город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2018 г. |
дело N А32-16539/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 20.01.2017 Луба Д.А.,
от заинтересованного лица: представители по доверенности от 27.03.2018 Савченко Н.Н., по доверенности от 17.05.2017 Зудов О.Б., по доверенности от 25.01.2018 Походина Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2017 по делу N А32-16539/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг", заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) возвратить таможенные платежи в размере 5215558 руб., излишне взысканные по ДТ N N 10309180/280515/0001294, 10309180/310515/0001349, 10309180/010615/0001378, 10309180/040615/0001414, 10309180/060615/0001453, 10309180/090615/0001512, 10309180/120615/0001572, 10309180/150615/0001604, 10309180/170615/0001652, 10309180/160115/0002136, 10309180/191015/0002142, 10309180/201015/0002170
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2017 суд обязал Краснодарскую таможню произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг" излишне взысканные таможенные платежи в размере 5214488 руб. 85 коп. по ДТ N 10309180/280515/0001294; ДТ N10309180/310515/0001349; ДТ N 10309180/010615/0001378; ДТ N10309180/040615/0001414; ДТ N 10309180/060615/0001453; ДТ N10309180/090615/0001512; ДТ N 10309180/120615/0001572; ДТ N10309180/150615/0001604; ДТ N 10309180/170615/0001652; ДТ N10309180/161015/0002136; ДТ N 10309180/191015/0002142; ДТ N10309180/201015/0002170. В остальной части заявленных требований отказано. Судом взысканы с Краснодарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг" расходы по уплате государственной пошлины в размере 49068 руб.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что в результате проверки достоверности документов и сведений установлено, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товаров, не подтверждены документально.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 05.02.2015 N 18/2015/TR, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг" и фирмой "ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI" (Турция), в 2015 году на условиях Инкотермс-2010 на территорию Российской Федерации по ДТ N10309180/280515/0001294; ДТ 10309180/310515/0001349; ДТ 10309180/010615/0001378; ДТ 10309180/040615/0001414; ДТ 10309180/060615/0001453; ДТ 10309180/090615/0001512; ДТ 10309180/120615/0001572; ДТ 10309180/150615/0001604; ДТ 10309180/170615/0001652; ДТ 10309180/161015/0002136; ДТ 10309180/191015/0002142; ДТ 10309180/201015/0002170 обществом с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг" были задекларированы фрукты (далее - товар).
По ДТ 10309180/280515/0001294 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 12864 картонных коробках на 104 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 73200 и 24800 кг, вес нетто 68400 и 23200 кг.
По ДТ 10309180/310515/0001349 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 21916 картонных коробках на 182 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 97200 и 74700 кг, вес нетто 90700 и 69700 кг.
По ДТ 10309180/010615/0001378 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 12768 картонных коробках на 104 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 49500 и 49000 кг, вес нетто 46400 и 45900 кг.
По ДТ 10309180/040615/0001414 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 22190 картонных коробках на 182 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 170100 кг, вес нетто 158900 кг.
По ДТ 10309180/060615/0001453 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 15708 картонных коробках на 130 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 25200 и 96000 кг, вес нетто 23600 и 89600 кг.
По ДТ 10309180/090615/0001512 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 30810 картонных коробках на 260 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 243800 кг, вес нетто 227800 кг.
По ДТ 10309180/120615/0001572 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 6362 картонных коробках на 52 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 48000 кг, вес нетто 44800 кг.
По ДТ 10309180/150615/0001604 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 30268 картонных коробках на 260 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 122600+123300 кг, вес нетто 114600+115300 кг.
По ДТ 10309180/170615/0001652 задекларирован товар: Томаты свежие для употребления в пищу в 3272 картонных коробках на 26 паллетах. Сорт F-190. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 24900 кг, вес нетто 23300 кг.
По ДТ 10309180/161015/0002136 задекларирован товар: Плоды граната свежие, урожай 2015 года, для употребления в пищу, упакованы в 3760 пластиковых ящиках на 26 паллетах. Сорт HICAZ. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: CEMCEM. Вес брутто 22000 кг, вес нетто 20000 кг.
По ДТ 10309180/191015/0002142 задекларирован товар: Лимоны свежие, урожай 2015 года, для употребления в пищу, упакован в 4840 пластиковых ящиках на 52 паллетах. Сорт INTERDONATO. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 51100 кг, вес нетто 48300 кг.
