г. Челябинск |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А47-8090/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дмитровское" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 января 2018 г. по делу N А47-8090/2017 (судья Тарасова С.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - истец, ООО "Оренбург Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дмитровское" (далее - ответчик, ООО "Дмитровское") о взыскании задолженности в размере 291 852 руб. 68 коп., в том числе 252 178 руб. 75 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций в период сентября 2016 г., январь - май 2017 г. и 24 867 руб. 17 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2018 (резолютивная часть объявлена 10.01.2018) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Дмитровское" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению ответчика, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен неверно, поскольку в нем применяются показатели, пробы по которым не отбирались. ООО "Дмитровское" полагает, что судом неправомерно приняты акты отбора сточных вод N 39/09 от 09.09.2016, N 68/12 от 26.12.2016, N 64/03 от 24.03.2017, которые являются недопустимыми доказательствами наличия превышения нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах по показателям "взвешенные вещества, БПК", "нефтепродукты, АПАВ, ХПК", "железо общее, ионы аммония".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "Оренбург Водоканал" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.12.2016 между ООО "Оренбург Водоканал" (организация ВКХ) и ООО "Дмитровское" (абонент) заключен договор N 6496/123-р на водоотведение, по условиям которого организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре.
В соответствии с пунктом 2 договора граница балансовой принадлежности по канализационным сетям абонента и организации ВКХ определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно приложению N 1.
Граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации ВКХ определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности согласно приложению N 2.
Местом исполнения обязательств по настоящему государственному контракту является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности (пункт 3 договора).
На основании подпункта "ж" пункта 10 договора стороны предусмотрели обязанность организации ВКХ осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 22 договора, контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод (далее - нормативы допустимых сбросов), осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Из материалов дела следует, что истцом и ответчиком согласован контрольный канализационный колодец на объекте ответчика, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 4а, предназначенный для отбора проб сточных вод (л.д. 25).
В обоснование исковых требований истец указал, что 09.09.2016, 26.12.2016, 24.03.2017 работниками ООО "Оренбург Водоканал" в присутствии представителей ответчика - начальника ЭМО Хромова А.А. произведен отбор проб сточных вод из согласованного контрольного канализационного колодца, о чем составлены акты N 34/09, N 68/12, N 64/03 об отборе проб N 1218, N 847, N 260 (л.д. 30, 40, 46).
По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы N 852 от 15.09.2016, N 1229 от 29.12.2016, N 263 от 30.03.2017 результатов количественного химического анализа сточных вод (л.д. 31, 41, 47).
На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных Распоряжением Главы г. Оренбурга от 27.09.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга".
Истцом начислена плата за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций за сентябрь 2016 г., за период с января по май 2017 г. на общую сумму 252 178 руб. 52 коп.
Ответчику выставлены счета-фактуры на оплату: N 23737 от 30.09.2016, N 3924 от 14.04.2017, N 4161 от 30.04.2017, N 6274 от 31.05.2017 (л.д. 36, 42, 48, 50).
На основании актов отбора проб сточных вод N 34/09, N 68/12 об отборе проб N 1218, N 847, установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу центральной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктом 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 и выставил на оплату счета-фактуры N 18701 от 30.09.2016, N 148 от 31.01.2017, N 1316 от 28.02.2017 на общую сумму 24 867 руб.17 коп. (л.д. 32, 34, 44).
Истцом представителю ООО "Дмитровское" 22.06.2016 вручена претензия N 08/0010 (л.д. 58), которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.07.2016 по делу N А47-188/2016 в отношении ООО "Дмитровское" введено наблюдение; временным управляющим утвержден Силенко Д.Е.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2016 N А47-188/2016 в отношении ООО "Дмитровское" введено внешнее управление сроком на восемнадцать месяцев, внешним управляющим должника утвержден Силенко Дмитрий Евгеньевич.
В связи с невозможностью выполнения плана внешнего управления, а также восстановления платежеспособности должника, внешний управляющий Силенко Д.Е. 05.06.2017 обратился в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.07.2017 по делу N А47-188/2016 ООО "Дмитровское" признано несостоятельным (банкротом), с открытием конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден Силенко Д.Е.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Требования кредиторов по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве).
Платежи по денежным обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам (пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве))".
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" разъясняется, что в договорных обязательствах, предусматривающих снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами, текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Образовавшаяся задолженность состоит из денежного обязательства ответчика, возникшего после принятия к производству заявления о признании ответчика несостоятельным (банкротом), в связи, с чем данные обязательства ответчика согласно Закону о банкротстве являются текущими платежами и подлежат погашению вне очереди за счет конкурсной массы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу с 14.08.2013 Правила N 644, в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N167) внесены изменения, в частности, с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 данных Правил. При этом остальные пункты Правил N 167 силу не утратили.
