г. Красноярск |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А33-20555/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" августа 2018года.
Полный текст постановления изготовлен "15" августа 2018года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт": Дутого К.Н., представителя по доверенности от 01.05.2017 N 12-2017,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоАудитИнвест":
Раменского А.П., представителя по доверенности от 01.11.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Энергоаудитинвест" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" мая 2018года по делу N А33-20555/2017, принятое судьёй Деревягиным М.В.
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - "Красноярскэнергосбыт") (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергоаудитинвест" (далее - "Энергоаудитинвест") (ИНН 2460241778, ОГРН 1122468059922) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за период с июля по октябрь 2016 года в размере 137 413 рубля 38 копеек.
Решением от 22.05.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что собственники жилых помещений приняли решение (протоколы внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирных домах по ул. Тотмина, 19 и ул. Томина, 25) вносить плату за коммунальные услуги в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации непосредственно в ресурсоснабжающие организации; прибор учета установлен только 10.02.2017; к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять формулу, приведенную в приложении к постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 14.08.2018.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца ее доводы отклонил.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с июля по октябрь 2016 года истец в отсутствие заключенного с ответчиком договора осуществлял поставку электроэнергии в места общего пользования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Красноярск, ул. Тотмина, д. 19, ул. Тотмина, д. 25, находящихся в управлении ответчика.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоаудитинвест" с 01.05.2016 управляет многоквартирными домами по ул. Тотмина, 19 и ул. Тотмина, 25 на основании протокола N 1 от 20.04.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Тотмина, 19 и договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016 (в отношении дома по ул. Тотмина, 19), на основании протокола N 5 от 20.03.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Тотмина, 25 и договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016 (в отношении дома по ул. Тотмина, 25).
В письмах от 22.06.2016 N 9, от 28.07.2017 N 215, от 16.10.2017 N 292 ответчик обращался к истцу о заключении договора с ООО "Энергоаудитинвест" на поставку коммунального ресурса в жилые дома по адресам: ул. Тотмина, 19, ул. Тотмина, 25, а также договора на отпуск и потребление электрической энергии мест общего пользования многоквартирными домами по ул. ул. Тотмина, 19, ул. Тотмина, 25, находящимися в управлении ответчика. Кроме того, в письме от 22.06.2016 N 9 ответчик указал, что жилой дом по адресу: ул. Тотмина, 25 находится в управлении ответчика с 10.05.2016, что жилой дом по адресу: ул. Тотмина, 19 находится в управлении ответчика с 27.05.2016.
Как указывает истец, в период с июля по октябрь 2016 года он осуществил поставку электроэнергии в места общего пользования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 19, ул. Тотмина, д. 25, находящихся в управлении ответчика, в объеме на общую сумму 137 413 рублей 38 копеек.
В отношении многоквартирного дома по ул. Тотмина, 19 расчет произведен на основании показаний прибора учета N 11000197, который допущен в эксплуатацию по акту допуска прибора учета в эксплуатацию N 015-170 от 15.03.2013. Из пояснений истца следует, что прибор учета был установлен в ТП в связи с невозможностью установки прибора учета во ВРУ жилых домов (акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 15.03.2013.
В отношении многоквартирного дома по ул. Тотмина, 25 расчет произведен по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета. Расчет произведен на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4283 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края" (данные нормативы включают в себя и освещение мест общего пользования).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с июля по октябрь 2016 года истец в отсутствие заключенного с ответчиком договора осуществлял поставку электроэнергии в места общего пользования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Красноярск, ул. Тотмина, д. 19, ул. Тотмина, д. 25, находящихся в управлении ответчика.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоаудитинвест" с 01.05.2016 управляет многоквартирными домами по ул. Тотмина, 19 и ул. Тотмина, 25 на основании протокола N 1 от 20.04.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Тотмина, 19 и договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016 (в отношении дома по ул. Тотмина, 19), на основании протокола N 5 от 20.03.2016 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Тотмина, 25 и договора управления многоквартирным домом от 01.05.2016 (в отношении дома по ул. Тотмина, 25).
В письмах от 22.06.2016 N 9, от 28.07.2017 N 215, от 16.10.2017 N 292 ответчик обращался к истцу о заключении договора с ООО "Энергоаудитинвест" на поставку коммунального ресурса в жилые дома по адресам: ул. Тотмина, 19, ул. Тотмина, 25, а также договора на отпуск и потребление электрической энергии мест общего пользования многоквартирными домами по ул. Тотмина, 19, ул. Тотмина, 25, находящимися в управлении ответчика. Кроме того, в письме от 22.06.2016 N 9 ответчик указал, что жилой дом по адресу: ул. Тотмина, 25 находится в управлении ответчика с 10.05.2016, что жилой дом по адресу: ул. Тотмина, 19 находится в управлении ответчика с 27.05.2016.
Следовательно, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30), отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому, несмотря на отсутствие между сторонами договора ресурсоснабжения, правоотношения по потреблению коммунального ресурса должны рассматриваться как договорные.