По ДТ 10309180/201015/0002170 задекларированы товары:
- Лимоны свежие, урожай 2015 года, для употребления в пищу, упакован в 1920 пластиковых ящиках на 21 паллетах. Сорт INTERDONATO. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: ZEMZEMLILER. Вес брутто 20800 кг, вес нетто 19700 кг.
- Мандарины САТСУМА свежие, урожай 2015 года, для употребления в пищу, упакованы в 495 пластиковых ящиках на 5 паллетах. Сорт MIHOWASE. Изготовитель: ZEMZEMLILER TARIM URN.SAN.ULUSL. NAK.VE TIC. LTD.STI. Товарный знак: отсутствует. Марка: CEMCEM. Вес брутто 4800, вес нетто 4350 кг.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу были представлены: контракт, паспорт сделки, документы по оплате за поставленный товар, счета, упаковочный лист, коносамент и другие документы, необходимые для проверки ДТ.
В ходе таможенного оформления у таможни возникли сомнения относительно достоверности представленных заявителем сведений о таможенной стоимости товаров, а также документального подтверждения указанных сведений, в связи с чем таможней приняты решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товара по вышепоименованным таможенным декларациям о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости по вышеуказанным ДТ.
Для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров у общества были запрошены дополнительные документы, однако общество их не представило.
В ходе таможенного оформления таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров и изменен метод определения таможенной стоимости товаров. При этом таможенный орган указал, что декларантом не соблюдены условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации о заявленной таможенной стоимости декларируемого товара, выявлены признаки возможного заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости декларируемого товара, в связи с непредставлением декларантом запрошенных таможенным органом документов.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей. Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Полагая, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются неправомерными, а взысканные таможенные платежи - подлежат возврату обществу на пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", общество после выпуска товара обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларации на товары от 07.03.2017 и с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей от 07.03.2017 N 3 (л.д. 29-30, т. 1).
В отношении подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости по каждой ДТ обществом были приложены: инвойс, прайс-листы (приложение к контракту с согласованной ценой товара), упаковочный лист, коносамент, ведомость банковского контроля, полученная по электронным зашифрованным каналам (банк-клиент) с указанием стоимости поступившего товара в ДТ и платежей, осуществленных обществом поставщику, платежные поручения, подтверждающие оплату и списание таможенных платежей по вышеуказанным ДТ (л.д. 31-40, т. 1).
Электронные копии экспортных ДТ с переводом на русский язык не были предоставлены обществом, так как, как указывает общество, по его запросу от турецкого поставщика на момент подачи заявлений в таможенный орган ответ не был не получен.
Таможенный орган в письме от 27.03.2017 за N 22.4-04/06902 в ответ на заявление от 07.03.2017 N 3 о возврате денежных средств сообщил, что данное заявление оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием в приложении документов, необходимых для осуществления возврата денежных средств (л.д. 44-45, т. 1).
Таким образом, таможенным органом не было принято решение о возврате излишне взысканных таможенных платежей, а также не внесены изменения в ДТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения обществом в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящими требованиями.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
При этом суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Учитывая, что представители заявителя и заинтересованного лица не возражали против проверки законности обжалуемого решения суда лишь в обжалуемой части, решение суда в части отказа в удовлетворении требований сторонами не обжаловано, то обжалуемое решение суда первой инстанции пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Согласно части 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
При этом частью 3 статьи 2 Соглашения и пунктом 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В силу статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По результатам контроля заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные обществом при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
Как указано выше, таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу. В связи с этим им было принято решение о проведении дополнительной проверки, а обществу предложено представить дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Как следует из материалов дела, общество отказалось от предоставления истребуемых таможенным органом документов.
Такие документы как прайс-лист продавца (производителя товара), на основании которого можно было бы проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от цены на однородный товар, а также экспортная декларация, позволившая бы уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны вывоза, обществом также представлены не были, что не позволило таможенному органу своевременно устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений о заявленной в ДТ таможенной стоимости товаров и правомерности ее определения по цене сделки на основании представленных обществом документов.
На предложение суда апелляционной инстанции о предоставлении в материалы дела документально подтвержденных доказательств принятия мер для получения от поставщика указанных документов, общество такие документы суду не представило.