Требованиями действующего законодательства предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Пунктом 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, производится организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод предусмотрены пунктами 64, 65, 67 Правил N 167.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее по тексту - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Согласно пункту 27 параграфа IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Пунктом 61 Правил N 167 установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга" (далее - Распоряжение N 3404-р) установлено, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор).
На основании анализа проб сточных вод, сбрасываемых ответчиком, установлено, что в отобранных пробах загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных Распоряжением N 3404-р.
Факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах ответчиком документально не оспорен, акты отбора проб сточных вод подписаны представителем ответчика, и являются относимыми и допустимыми доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком с превышением нормативов допустимых концентраций.
Так, из указанных актов можно определить, из какого колодца производился отбор пробы (контрольный канализационный колодец), а также установить его местонахождение, что позволяет считать такой отбор проб надлежащим доказательством.
Возражений в отношении обстоятельства, что пробы сточных вод отобраны из согласованных сторонами контрольно-канализационных колодцев, ответчиком не представлено.
Акты отбора проб подписаны представителями ответчика без возражений.
Исходя из содержания актов отбора проб сточных вод (N 34/09 от 09.09.2016, N 68/12 от 26.12.2016, N 64/03 от 24.03.2017), протоколов анализа проб сточных вод (NN 852 от 15.09.2016, N 1229 от 29.12.2016, N 263 от 30.03.2017) истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
На основании указанных актов можно определить, из какого колодца производился отбор пробы, а также установить его местонахождение, что позволяет считать такой отбор проб надлежащим доказательством.
Протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод, а также расчеты платы направлялись в адрес ответчика.
Истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на основании указанных актов отбора проб сточных вод, протоколов анализа проб сточных вод, руководствуясь Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.11.2016 N 792-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области в 2016 году", Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области".
Согласно расчету истца, сумма платы за период с 01.09.2016 по 30.09.2016, с 01.01.2017 по 31.05.2017 составила 252 178 руб. 75 коп., ответчику выставлены на оплату счета-фактуры N 23737 от 30.09.2016, N 3924 от 14.04.2017, N 4161 от 30.04.2017, N 6274 от 31.05.2017.
Расчет платы, представленный истцом, проверен судом, признан обоснованным. Контррасчет ответчиком не представлен.
Ссылки подателя жалобы на нарушение истцом порядка отбора проб, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей, ее состава и свойств в Российской Федерации с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТ 31861-2012.
В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ 31861-2012 все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ 31861-2012 сведения о месте проб и условиях, при которых они были отобраны, специалисты промышленной группы центральной аналитической лаборатории ООО "Оренбург Водоканал" указывают в акте отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации. Для соблюдения требований к объему и материалу тары на флаконы для отбора проб перед отбором в лаборатории наклеивается этикетка с указанием определяемых показателей. Все отбираемые на одном объекте флаконы помещаются в отдельный пакет, куда вкладывается акт отбора проб сточных вод. Пакет убирается в термоконтейнер и доставляется в лабораторию для проведения испытаний.
Довод ООО "Дмитровское" о том, что истцом нарушен порядок, установленный Государственным стандартом Российской Федерации Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" (далее - ГОСТ Р 51592-2000), обоснованно отклонен судом первой инстанции.
ГОСТ Р 51592-2000 утратил силу с 15.02.2015 в связи с изданием Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 29.11.2012 N 1514-ст. Приказ Росстандарта от 29.11.2012 N 1514-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" указывает на введение с 01.01.2014 для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31862-2012 "Вода питьевая. Отбор проб".
Таким образом, в период отбора проб, исследуемых в данном деле, действовал только ГОСТ Р 31862-2012.
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в соответствии с требованиями ГОСТа Р 31861-2012 и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод".
Согласно пунктам 7.3, 7.4 Методических указаний ПНД Ф 12.15.1-08 к материалам сосудов, из которых после отбора, проба переливается в сосуд для хранения, предъявляются менее жести требования, чем к сосудам для хранения и сортировки проб. В частности допускается применение стальных и эмалированных емкостей. В качестве ручных пробоотборников могут применяться ведра.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами(императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом, отбор проб сточных вод произведен истцом с участием представителя ответчика из согласованного сторонами в договоре контрольного колодца на канализационной сети абонента, результат исследования сточных вод не оспорен, параллельная проба не отбиралась, расчет платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ соответствует условиям договора и требованиям закона.
Кроме того, согласно пунктам 19, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N2.
Пунктом 28 Правил N 525 предусмотрено, что при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации, подписаны представителем ответчика без возражений, в том числе, относительно применяемого метода отбора проб и посуды для их транспортировки.
