г. Чита |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А19-17662/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской Академии Наук Кабанова Ю.В. (доверенность от 01.06.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской Академии Наук на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 февраля 2018 года по делу N А19-17662/2017 (суд первой инстанции - Ананьина Г.В.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1023801757540, ИНН 3811014433, далее - заявитель, ЛИН СО РАН) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, далее - Росимущество) о признании незаконным решения от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, обязании Росимущество принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 в месячный срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство научных организаций (ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554), Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Байкальский музей Иркутского научного центра" (ОГРН 1023802456116, ИНН 3827004254), администрация Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 февраля 2018 года по делу N А19-17662/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЛИН СО РАН обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
ФАНО в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы.
Росимущество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 14.03.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное государственное бюджетное учреждение Байкальский музей Иркутского научного центра", администрация Листвянского муниципального образования - Администрации городского поседения, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 15.04.2014 38АЕ 366094 ЛИН СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 42013 кв.м., с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное строительство: под производственную жилую зону.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии ФАНО России по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО России от 15.11.2016 N 24-РИ/16, Комиссией принято решение согласовать раздел земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:93, общей площадью 42013 кв.м. (4,2 га), расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая на 3 (три) земельных участка площадью 5987 кв.м., 27941 кв.м., 8135 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную и жилую зону (п.2.2.1.), а также поручить ЛИН СО РАН обратиться в Росимущество и в Росреестр с соответствующими заявлениями.
12.12.2016 ЛИН СО РАН обратился в Росимущество с заявлением N 15356-9317-966 об образовании земельных участков путем раздела земельного участка площадью 42013 кв.м., с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенного по адресу: Иркутская область, р -н Иркутский, р.п. Листвянка, ул. Академическая, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную и жилую зону, находящегося в собственности Российской Федерации, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования с приложением схемы раздела земельного участка, копии свидетельства о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, согласия ФАНО России на раздел земельного участка, копии приказа о назначении директора ЛИН СО РАН.
По результатам рассмотрения Росимуществом заявления ЛИН СО РАН от 12.12.2016 N 15356-9317-966, установив отсутствие необходимых сведений в представленной схеме (отсутствует изображение красных линий, территорий общего пользования, объектов недвижимости, изображение границ существующих частей земельного участка); несоответствие кадастрового плана территории форме КПТ.2.1, установленной приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504; отсутствие документов, позволяющих установить целесообразность и обоснованность раздела федерального земельного участка, возможность разделения земельного участка с соблюдением градостроительных регламентов, принципов сохранения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, обеспечения его рационального использования, доступа к землям общего пользования, а также согласования раздела правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, в том числе заключение кадастрового инженера; отсутствие письменного согласия пользователя земельного участка Листвянского муниципального образования, письмом от 13.01.2017 N ОАА-38/229 сообщено ЛИН СО РАН, что Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, находящемся в пользовании ЛИН СО РАН, после устранения вышеуказанных замечаний.
Во исполнение письма от 13.01.2017 N ОАА-38/229 ЛИН СО РАН в адрес Росимущества письмом от 27.04.2017 N 15356-9317-298 представлены дополнительные документы, а именно, постановление Президиума СО РАН от 04.12.2000 N 344 "О передаче в муниципальную собственность жилых домов", с актами передачи жилых домов; копия выписки из ЕГРП на здание Байкальского музея; копия заключения кадастрового инженера; согласие на раздел администрации Листвянского МО. Также было сообщено, что во исполнение Постановления Президиума СО РАН от 04.12.2000 N 344 "О передаче в муниципальную собственность жилых домов" ЛИН СО РАН осуществил передачу имущества в соответствии с перечнем имущества, указанным в Приложениях к постановлению N 1, 2, 3, на баланс муниципального предприятия ЖКХ Иркутского района по адресу п. Листвянка, ул. Академическая, в частности 16-ти квартирные жилые дома N 2; 3; 4, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030111:0093 и о расположении на вышесказанном земельном участке здания Байкальского музея. Разрешенное использование земельного участка - производственная и жилая зона. Раздел земельного участка позволит разделить земельный участок на производственные зоны и жилую.