Судом установлено, что заявленная обществом с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг" стоимость задекларированных товаров была сопоставлена со сведениями о стоимости, заявленными другими импортерами, в результате чего установлено, что уровень ИТС ввозимых однородных товаров в сопоставимый период времени (по ДТ, принятым таможенным органом первым методом определения таможенной стоимости) составил:
1) Томаты свежие для употребления в пищу (код ТН ВЭД ЕАЭС 070200000):
- по ДТ N N 10309180/280515/0001294, 10309180/310515/0001349, 10309180/010615/0001378, 10309180/040615/0001414, 10309180/060615/0001453, 10309180/090615/0001512, 10309180/120615/0001572, 10309180/150615/0001604, 10309180/170615/0001652 уровень заявленного ИТС составляет 0,50 $/кг и, как верно указывает таможенный орган, является самым низким относительно стоимости идентичных/однородных товаров. Так за период декларирования вышеуказанных товаров с 28.05.2015 по 17.06.2015 декларирование идентичных/однородных товаров "томаты свежие" осуществлялось в целом по ФТС России с ИТС от 0,9 $/кг, что является значительным отклонением заявленного ИТС от ИТС сравниваемых однородных товаров - более 40 %;
2) Мандарины свежие (код ТН ВЭД ЕАЭС 0805203000):
- по ДТ N 10309180/201015/0002170 уровень заявленного ИТС составляет 0,6 $/кг и является самым низким относительно стоимости идентичных/однородных товаров. Так за период декларирования вышеуказанных товаров 20.10.2015 декларирование идентичных/однородных товаров "мандарины..." осуществлялось в целом по ФТС России с ИТС от 0,75 $/кг, что является значительным отклонением заявленного ИТС от ИТС сравниваемых однородных товаров - более 20 %;
3) Лимоны свежие (код ТН ВЭД ЕАЭС 0805501000):
- по ДТ N 10309180/191015/0002142, 10309180/201015/0002170 уровень заявленного ИТС составляет 0,6 $/кг и является самым низким относительно стоимости идентичных/однородных товаров. Так за период декларирования вышеуказанных товаров с 19.10.2015 по 20.10.2015 декларирование идентичных/однородных товаров "лимоны свежие" осуществлялось в целом по ФТС России с ИТС от 0,85 $/кг, что является значительным отклонением заявленного ИТС от ИТС сравниваемых однородных товаров - более 30 %;
4) Гранаты свежие (код ТН ВЭД ЕАЭС 0810907500):
- по ДТ N 10309180/161015/0002136 уровень заявленного ИТС составляет 0,8 $/кг и является самым низким относительно стоимости идентичных/однородных товаров, так за период декларирования вышеуказанных товаров 16.10.2015 декларирование идентичных/однородных товаров "гранаты свежие" осуществлялось в целом по ФТС России с ИТС от 1,21 $/кг, что является значительным отклонением заявленного ИТС от ИТС сравниваемых однородных товаров - более 30 %.
Между тем действия покупателя, допускающего отсутствие со стороны продавца/поставщика информации о цене на товары и иной необходимой информации в надлежащем фиксированном виде (в том числе, в виде прайс-листа поставщика) до подписания контракта и/или до предстоящей поставки, заведомо влекут неоправданный повышенный риск наступления названных негативных коммерческих последствий для покупателя и такие действия не могут признаваться в международной торговле разумными и надлежащими, а в целях дальнейшего таможенного оформления товара на территории России - не могут признаваться действиями, совершенными покупателем с должной степенью заботливости и осмотрительности.
Ожидаемым поведением покупателя являются такие действия, которые позволяют предварительно до поставки (до заключения внешнеэкономического договора) получить от продавца весь объем сведений и документов, необходимых как самому покупателю, так и при таможенном оформлении товаров при ввозе в Российскую Федерацию, учитывая особенности ценового уровня этих товаров (низкого уровня заявляемой таможенной стоимости), влекущего с вероятностью сомнения таможни в достоверности и дополнительную проверку. Покупателем, осуществляющим ввоз товаров в Российскую Федерацию, указанная вероятность может и должна предполагаться исходя из совокупности названных принципов заботливости и осмотрительности и уровня декларируемых им цен (таможенной стоимости) на ввозимые товары, попадающего в область риска быть признанным таможенным органом в качестве заниженного уровня.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2016 по делу N А15-3964/2015, от 22.09.2016 по делу N А15-3464/2015, от 15.02.2017 по делу N А15-3943/2015.
Пунктом 6 раздела 1 Порядка определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций).
Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Также согласно пункту 11 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), при проведении оценки достоверности заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товара уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией.
При этом в силу пункта 21 Порядка и пункта 20 Инструкции, если дополнительно представленные декларантом документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой.
