г. Саратов |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А12-37937/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 февраля 2018 года по делу N А12-37937/2017 (судья Бритвин Д.М.)
по заявлению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200, 400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223, 400094, г. Волгоград, ул. 51-Й Гвардейской, 38)
о признании незаконным внесения записи,
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - Очнева А.Ю., действующего на основании доверенности от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - заявитель, Департамент муниципального имущества) с заявлением о признании незаконным внесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Фаворит"; обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда исключить сведения о прекращении деятельности ООО "Фаворит" в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
Решением от 12 февраля 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал в удовлетворении требований Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ООО "Фаворит"; об обязании исключить сведения о прекращении деятельности ООО "Фаворит" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Департамент муниципального имущества не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Департамент муниципального имущества извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.03.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя регистрирующего органа, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Фаворит" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда 20.09.2005, государственный регистрационный номер записи 1053477422371 и поставлено на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда в качестве налогоплательщика по месту его нахождения.
17 марта 2017 года ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда как регистрирующим органом вынесено решение N 990 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Фаворит" из ЕГРЮЛ.
Основанием для принятия данного решения послужили справки ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 13.03.2017 N 6496-0, N6496-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 13.04.2015) и отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
20 июля 2017 года ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда внесена в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за N 2173443419246 об исключении ООО "Фаворит" из Единого государственного реестра юридических лиц, как фактически прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа.
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, полагая незаконным и необоснованным решение регистрирующего органа о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку исключение юридического лица из ЕГРЮЛ лишает его права как кредитора по договору купли-продажи недвижимого имущества, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что регистрирующим органом соблюден порядок исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, установленный пунктами 2 - 4 статьи 21.1, пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Суд также указал, что при имеющейся возможности в условиях полного соблюдения налоговым органом порядка исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, заявителем право на подачу соответствующего заявления в регистрирующий орган не реализовано. Департамент также не воспользовался правом по своевременному взысканию с ООО "Фаворит" имеющейся задолженности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Из положений пункта 64.2 ГК РФ и пункта 21.1 Закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, если в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
При наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункту 21.1 Закона N 129-ФЗ).
При этом, непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются: документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Согласно пункту 21.1 Закона N 129-ФЗ одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
При этом согласно пункту 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного данной нормой, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого дарственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Судами установлено и следует из материалов дела, в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда поступили: справка N 6496-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и справка N 6496-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ООО "Ретро", по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
17 марта 2017 было принято решение N 990 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Фаворит" из ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям журнала "Вестник государственной регистрации" решение о предстоящем исключении ООО "Фаворит" ИНН 3443066736 было опубликовано в N 11(625) от 22.03.2017, часть 2, запись N 4395 в разделе "Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц" и имеет следующее содержание: Регистрирующий орган: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда Адрес: 400094, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 51-я Гвардейская. 38. Сообщает о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Принято решение N 990 от 17.03.2017 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" ОГРН 1053477422371, дата присвоения ОГРН: 20.09.2005, ИНН 3443066736.
Так же указано, что заявления с возражениями по исключению Общества из ЕГРЮЛ может быть подано в регистрирующий орган в течении трех месяцев со дня настоящей публикации.
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию по адресу, указанному в публикации, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "Фаворит".
Поскольку в течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением "Фаворит", налоговым органом 20.07.2017 в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 1053477422371 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 г. N 143-0-0, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с о статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012, N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N1033-О и др.), правовое регулирование, установленное вышеуказанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.
При этом заявитель не приводит никаких доводов относительно того, что не имел возможности подать соответствующее заявление в срок, установленный п. 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, по объективным, не зависящем от него причинам.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что судом первой инстанции неправомерно не учтено, что 16.03.2015 между ООО "Фаворит" и Департаментом заключен договор купли-продажи объекта муниципального имущества N 937в. В соответствии с пунктом 3.1. Договора оплата покупателем стоимости объекта недвижимости осуществляется с рассрочкой платежа в течении шести лет с даты заключения настоящего договора. До полной оплаты помещение находится в залоге у Продавца. До настоящего времени оплата полностью за объект недвижимости не осуществлена.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя в силу следующего.
В соответствии пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 39 Постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 сформирована правовая позиция о том, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.
Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, так же предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
При этом доказательств того, что ООО "Фаворит" в течение последних 12 месяцев осуществляло хозяйственную деятельность, является действующим юридическим лицом в материалы дела не представлено.
Ссылка Департамента на тот факт, что ООО "Фаворит" в указанный период осуществляло платежи по договору отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно представленным документам платежи осуществлялись исключительно Плечиковой А.О. (л.д. 67-81).
Учитывая, что регистрирующим органом соблюден установленный Законом о государственной регистрации порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, учитывая, что само по себе наличие у общества непогашенной задолженности не препятствует исключению общества из ЕГРЮЛ в административном порядке, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Департамента муниципального имущества администрации Волгограда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 февраля 2018 года по делу N А12-37937/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.