Также во исполнение письма от 13.01.2017 N ОАА-38/229 ЛИН СО РАН письмом от 27.04.2017 N 15356-9317-339 в адрес Росимущества предоставлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 на электронном носителе.
По результатам рассмотрения обращений от 27.04.2017 N N 15356-9317-339, 15356-9317-298 об образовании земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Росимуществом в адрес ЛИН СО РАН письмом от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 было сообщено о неустранении замечаний в полном объеме, а именно:
1. не представлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, подготовленная в форме документов на бумажном носителе;
2. не представлены документы, позволяющие установить целесообразность и обоснованность раздела федерального земельного участка, возможность разделения земельного участка с соблюдением градостроительных регламентов, принципов сохранения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, обеспечения его рационального использования, доступа к землям общего пользования, а также согласования раздела правообладателями объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, в том числе заключение кадастрового инженера;
3. отсутствие в представленном пакете документов письменного согласия пользователя земельного участка Листвянского муниципального образования.
Также в письме от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 указано на то, что согласно выписке из протокола заседания Комиссии ФАНО России от 15.11.2016 N 24-РИ/16 в границах земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 площадью 42013 кв.м расположены объекты капитального строительства, принадлежащие на праве оперативного управления ФГБУН ЛИН СО РАН, Байкальскому музею ИНЦ, жилые дома, принадлежащие Листвянскому муниципальному образованию, а также на порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленный п. 1, 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением Росимущества об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, оформленным письмом от 09.06.2017 N ФПВ- 38/6625, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ЛИН СО РАН, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с частью 3 статьи 214 и частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, более десяти гектар принимает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) (п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").
Согласно пункту 4.1 типового положения о территориальном органе Росимущества, утв. утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, территориальные управления Росимущества могут осуществлять указанные полномочия исключительно по поручению Росимущества.
В соответствии с пунктом 4.1.18 указанного Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.4 названного кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, земельный участок, из которого при разделе, образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 11. 8 ЗК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, ЛИН СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 42013 кв.м., с кадастровым номером 38:06:030111:0093, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Академическая, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное строительство: под производственную жилую зону.
ЛИН СО РАН в порядке ст. 11.3 и п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ обратилось в Росимущество с заявлением от 12.12.2016 N 15356-9317-966 (представив 27.04.2017 дополнительные документы на письмо Росимущества от 13.01.2017) об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 с приложением схемы раздела земельного участка, согласно которой исходный земельный участок 38:06:030111:0093 разделен на три земельных участков: площадью 5937 кв.м. условный номер 38:06:030111:93 :ЗУ1 (землепользователь ЛИН СО РАН), 27941 кв.м. условный номер 38:06:030111:93:3у2 (землепользователь Байкальский музей), 8135 кв.м. условный номер 38:06:030111:93:3у3 (землепользователь Листвянское МО).
По мнению суда первой инстанции, ответчик фактически отказал заявителю в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, что следует из письма Росимущества от 09.06.2017 N ФПВ- 38/6625.
Согласно решению от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 в качестве одного из оснований отказа ЛИН СО РАН в разделе земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093 Росимуществом указано на непредставление схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, подготовленной в форме документов на бумажном носителе.
Суд первой инстанции признал данное основание, не соответствующим статье 11.10 ЗК РФ, поскольку согласно пунктам 6 и 11 ст. 11.10 ЗК РФ у юридического лица отсутствует обязанность осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка на бумажном носителе.