В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
В частности, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
В силу пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
При таких обстоятельствах таможенный орган подтвердил суду низкий ценовой уровень ввезенного обществом товара.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2017 года по делу N 306-КГ16-16638, действия лица, ввозящего товар на таможенную территорию государства, соответствовали бы принципам разумности и осмотрительности, предъявляемым к поведению участников гражданского оборота, если бы такие субъекты при ввозе товаров по цене, значительно отличающейся от цен сделок с однородными товарами, заранее собирали доказательства, подтверждающие такую цену сделки (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 303-КГ15-10416, 303-КГ15-10774).
При оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм названного Соглашения (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", применимого в период спорных правоотношений). Указанные правовые позиции сформулированы также в пунктах 7 - 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 1 названного постановления).
Следовательно, документы, позволившие бы уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товара в соответствии с законодательством страны вывоза, обществом с ограниченной ответственностью "ОПТ-Торг" представлены не были, что не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной проверки сомнения в достоверности сведений о заявленной в ДТ таможенной стоимости товаров и правомерности ее определения по цене сделки на основании представленных обществом документов.
В ходе анализа ценовой информации, использованной Краснодарской таможней для расчета скорректированной таможенной стоимости товаров, а также порядка расчета новой таможенной стоимости, судом апелляционной инстанции установлено следующее
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/280515/0001294 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу", сорт "F-190" год урожая "отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие, сорт "Р-190", урожай 2015 года, задекларированных по ДТ N 10317090/100315/0003033, с индексом таможенной стоимости - 0,89 долларов США/кг, относящихся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки CFR Новороссийск. Согласно Инкотермс-2010 "Cost and Freight / Стоимость и фрахт" означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения. С учетом небольшого расстояния между Новороссийском и Туапсе, условия поставки в части транспортных расходов являются сопоставимыми.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 7488246,13 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317090/100315/0003033) / 162100 кг (вес нетто товаров N10317090/100315/0003033) * 91600 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/280515/0001294) = 4231482,69 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 4231482,69 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/280515/0001294) / 91600 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/280515/0001294) / 51,0178 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/280515/0001294) = 0,91 долл. США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/310515/0001349 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190", год урожая "отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие, урожай 2015 года, наименование сорта "отсутствует", задекларированных по ДТ N10102120/140415/0001226 с индексом таможенной стоимости - 0,91 долларов США/кг, относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки СРТ Москва. Согласно Инкотермс-2010 "Carriage Paid to / Перевозка оплачена до" означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения. С учетом того, что транспортные расходы возложены на продавца, в данном случае они не могут повлиять на стоимость товаров.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 930228,39 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10102120/140415/0001226) / 19500 кг (вес нетто товаров N 10102120/140415/0001226) * 160400 кг (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/310515/0001349) = 7651724,81 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 7651724,81 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/310515/0001349) / 160400 кг (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/310515/0001349) / 52,9716 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/310515/0001349) = 0,90 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/010615/0001378 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190", год урожая "отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие, урожай 2015 года, наименование сорта отсутствует", задекларированных по ДТ N10102120/140415/0001226 с индексом таможенной стоимости - 0,91 долларов США/кг, относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки СРТ Москва. С учетом того, что транспортные расходы возложены на продавца, в данном случае они не могут повлиять на стоимость товаров.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 930228,39 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10102120/140415/0001226) / 19500 кг (вес нетто товаров N 10102120/140415/0001226) * 92300 кг (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/010615/0001378) = 4403081,04 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 4403081,04 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/010615/0001378) / 92300 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/010615/0001378) / 52,9716 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/010615/0001378) = 0,90 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/040615/0001414 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190, год урожая отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие, урожай 2015 года, наименование сорта отсутствует", задекларированных по ДТ N10102120/140415/0001226 с индексом таможенной стоимости - 0,91 доллар США/кг., относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки СРТ Москва. С учетом того, что транспортные расходы возложены на продавца, в данном случае они не могут повлиять на стоимость товаров.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 930228,39 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10102120/140415/0001226) / 19500 кг. (вес нетто товаров N 10102120/140415/0001226) * 158900 кг. (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/040615/0001414) = 7580168,77 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 7580168,77 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/040615/0001414) / 158900 кг. (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/040615/0001414) / 53,059 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/040615/0001414) - 0,90 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/060615/0001453 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190", год урожая отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие, урожай 2015, наименование сорта отсутствует", задекларированных по ДТ N 10102120/070415/0001134 с индексом таможенной стоимости - 0,91 долларов США/кг., относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки СРТ Москва С учетом того, что транспортные расходы возложены на продавца, в данном случае они не могут повлиять на стоимость товаров.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1028593,02 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10102120/070415/0001134) / 20000 кг (вес нетто товаров N 10102120/070415/0001134) * 113200 кг (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/060615/0001453) = 5821836,49 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 5821836,49 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/060615/0001453) / 113200 кг (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/060615/0001453) / 56,2463 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/060615/0001453) = 0,91 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/090615/0001512 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190", год урожая отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие, урожай 2015 года, наименование сорта отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, задекларированных по ДТ N 10317100/240515/0007515 с индексом таможенной стоимости - 1,01 долларов США/кг., относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки DAP Новороссийск. Согласно Инкотермс-2010 "Delivered at Place / Поставка в месте назначения" означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место. С учетом возложения на продавца транспортных расходов, а также небольшого расстояния между Новороссийском и Туапсе, условия поставки в части транспортных расходов являются сопоставимыми.