Отношения фактически сложившиеся между сторонами, являются отношениями по снабжению электрической энергией через присоединенную сеть, следовательно, регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а так же обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, права и обязанности, возникающие между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунального ресурса, квалифицируются как публичные правоотношения. В связи с чем, на основании части 4 указанной статьи при исполнении публичных договоров его стороны обязаны руководствоваться положениями правил, издаваемых Правительством Российской Федерации и уполномоченными его органами.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящимся в управлении названной организации.
Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя среди прочего - освещение помещений общего пользования.
Пунктом 16 Правил N 491 определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указывает истец, в период с июля по октябрь 2016 года истец осуществил поставку электроэнергии в места общего пользования многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 19, ул. Тотмина, д. 25, находящихся в управлении ответчика, в объеме на общую сумму 137 413 рублей 38 копеек.
В отношении многоквартирного дома по ул. Тотмина, 19 расчет произведен на основании показаний прибора учета N 11000197, который допущен в эксплуатацию на основании акта допуска прибора учета в эксплуатацию N 015-170 от 15.03.2013. Из пояснений истца следует, что прибор учета был установлен в ТП в связи с невозможностью установки прибора учета во ВРУ жилых домов (акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 15.03.2013.
В отношении многоквартирного дома по ул. Тотмина, 25 расчет произведен по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета. Расчет произведен на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4283 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края" (данные нормативы включают в себя и освещение мест общего пользования).
Материалами дела подтверждается факт поставки истцом на объекты ответчика в спорный период электрической энергии в объеме на общую сумму 137 413 рублей 38 копеек, отсутствие оплаты со стороны ответчика, наличие задолженности ответчика перед истцом в сумме 137 413 рублей 38 копеек.
При указанных обстоятельствах требование истца о взыскании суммы основного долга в размере 137 413 рублей 38 копеек правомерно признано судом первой инстанции обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что собственники жилых помещений приняли решение (протоколы внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирных домах по ул. Тотмина и ул. Томина, 25) вносить плату за коммунальные услуги в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации непосредственно в ресурсоснабжающие организации; прибор учета установлен только 10.02.2017; к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять формулу, приведенную в приложении к постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.
Довод ответчика о том, что собственники жилых помещений приняли решение (протоколы внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирных домах по ул. Тотмина и ул. Томина, 25) вносить плату за коммунальные услуги в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации непосредственно в ресурсоснабжающие организации рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" не производит начисления жителям за места общего пользования многоквартирных жилых домов, начисления производятся только за индивидуальное энергопотребление. Таким образом, ответчик не освобожден от оплаты коммунального ресурса в целом, в том числе за места общего пользования, отпущенного в жилые дома по ул. Тотмина, 19 и ул. Тотмина, 25.
Между собственниками помещений в жилых домах по ул. Тотмина, 19, ул. Тотмина, 25 и ООО "ЭнергоАудитИнвест" подписаны договоры управления многоквартирным домом от 01.05.2016, согласно пункта 2.2 которых управляющая организация по заданию собственников за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг. Согласно приложению N 2 к договорам управления многоквартирными домами по адресу ул. Тотмина, 19 и ул.Тотмина, 25 "Перечень работ и услуг по управлению общим имуществом" перечислены в том числе "заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями".
Таким образом, ответчик управлял данными домами в период июль - октябрь 2016 года. Данные обстоятельства, а именно факт управления ООО "ЭнергоАудитИнвест" с июля по октябрь 2016 года домами по ул. Тотмина, 19, ул. Тотмина, 25, были установлены судебными актами, вступившими в законную силу. ПАО "Красноярскэнергосбыт" обращалось в арбитражный суд с требованиями о взыскании задолженности к предыдущей управляющей компании ООО "КУЖФ Северо-Западная". Судебными актами по делам N /N А33-22642/2016 (июль 2016 года), А33-25152/2016 (август 2016 года), А33-27178/2016 (сентябрь 2016 года), А33-29337/2016 (октябрь 2016 года) взыскана задолженность за минусом задолженности по домам по ул. Тотмина, 19 и Тотмина, 25 в связи с переходом управления данными домами к новой управляющей компании ООО "ЭнергоАудитИнвест".
Согласно пункту 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящимся в управлении названной организации.
Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку электрическая энергия поставлялась в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "ЭнергоАудитИнвест", следовательно, исполнителем коммунальных услуг в отношении данных домов является управляющая организация.
Следовательно, ООО "ЭнергоАудитИнвест" являлся исполнителем коммунальных услуг по отношению к потребителям энергоресурса (собственникам помещений) и абонентом по отношению к энергоснабжающей организации.
Таким образом, в силу положений статей 154, 155, 157. 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания ООО "ЭнергоАудитИнвест" как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функционирования и обязанностей, с одной стороны должна предоставить коммунальные услуги собственникам и иным нанимателям в многоквартирном доме, в том числе услугу по электроснабжению, с другой - рассчитаться за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией (истцом), поставляемые в многоквартирный жилой дом.
Внесение потребителями коммунальных услуг платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не меняет схему договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов, поэтому управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
Из представленного истцом расчета следует, что по дому по ул. Тотмина, 19 расчет выполнен на основании показаний прибора учета N 11000197, предоставленных сетевой организацией.