Отсутствие письменного согласия пользователя земельного участка Листвянского муниципального образования, отсутствие документов, позволяющих установить целесообразность и обоснованность раздела федерального земельного участка, указанные в качестве оснований оспариваемого решения Росимущества, судом первой инстанции также признаны неправомерными и не соответствующими положениям п.п 1 п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, принимая во внимание, что земельный участок находится в государственной собственности и предоставлен в на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному учреждению, такое согласие при образовании земельного участка от пользователя земельного участка Листвянского муниципального образования, не требовалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии вышеизложенных требований Росимущества положениям п. 19 ст. 11.10 ЗК РФ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с позицией ответчика об отсутствии документов, позволяющих установить возможность разделения земельного участка с соблюдением градостроительных регламентов, принципов сохранения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, обеспечения его рационального использования, доступа к землям общего пользования; на порядок образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ, п. 3 которой предусматривает, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Поскольку образуемый земельный участок, в частности: площадью 5937 кв.м. условный номер 38:06:030111:93 :ЗУ1 (землепользователь ЛИН СО РАН), 8135 кв.м. условный номер 38:06:030111:93:ЗУ3 (землепользователь Листвянское МО), расположен в границах территориальной зоны застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж-2), постольку суд признал, что образование таких земельных участков в силу подпункта 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а не на основании схемы расположения земельных участков.
Суд апелляционной инстанции с приведенной позицией суда первой инстанции согласиться не может по следующим мотивам.
Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя заявителя по делу, ЛИН СО РАН обратился в Росимущество с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Вместе тем, в заключительной части решения от 09.06.2017 ответчиком указано, что "Учитывая изложенное, Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:06:030111:0093, находящемся в пользовании ФГБУН ЛИН СО РАН, после устранения вышеуказанных замечаний.
Суд апелляционной инстанции полагает, что вывод ответчика в заключительной части оспариваемого решения нельзя расценить как решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
По мнению суда, указанная позиция ответчика фактически создает ситуацию правовой неопределенности, когда перечисляя выявленные недостатки в представленных документах, вместе с тем, формального отказа в утверждении схемы расположения земельного участка такое решение не содержит. Формально же можно расценить приведенную формулировку по аналогии с процессом как решение об оставлении заявления без движения с предложением устранить в неустановленный срок выявленные нарушения, что недопустимо.
Таким образом, в нарушение требований пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ ответчиком не принято одно из должных решений, а именно: решение об утверждении схемы расположения земельного участка или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Нельзя также признать обоснованной и правомерной позицию ответчика и суда первой инстанции, согласно которой Росимущество указывая на недостатки, связанные с рассмотрением заявления об утверждении схемы расположения земельных участков, одновременно указывает и на недостатки, связанные с отсутствием документов, позволяющих установить возможность разделения земельного участка с соблюдением градостроительных регламентов (пункт 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Такая позиция противоречит требованиям п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Кроме того, ранее в решении от 13.01.2017 таких оснований ответчиком также не приводилось.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в оспариваемом решении от 09.06.2017 и не приводится каких-либо правовых выводов относительно того, что образование спорных земельных участков в силу подпункта 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а не на основании схемы расположения земельных участков.
Исходя из статей 198, 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Аналогичная позиция изложена в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких установленных обстоятельствах следует признать, что оспариваемое решение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625 не соответствует приведенным положениям Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, и вследствие этого подлежит признанию недействительным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В части избрания правовосстановительной меры суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Полагая решение ответчика незаконным и фактически не рассмотренным заявление ЛИН СО РАН по существу, суд считает необходимым обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 27.04.2017 N N 15356-9317-339, 15356-9317-298 в соответствии с действующим законодательством в течение 30 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
На основании статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 февраля 2018 года по делу N А19-17662/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, решение межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 09.06.2017 N ФПВ-38/6625.
Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 27.04.2017 N N 15356-9317-339, 15356-9317-298 в соответствии с действующим законодательством в течение 30 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Взыскать с межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (ОГРН 1023801757540, ИНН 3811014433) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17662/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июля 2018 г. N Ф02-2588/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБУ науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае
Третье лицо: Администрация Листвянского муниципального образования - Администрация городского поселения, Федеральное агентство научных организаций, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Байкальский музей Иркутского научного центра"