Расчет скорректированной таможенной стоимости: товаров производился следующим образом: 1156121,14 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317100/240515/0007515) / 22990 кг (вес нетто товаров N 10317100/240515/0007515) * 227800 кг. (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/090615/0001512) = 11455606,6 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 11455606,6 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/090615/0001512) / 227800 кг (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/090615/0001512) / 56,0435 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/090615/0001512) = 0,90 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/120615/0001572 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190", год урожая отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие, сорт "F-190", урожай 2015 года", задекларированных по ДТ N 10317110/040615/0010852 с индексом таможенной стоимости - 0,93 долларов США/кг, относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки FCA FETHIYE в регионе деятельности Новороссийской таможни. Согласно Инкотермс-2010 "Free Carrier / Франко перевозчик" означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте, риск переходит на покупателя в пункте поставки, все таможенные и транспортные расходы относятся на покупателя. Таким образом, в этом случае таможенная стоимость в любом случае будет меньше, чем по условиям поставки CFR (таможенные и транспортные расходы). Несмотря на это, заявленная обществом таможенная стоимость (ИТС 0,5 долларов США) значительно ниже (на 40%, чем средний ИТС (0,9 долларов США).
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1047242,01 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317110/040615/0010852) / 21188 кг (вес нетто товаров N 10317110/040615/0010852) * 44800 кг. (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/120615/0001572) = 2214293,09 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 2214293,09 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/120615/0001572) / 44800 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/120615/0001572) / 54,5285 руб. (курс долл. США на дату ДТ N10309180/120615/0001572) = 0,91 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/150615/0001604 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190", год урожая отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие" использовались сведения о товарах "томаты свежие, сорт "F-190", урожай 2015 года", задекларированных по ДТ N 10317110/040615/0010852 с индексом таможенной стоимости - 0,93 долларов США/кг., относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки FCA FETHIYE в регионе деятельности Новороссийской таможни. Таким образом, аналогичным образом, как указано выше, если бы в данном случае условия поставки были CFR, то и стоимость была бы больше с учетом таможенных и транспортных расходов.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1047242,01 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317110/040615/0010852) / 21188 кг (вес \ нетто товаров N 10317110/040615/0010852) * 229900 кг. (вес нетто! товаров по ДТ N 10309180/150615/0001604) = 11363079,96 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 11363079,96 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/150615/0001604) / 229900 кг (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/150615/0001604) / 54,5285 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/150615/0001604) = 0,91 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/170615/0001652 (товар N 1) "томаты свежие для употребления в пищу, сорт "F-190", год урожая отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "томаты свежие" использовались сведения о товарах "томаты свежие, сорт "F-190", урожай 2015 года", задекларированных по ДТ N 10317110/040615/0010852 с индексом таможенной стоимости - 0,91 доллар США/кг, относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 070200000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки FCA FETHIYE в регионе деятельности Новороссийской таможни. Таким образом, если бы в данном случае условия поставки были CFR, то и стоимость была бы больше с учетом таможенных и транспортных расходов.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1047242,01 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317110/040615/0010852) / 21188 кг (вес нетто товаров N 10317110/040615/0010852) * 23300 кг. (вес нетто t товаров по ДТ N 10309180/170615/0001652) = 1151630,11 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1151630,11 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/170615/0001652) / 23300 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/170615/0001652) / 54,5285 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/170615/0001652) = 0,91 долл.США за кг. 1
