либо документы, подтверждающие неудовлетворительное имущественное и финансовое положение ООО ДЦ "Клиника-Сити", а также наличие иных исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения.
Правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг обладают повышенной опасностью.
Общественные отношения, связанные с рекламой медицинских услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в сфере здравоохранения. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека. Административное правонарушение, совершенное ООО Диагностический центр "Клиника-Сити", несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Конституция Российской Федерации признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь - самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20).
Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).
В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Об общественной опасности правонарушений, связанных с рекламой медицинских услуг, свидетельствует выделение законодателем ответственности за такие нарушения в отдельный состав - часть 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
Совершенное обществом административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.
Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное в части 7 статьи 24 Закона о рекламе, обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.
Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.
Нормы Закона о защите прав потребителей, а также правовая позиция, изложенная в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", пунктами 15, 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" касаются только информации обязательной к размещению в силу закона или размещения в силу обычая делового оборота.
Частью 1, 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителей определено, что в вывеске помимо наименования организации, должна присутствовать еще информация о режиме работы и адрес организации. В рекламе ООО ДЦ "Клиника-Сити" послужившей основанием для возбуждения административного дела N 526 такая информация отсутствует.
Поскольку ООО ДЦ "Клиника-Сити" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-26-01-004231 от 16.10.2017, то на основании части 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителей общество должно было довести до потребителя номер данной лицензии, срок действия данной лицензии, а также информацию об органе, выдавшем указанную лицензию. Однако в рекламе общества такая информация отсутствует, а присутствует только выборочная информация о конкретных медицинских услугах реализуемых обществом.
При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска и информация, размещенная в силу обычая делового оборота) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Согласно официальной позиции ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и информации о реализуемом товаре и услугах является продвижение товаров и услуг реализуемым данным хозяйствующим субъектом, то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.
В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Так, информация, содержащая выражения "Добро пожаловать", "Въезд 24 часа", "Выезд", "Счастливого пути" и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц, в том числе организации, на въезде/выезде в которую установлены конструкция, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования, соответственно, требования Закона о рекламе на такую информацию не распространяются.
Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.
Применительно к содержанию спорной рекламы к сведениям, не подпадающим под действие Закона о рекламе относятся, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности, например, (лечебно - диагностический медицинский центр), ассортимент реализуемых товаров и услуг, например, (медицинские анализы, диагностика, процедурный кабинет).
В содержании спорной рекламы, размещенной на территории города Ставрополя на фасаде здания по ул. Ленина, 381 указывалось следующее: "Диагностический центр Клиника-Сити. Прием специалистов МРТ КТ УЗИ прием анализов. 2 этаж. 8652334646. www.clinic-citi26.ru".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 38 - ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из части 2 статьи 3 Закона N 38 - ФЗ, объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из вышеизложенного, перечисленная информация, не является обязательной к размещению согласно Закону о защите прав потребителей или обычая делового оборота и подпадает под понятие "реклама" и "объект рекламирования", указанных в пунктах 1 и 2 статьи 3 Закона о рекламе. Данная информация является рекламой и способна привлечь внимание потребителей к объекту рекламирования, а именно к медицинским услугам.
Внимание потребителей рекламы концентрируется на следующих медицинских услугах: прием специалистов МРТ; КТ; УЗИ; прием анализов, оказываемых ООО Диагностический центр "Клиника - Сити", которыми могут воспользоваться потребители в ООО Диагностическом центре "Клиника - Сити".
Указанная позиция подтверждается правовой позицией ВАС РФ, выраженной в пункте 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", согласно, которой следует, что согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению. Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность".
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".
В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами".
В Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N 1664н указаны такие медицинские услуги, как:
- B03.052.001- комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов;
- A04.01.001 - ультразвуковое исследование мягких тканей (одна анатомическая зона);
- A04.11.002 - ультразвуковое исследование интраоперационное;
- A05.01.002 - магнитно-резонансная томография мягких тканей;
- A05.03.002 - магнитно-резонансная томография позвоночника (один отдел);
- A06.01.001 - компьютерная томография мягких тканей;
- A06.04.017 - компьютерная томография сустава;
- B03.016.002 - общий (клинический) анализ крови;
- B03.016.004 - анализ крови биохимический общетерапевтический;
- B01.057.001 - прием (осмотр, консультация) врача-хирурга первичный;
- B01.057.002 - прием (осмотр, консультация) врача-хирурга повторный;
- B04.002.001 - диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-аллерголога-иммунолога;
- B04.002.002 - профилактический прием (осмотр, консультация) врача-аллерголога-иммунолога.
Следовательно, информация о приеме специалистов МРТ, КТ, УЗИ, прием анализов, указанная в спорной рекламе, является именно информацией о медицинских услугах реализуемых обществом для потребителей.
Таким образом, спорная информация, размещенная ООО ДЦ "Клиника-Сити" на фасаде здания по адресу ул. Ленина, 381, г. Ставрополь, принимая во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании, не является обязательной к размещению согласно Закону о защите прав потребителей или обычая делового оборота. Указанная информация подпадает под понятие "реклама" и "объект рекламирования", указанные в пунктах 1 и 2 статьи 3 Закона N 38 - ФЗ, т.к. выходит из объема родового понятия товаров и услуг (например: отделочные материалы, техника, продукты, мебель, медицинские анализы, процедурный кабинет). Данная информация является рекламой и способна привлечь внимание потребителей к объекту рекламирования, а именно к реализуемым медицинским услугам: МРТ; КТ; УЗИ; прием анализов.
При таких обстоятельствах, распространенная ООО ДЦ "Клиника-Сити" информация является рекламной.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2013 по делу N А63-12260/2012, Определением ВС РФ N 308-АД16-15930 от 09.03.2017.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" раскрывает содержание понятия "медицинская помощь". Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская помощь" шире, чем понятие "медицинская услуга". В связи с этим необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской помощи, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Следовательно, информация о приеме специалистов МРТ; КТ; УЗИ, указанная в содержании спорной рекламы, является рекламой медицинских услуг и не может считаться исполнением требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе, а именно указания в рекламе медицинских услуг обязательной информации о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также получения консультации специалистов.
Таким образом, довод общества о том, что прием специалистов, о которых идет речь в спорной рекламе является достаточным для исполнения требований установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе - несостоятелен.
Материалы административного дела подтверждают, что реклама оказываемых обществом медицинских услуг не содержала предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов, управление доказало нарушение обществом части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Общество в порядке статьи 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона, что указывает на наличие его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, в действиях юридического лица ООО Диагностический центр "Клиника-Сити" усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ.
Постановлением управления N 526 от 20.10.2017 заявитель привлечен к административной ответственности по части 5 статьи 143 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, оспорил его в арбитражном суде.
За нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Материалами дела подтверждается факт нарушения указанных требований, следовательно, материалами дела подтверждается состав правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
В силу ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в нарушении установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.
Субъектом правонарушений являются как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Вина заявителя в совершении вмененного правонарушения также подтверждается материалами дела.
Процессуальных нарушений статей 28.2, 29.7 КоАП РФ заинтересованным лицом также не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Доводы заявителя противоречат материалам административного дела и являются необоснованными, ввиду наличия документов, подтверждающих правонарушение общества по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества с ограниченной ответственностью диагностический центр "Клиника-Сити", изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2018 по делу N А63-19622/2017.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2018 по делу N А63-19622/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.