Какие-либо замечания к форме либо реквизитам акта, месту отбора проб, процедуре отбора проб во время отбора проб со стороны ответчика также отсутствовали.
Также в соответствии с пунктом 30 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 66, 68 и 90 Правил N 167.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (пункт 30 Правил N 525).
Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более, чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух аккредитованных лабораторий (пункт 36 Правил N 525).
В случае, если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37 Правил N 525).
Таким образом, законодательством установлен определенный порядок отбора проб сточных вод и их исследования, который позволяет достоверно установить состав сточных вод и исключить споры сторон по данному вопросу. Ответчик в подтверждение отсутствия нарушения установленных нормативов и допустимых концентраций загрязняющих веществ должен представить истцу в пределах срока годности резервной пробы результаты исследования параллельной пробы.
В рассматриваемой ситуации, ООО "Дмитровское" не предпринято надлежащих действий по установлению состава сточных вод в соответствии с указанными нормами действующего законодательства.
Доказательств того, что превышения нормативов допустимых концентраций в отобранных пробах сточных вод по указанным актам не имелось, ответчик суду не представил. Результаты лабораторных исследований, представленные истцом, в установленном порядке ответчиком не опровергнуты.
Оснований сомневаться в достоверности результатов исследований, представленных истцом, у суда апелляционной инстанции в данном случае не имеется.
Истцом также заявлены требования о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы за период с 01.09.2016 по 30.09.2016, с 01.01.2017 по 28.02.2017 в размере 24 867 руб. 17 коп.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правил N 644, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134, вступающей в силу с 01.01.2017) предусматривает, что абонент обязан: соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134, вступающей в силу с 01.01.2017) предусматривает обязанность абонента производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере сроки, которые определены в соответствии с Правилами N 644.
Требования к составу сточных вод, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, закреплены в приложении N 3 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134, вступающей в силу с 01.01.2017).
На основании пункта 36 подпункта "в" Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Требования к допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточных водах установлены в пункте 114 раздела VI Правил N 644.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Согласно пункту 27 параграфа IV Правил N 525, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, истец подтверждает актами отбора проб сточных вод N 34/09, N 68/12 об отборе проб N 1218, N 847, подписанными представителями ответчика без возражений.
На основании указанных актов возможно определить, из какого контрольного канализационного колодца производился отбор пробы, а также установить его местонахождение, что позволяет считать такой отбор проб надлежащим доказательством.
Возражений в отношении обстоятельства, что пробы сточных вод отобраны из согласованного сторонами контрольного канализационного колодца, ответчиком не представлено.
Пунктом 123 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134, вступающей в силу с 01.01.2017) установлено, что размер платы за негативное воздействие определяется исходя из объема сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).
Истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.09.2016 по 30.09.2016, с 01.01.2017 по 28.02.2017 в соответствии с пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения Российской Федерации N 644 и выставил на оплату счета-фактуры N 18701 от 30.09.2016, N 148 от 31.01.2017, N 1316 от 28.02.2017 на общую сумму 24 867 руб. 17 коп.
Расчет платы, представленный истцом, проверен судом, признан обоснованным, произведенным исходя из обстоятельств дела.
Контррасчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций ответчиком в материалы дела не представлен.
Ответчик о фальсификации актов отбора проб и протоколов результатов химического анализа не заявил, не представил доказательства оплаты за превышение предельно допустимых норм загрязняющих веществ в сбрасываемых водах, а также документальное подтверждение того, что названные доказательства составлены с нарушением установленной методики.
Учитывая изложенное, истец обоснованно произвел начисление ответчику платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 24 867 руб. 17 коп.
Относительно довода ответчика о нарушении истцом правил отбора стоков, апелляционный суд учитывает позицию истца, согласно которой ООО "Оренбург Водоканал" при отборе стоков присваивает каждому отбору относительно каждого абонента свой единый шифр пробы.
Опломбировка тары производится единоразовыми самоклеящимися бумажными пломбами, клеящимися на горло бутылки, шифр пробы совпадает с номером пломбы.
Истцом в акте перечислены в графе "определяемые показатели" 10 веществ, которые будут выявляться в стоках ответчика. Эти же вещества (показатели) указаны в протоколах результатов лаборатории.
Истцом в материалы дела представлен журнал приема проб сточных вод Центральной аналитической лаборатории по контролю состава сточных вод (Отделение химического контроля промышленных стоков) с указанием дат отбора, номера проб и точки отбора.
Таким образом, исковые требования о взыскании 291 852 руб. 68 коп., в том числе 252 178 руб. 75 коп. платы за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций за период сентябрь 2016 г., январь - май 2017 г. и 24 867 руб. 17 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы, удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Дмитровское" - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 января 2018 г. по делу N А47-8090/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дмитровское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.