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/161015/0002136 (товар N 1) "плоды граната свежие, урожай 2015 года, сорт "HICAZ", для употребления в пищу" использовались сведения о товарах "гранаты свежие, год урожая и сорт отсутствует", условия поставки CFR Туапсе, задекларированных по ДТ N 10130090/121015/0043510 с индексом таможенной стоимости - 1,21 долларов США/кг., относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 0810907500, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки СРТ Москва. С учетом того, что транспортные расходы возложены на продавца, в данном случае они не могут повлиять на стоимость товаров.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1342459,03 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10130090/121015/0043510) / 18100 кг (вес нетто товаров N 10130090/121015/0043510) * 20000 кг. (вес нетто! товаров по ДТ N 10309180/161015/0002136)= 1483380,14 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1483380,14 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/161015/0002136) / 20000 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/161015/0002136) / 62,2433 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/161015/0002136) = 1,19 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/191015/0002142 (товар N 1) "лимоны свежие, урожай 2015 года, сорт "INTERDONATO", для употребления в пищу", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "лимоны свежие, сорт "ENTERDONATO", урожай 2015 гида", задекларированных по ДТ N 10317090/181015/0012504 с индексом таможенной стоимости - 0,85 долларов США/кг, относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 0805501000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки CFR Новороссийск. С учетом небольшого расстояния между Новороссийском и Туапсе, условия поставки в части транспортных расходов являются сопостовимыми.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1272579,44 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317090/181015/0012504) / 24400 кг (вес нетто товаров N 10317090/181015/0012504) * 48300 кг. (вес нетто товаров по ДТ N 10309180/191015/0002142) = 2519081,43 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 2519081,43 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/191015/0002142) / 48300 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/191015/0002142) / 61,3587 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/191015/0002142) = 0,85 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/201015/0002170 (товар N 1) "лимоны свежие, урожай 2015 года, сорт "INTERDONATO", для употребления в пищу", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "лимоны свежие, сорт "ENTERDONATO", урожай 2015 года", задекларированных по ДТ N 10317090/181015/0012504 с индексом таможенной стоимости - 0,85 долларов США/кг., относящиеся к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 0805501000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки CFR Новороссийск. С учетом небольшого расстояния между Новороссийском и Туапсе, условия поставки в части транспортных расходов являются сопостовимыми.
Расчет скорректированной таможенной стоимости] товаров производился следующим образом: 1272579,44 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317090/181015/0012504) / 24400 кг (вес нетто товаров N 10317090/181015/0012504) * 19700 кг. (вес нетто j товаров по ДТ N 10309180/201015/0002170) = 1027451,43 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1027451,43 руб. (новая таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/201015/0002170) / 19700 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/201015/0002170) / 61,4419 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/201015/0002170) = 0,85 долл.США за кг.
Для корректировки таможенной стоимости оцениваемых товаров по ДТ N 10309180/201015/0002170 (товар N 2) "мандарины Сатсума свежие, сорт "MIHOWASE", урожай 2015 года, для употребления в; пищу", условия поставки CFR Туапсе, использовались сведения о товарах "мандарины свежие, сорт "MIHOWASE", урожай 2015 года", задекларированных по ДТ N10317110/161015/0018803 е индексом таможенной стоимости - 0,75 долларов США/кг., относящиеся] к той же товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 0805203000, что и оцениваемые товары, схожего описания и предназначения, произведенные в одной стране - Турция, являющиеся коммерчески взаимозаменяемыми и обладающие одной репутацией на рынке, ввезенные на условиях поставки CFR Новороссийск. С учетом небольшого расстояния между Новороссийском и Туапсе, условия поставки в части транспортных расходов являются сопостовимыми.
Расчет скорректированной таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 1095637,69 руб. (таможенная стоимость товаров по ДТ N 10317090/181015/0012504) / 23470 кг. (вес /нетто товаров N 10317090/181015/0012504) * 4350 кг. (вес нетто I товаров по ДТ N 10309180/201015/0002170) = 203068,76 руб.
Расчет скорректированного индекса таможенной стоимости товаров производился следующим образом: 203068,76 руб. (новая; таможенная стоимость товаров по ДТ N 10309180/201015/0002170) / 4350 кг (вес нетто товаров по ДТ N10309180/201015/0002170) / 61,4419 руб. (курс долл.США на дату ДТ N10309180/201015/0002170) = 0,76 долл.США за кг.