Доводу ответчика о том, что прибор учета установлен только 10.02.2017, была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Указанный довод ответчика был обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку опровергается актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 15.03.2013 N 015-170, согласно которому на объекте по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, 19, инспектором ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в присутствии представителя потребителя Козловец В.Н., прибор учета N 11000197 допущен в эксплуатацию (место установки расчетного прибора учета: РУ-0,4 кВ ТП-230 руб. N 7). Указанный акт подписан потребителем без возражений. Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 15.03.2013 установка прибора учета во ВРУ жилого дома по адресу ул.Тотмина, 19 не возможна; требуется реконструкция ВРУ жилого дома.
Согласно п. 144 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения N 442) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимаюших устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимаюших устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Таким образом, основные положения N 442 допускают расчет платы за электрическую энергию по показаниям общедомовых приборов учета, расположенных не на границе балансовой принадлежности, с учетом корректировки на величину потерь электрической энергии на участке сетей от трансформаторных подстанций до внешних границ домов.
Поскольку техническая возможность установки приборов учета на границе балансовой принадлежности по домам, расчет задолженности по которым произведен истцом по показаниям приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, отсутствовала, истец обоснованно определил объем поставленной электрической энергии на основании показаний приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, за минусом потерь, имеющихся на участке сетей от трансформаторной подстанции до внешней стены многоквартирного дома.
Из ведомостей энергопотребления, представленных истцом в материалы дела, следует, что потребление электроэнергии домом по ул. Тотмина, 19 рассчитывается по общедомовому прибору учета, с которого "минусуется" индивидуальное потребление жилых квартир, а также потери, которые имеются на участке сетей от ТП до внешней границы стены многоквартирного дома.
Показания прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома по ул. Тотмина, 19 переданы сетевой организацией. Исходя из правовых положений, приведенных в пунктах 136, 162, 169, 171 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", данные по приборам учета абонента, переданные сетевой организацией гарантирующему поставщику, могут использоваться последним для определения объема потребленной электроэнергии.
Из представленного истцом расчета следует, что в отношении дома по ул. Тотмина, 25, где отсутствуют приборы учета, расчет выполнен по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На жилой дом ответчик не установил общедомовой прибор учета.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет объема потребленного энергоресурса по указанным домам произведен по нормативу потребления, утвержденному Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4238 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края", в связи с тем, что приборы учета в жилых домах отсутствуют.
Довод ответчика о том, что к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять формулу, приведенную в приложении к постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", является необоснованным, поскольку согласно подпункту "е" статьи 3 Постановления N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению, до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354). Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012, следовательно, с указанной даты приведенная в приложении к Правилам N 124 формула не подлежит применению.
В данном случае ответчик не предоставил расчет объема отпущенной на места общего пользования электрической энергии в жилой дом по ул. Тотмина, 25 за период с июля по октябрь 2016. Кроме того, определение объема поставляемого в дома коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с применением показаний индивидуальных приборов учета граждан, а не по нормативу, освобождает исполнителей коммунальных услуг от обязанности по оплате коммунального ресурса, израсходованного на содержание мест общего пользования, что противоречит законодательству.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5, 6 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4283 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края" норматив электроснабжения в жилых многоквартирных домах без лифтов, не оборудованных электрическими плитами (пункт 3), оборудованных электрическими плитами (пункт 4), с лифтом, не оборудованных электрическими плитами (пункт 5). оборудованных электрическими плитами (пункт 6) установлен с учетом освещения мест общего пользования.
Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2011 N 5514/11 содержится правовая позиция, согласно которой действующее законодательство (пункты 4, 10, 12 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных, постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006) предусматривает установление норматива в виде единой величины, то есть без выделения в его составе отдельной строкой норматива потребления электрической энергии внутри жилого помещения, нормативных технологических потерь, а также нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Поэтому лица, применяющие в расчетах норматив, не вправе выделять по своему усмотрению из единой величины, установленной уполномоченным органом, какую-либо его составляющую.
Расчет произведен на основании Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 г. N 9-4283 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края". Данные нормативы включают в себя и освещение мест общего пользования. Подробный расчет приведен в приложенных в материалы дела формах предоставления информации по жилому дому за июль-октябрь 2016, где по каждому объекту подробно приведены все необходимые сведения для расчета по нормативу - расписано количество комнат и количество человек, проживающих в помещениях, и выведен общий расход электроэнергии по нормативу по дому. Количество жильцов своевременно было предоставлено предыдущей управляющей компанией ООО "КУЖФ "Северо-Западная".
В ведомостях энергопотребления приведено потребление по жилому дому по ул. Тотмина, 25 от которого "минусуется" потребление граждан по индивидуальным приборам учета, таким образом, оставшаяся разница является потреблением мест общего пользования.
Таким образом, у ПАО "Красноярскэнергосбыт" имелись законные основания для произведения расчета за отпущенную в жилые дома по ул. Тотмина, 19 и ул. Тотмина, 25 электрическую энергию в отношении ответчика как управляющей организации.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" мая 2018года по делу N А33-20555/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.