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с требованиями Соглашения ценовая информация подбиралась в соответствующий период времени с учетом сезонности ввоза рассматриваемых и выбранных товаров.
Таким образом, выбор Краснодарской таможней источников для расчета скорректированной таможенной стоимости товаров произведен исходя из сведений, имевшихся у таможенного органа, с соблюдением требований статей 2, 7, 10 Соглашения.
Судебная коллегия соглашается с доводом Краснодарской таможни о том, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о неверном выборе основы для корректировки таможенной стоимости товаров.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения "однородные товары" - это товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Так как в распоряжении таможенного органа не имелось информации об оформлении идентичных товаров, подбор ценовой информации осуществлялся с учетом однородности - товар произведен в одной стране, является взаимозаменяемым.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 7 Соглашения выбранный в качестве источника для корректировки таможенной стоимости товар ввезен в сопоставимый период.
Коммерческий уровень и количество ввезенных обществом и выбранных таможней товаров (по существу) является сопоставимым, поскольку является крупной коммерческой партией.
Корректировка таможенной стоимости по всем спорным ДТ произведена с использованием 6 (резервного) метода определения таможенной стоимости (на базе 3 метода, то есть, с применением норм, установленных статьями 7, 10 Соглашения в связи с отсутствием документально подтвержденной ценовой информации для использования других методов определения таможенной стоимости).
Необходимо отметить, что статья 10 Соглашения допускает гибкость в применении требований статьи 7 Соглашения в части сопоставимости страны производителя и периода ввоза товара, то есть, позволяет, при отсутствии иной возможности, выбрать товар, ввезенный за пределами 90-дневного периода, и произведенный в иной стране.
Таким образом, подбор ценовой информации производился с учетом требований, установленных Соглашением:
* сопоставимости периода таможенного декларирования товара;
* однородности (взаимозаменяемости) товара;
* производителя/страны происхождения товара;
* сопоставимости объема импорта;
* характера сделки;
- условий поставки товара и иных характеристик; позволяющих отнести товар к категории однородного, при этом с учетом сопоставимости условий ввоза и с учетом того, что заявленная участником ВЭД таможенная стоимость товара была принята 1 методом.
Товары, заявленные в спорных ДТ по отношению к подобранным для корректировки ДТ:
- имеют схожие характеристики и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми;
- произведены в одной стране.
Краснодарской таможней получены копии ДТ N N 10317090/100315/0003033, 10102120/140415/0001226, 10102120/070415/0001134, 10317100/240515/0007515, 10317110/040615/0010852, 1013 0090/121015/0043 510, 10317090/181015/0012504, 10317110/161015/0018803, декларации таможенной стоимости к ним по форме ДТС-1, а также документы со служебными отметками таможенных органов о принятых решениях в процессе таможенного декларирования. Сведения, указанные в данных документах, свидетельствуют о том, что заявленная таможенная стоимость товаров на момент принятия таможней решений о корректировке таможенной стоимости товаров принята таможенными органами по первому методу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Краснодарской таможней в качестве основы для корректировки таможенной стоимости была принята таможенная стоимость товаров, определенная шестым методом (лист 13 решения суда), не соответствует материалам дела.
Статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
При этом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, общество не освобождено от обязанности доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований.
Учитывая то обстоятельство, согласно которому в ответ на запрос таможенного органа о предоставлении дополнительных документов в обоснование применения первого метода оценки таможенной стоимости товара обществом такие документы представлены не были, основания для проведения дополнительной проверки таможенной стоимости устранены не были, что в соответствии с пунктом 21 Порядка является основанием для принятия должностным лицом таможенного органа решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки.
Суд первой инстанции также указал, что истребуемые таможенным органом экспортные таможенные декларации с переводом на русский язык не были предоставлены обществом, так как по запросу общества, направленному турецкому поставщику по электронной почте, ответ на момент подачи заявлений в таможенный орган не получен.
Представленными суду электронными копиями экспортных деклараций N N GN 0387652, GN 0387650, GN 0387610, GN 0387620, GN 0412420, GN 0412421, GN 0412457, GN 0412490, GN 0412491, GN 0412544, GN 0412595, GN 0412598, GN 0998787 с переводами бюро переводов "Транслит", по мнению суда первой инстанции, подтверждается вывоз товара по цене, указанной обществом.
Между тем, с учетом конкретных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод таможенного органа о том, что последним неоднократно запрашивались экспортные декларации и прайс-листы производителя ввозимых товаров, которые так и в таможенный орган представлены не были без обоснования уважительности причин, что в свою очередь не позволило таможенному органу установить соответствие заявленных сведений о таможенной стоимости декларируемых товаров с их стоимостью в стране отправления, то есть, сомнения таможенного органа о достоверности заявленной таможенной стоимости не были устранены.
При этом на запрос таможенного органа, осуществленный в рамках дополнительной проверки, декларантом представлен отказ от представления требуемых документов без указания причины невозможности их представления.
На запрос таможенного органа, осуществленный в рамках проверки документов и сведений после выпуска товара обществом представлено пояснение о том, что оно представило все имеющиеся на тот момент документы. Пояснения о том, почему им не были предприняты никакие действия для получения необходимых документов, не представлены, равно как и не представлено пояснение о необходимости предоставления дополнительного времени для получения запрашиваемых документов.
В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" ввиду того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа.
Таким образом, судом первой инстанции при принятии экспортных деклараций в качестве доказательства по делу, в условиях, когда общество не обосновало невозможность их представления в таможенный орган.
Более того, суд первой инстанции не оценил доводы таможенного органа о том, что на представленных электронных экспортных декларациях отсутствуют отметки (печати) страны вывоза товара.
Общество суду также не доказало действительность и легальность представленных копий электронных экспортных деклараций, источник их получения.
Кроме того, как верно указывает таможенный орган, обществом не представлены в суд экспортные деклараций по спорным ДТ N N 10309180/090615/0001512, 10309180/170615/0001652, 10309180/160115/0002136, 10309180/191015/0002142, что судом первой инстанции не учтено.
Также заслуживает внимания документально подтвержденный таможенным органом тот факт, что общество кроме указанной сделки иных хозяйственных операций с 2015 года не совершало, сделки с иными поставщиками не заключало, что подтверждается бухгалтерскими отчетами и самим обществом не оспаривается. Довод общества о том, что этом было связано с введенными санкциями, суд оценивает критически, поскольку санкции не были введены исключительно на определенный вид товаров, кроме того, обществом ввоз товара не осуществлялся до настоящего времени. Также отсутствуют сведения о заключении сделок с иными поставщиками других стран и внутри Российской Федерации.
Указанное обстоятельство косвенно подтверждает довод таможни о том, что общество было создано исключительно для конкретной сделки, общество умышленно занижало таможенную стоимость ввозимого товара.
Кроме того, указанное обстоятельство позволяет суду делать вывод об отсутствии у общества положительной деловой репутации на данном рынке, что позволяло бы поставщику, с учетом большого объема поставок на долгосрочной основе осуществить поставку товара обществу по цене ниже, чем другим участникам рынка от 20 до 40 %.
Более того, суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования фактически анализировал и оценил декларации, не имеющие отношения к предмету спора по настоящему делу. Так, на страницах 3-7 судом первой инстанции исследованы ДТ N N 10309180/030715/0001763; 10309180/080715/0001792;10309180/120715/0001804; 10309180/290615/0001751; 10309180/250615/0001727; 10309180/220615/0001698; 10309180/170715/0001815; 10309180/260715/0001835; 10309180/120715/0001808; 10309180/030715/0001768; 10309180/080715/0001791, не являющиеся предметом спора по настоящему делу по которым была оформлена иная продукция (Черешня свежая) от иного поставщика. Фактически судом первой инстанции не дана надлежащая оценка как заявленной обществом таможенной стоимости, так и скорректированной таможенным органом стоимости ввозимых товаров.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении требований в части обязания осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей на сумму 1069,15 рублей, поскольку таможенный орган представил в материалы дела доказательства того, что у общества имеется задолженность по уплате таможенных платежей перед бюджетом на эту же сумму. Как указано выше, в указанной части решение суда сторонами не обжаловано.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку стоимость сделки, являющаяся основной для определения таможенной стоимости по первому методу, в рассматриваемом случае обществом не подтверждена, не соблюдены требования, установленные пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008, действия таможни по корректировке таможенной стоимости следует признать совершенными в соответствии с положениями статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования общества судом первой инстанции неполно выясненным обстоятельства, имеющие значение для дела, что в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта, которым в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2017 по делу N А32-16539/2017 в обжалуемой части отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16539/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 августа 2018 г. N Ф08-4495/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОПТ-ТОРГ"
Ответчик: Краснодарская Таможня
Третье лицо: ООО "ОПТ-ТОРГ"