город Ростов-на-Дону |
|
20 апреля 2018 г. |
дело N А32-37560/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Винарт-Новороссийск": Малова О.Ю., паспорт, по доверенности от 10.01.2018 N 03,
от МРУ РАР по ЮФО: Хомякова Ж.А., удостоверение, по доверенности от 28.12.2017 N дов3-74,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2018 по делу N А32-37560/2017,
принятое судьей Меньшиковой О.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск" (далее - ООО "Винарт-Новороссийск") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2017 N 09-17/914 о привлечении ООО "Винарт-Новороссийск" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением от 21.02.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Винарт-Новороссийск" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обществом не допущено правонарушения в части времени фиксации в ЕГАИС сведений о поставке алкогольной продукции, нарушения в ЕГАИС допущены получателями продукции, которыми ошибочно формировались Акты отказа; дата, указанная в правой части справки Б указан грузоотправителем и подтверждена грузополучателем - перевозчиком и является датой передачи груза перевозчику. Заявитель полагает допущенное правонарушение малозначительным и возможным применить к нему меру ответственности в виде предупреждения.
Представитель ООО "Винарт-Новороссийск" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель МРУ РАР по ЮФО в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки ООО "Винарт-Новороссийск", проведенной в период с 07.08.2017 по 11.08.2017 (приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО "Винарт-Новороссийск" от 31.07.2017 N 700) по адресу, указанному в лицензии от 16.05.2016 N 233АП0005497 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции: Россия, 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Луначарского, 29А, должностными лицами МРУ РАР по ЮФО установлено, что ООО "Винарт-Новороссийск" допущено нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте в период с 30.09.2016 по 30.06.2017, которое заключается в следующем:
1) в части несвоевременной фиксации информации о поставках (отгрузке) и закупках алкогольной продукции:
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 10.01.2017 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Мираж-1" (ИНН 2315041981) по ТТН N 807201 от 05.01.2017, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 21.02.2017 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Юнион" (ИНН 2315138870) по ТТН N 810733 от 14.02.2017, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 01.03.2017 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Провизион" (ИНН 2301055335) по ТТН N 810836 от 22.02.2017, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 27.01.2017 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Тоша" (ИНН 23151226064) по ТТН N 808177 от 18.01.2017, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 10.04.2017 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Мекс" (ИНН 2301056850) по ТТН N 816413 от 07.04.2017, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 05.06.2017 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Олимп" (ИНН 2301057621) по ТТН N 823398 от 02.06.2017, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 20.02.2017 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО фирма
"Антарес-М" (ИНН 2301035106) по ТТН N 810822 от 15.02.2017, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 08.11.2016 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО МХО "Рассвет" (ИНН 2315010334) по ТТН N 800160 от 01.11.2016, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 01.12.2016 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Слива" (ИНН 2304063824) по ТТН N 802857 от 24.11.2016, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 02.11.2016 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "ЛаВеранда" (ИНН 2301076053) по ТТН N 798922 от 20.10.2016, то есть после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 22.11.2016 зафиксирована информация о поставке алкогольной продукции в адрес ООО "Алкоцентр" (ИНН 2312204042) по ТТН N 801634 от 15.11.2016, т.е. после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 18.05.2017 зафиксирована информация о закупке алкогольной продукции у ООО "Виноградная компания "Форт" (ИНН 7721534883) по ТТН N 14594 от 05.05.2017, согласно вышеуказанной ТТН ООО "Винарт-Новороссийск" фактически получило алкогольную продукцию на склад 06.05.2017 (согласно разделу "Погрузочно-разгрузочные операции" транспортного раздела, ООО "Винарт-Новороссийск" получила алкогольную продукцию на обособленное подразделение (склад) 06.05.2017), то есть товарно-транспортная накладная зафиксирована после фактического получения алкогольной продукции в полном объеме, в соответствии с сопроводительными документами - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 04.07.2017 зафиксирована информация о закупке алкогольной продукции у ЗАО "Д Дистрибьюшен" (ИНН 7705716967) по ТТН N 1043803329 от 27.06.2017, согласно вышеуказанной ТТН ООО "Винарт-Новороссийск" фактически получило алкогольную продукцию на склад 27.06.2017, то есть товарно-транспортная накладная зафиксирована после фактического получения алкогольной продукции в полном объеме, в соответствии с сопроводительными документами - поставщика продукции;
* согласно сведениям из ЕГАИС "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" 13.06.2017 зафиксирована информация о закупке алкогольной продукции у ООО "Вайн Стайл" (ИНН 7751505519) по ТТНN 12952 от 03.06.2017, согласно вышеуказанной ТТН ООО "Винарт-Новороссийск" фактически получило алкогольную продукцию на склад 03.06.2017, то есть товарно-транспортная накладная зафиксирована после фактического получения алкогольной продукции в полном объеме, в соответствии с сопроводительными документами - поставщика продукции;
2) в части недостоверной информации в ЕГАИС сведений о списании алкогольной продукции:
- согласно, представленному обществом Акту о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей N 807186 от 09.01.2017 ООО "Винарт-Новороссийск" осуществлено списание алкогольной продукции на складе; вместе с тем, в ЕГАИС "Отчет об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" дата Акта о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей N 807186 от 09.01.2017, по которому было осуществлено списание алкогольной продукции на складе, отражена неверно, а именно, 05.01.2017;
- согласно, представленному ООО "Винарт-Новороссийск" Акту о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей N 809435 от 06.02.2017 осуществлено списание алкогольной продукции на складе; вместе с тем, в ЕГАИС "Отчет об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ООО "Винарт-Новороссийск" неверно отражена дата Акта о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей N 809435 от 06.02.2017, по которому было осуществлено списание алкогольной продукции на складе, а именно, указана дата 31.01.2017;
3) в части нефиксации информации о списании алкогольной продукции:
- согласно Отчетам об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Винарт-Новороссийск" не зафиксировано в ЕГАИС списание алкогольной продукции по причине боя в общем объеме 3,1822 дал. Согласно актам о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей от 30.09.2016 N 796470 (в объеме 1,21 дал), от 29.12.2016 N 806781 (в объеме 1,6 дал.), от 30.03.2017 N 815250 (в объеме 0,3722 дал).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО в отношении ООО "Винарт-Новороссийск" составлен протокол об административном правонарушении от 11.08.2017 N 09-17/914 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 18.08.2017 N 09-17/914 о привлечении ООО "Винарт-Новороссийск" к административной ответственности в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171 -ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций определяются Правительством Российской Федерации.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) утверждены Постановлением Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются уполномоченным органом.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149.
В соответствии с абзацем первым пункта 5.1.1. Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции; также согласно пункту 5.1.1 Приложения N5 приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, до создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
В соответствии с абзацем первым пункта 5.2.1. Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений) - в день фактического получения продукции.
Согласно абзацу первому пункта 5.4.1 Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации Акта о браке продукции представляется организациями по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), в течение рабочего дня после установления факта брака продукции.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено, что в нарушение приведенных положений законодательства, ООО "Винарт-Новороссийсйк" осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного порядка учета.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ, является доказанным.
Имея возможность для недопущения нарушения порядка учета оборота алкогольной продукции, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.19 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств принятия всех необходимых мер по соблюдению установленного порядка учета оборота алкогольной продукции.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что обществом не допущено правонарушения в части времени фиксации в ЕГАИС сведений о поставке алкогольной продукции, нарушения в ЕГАИС допущены получателями продукции, которыми ошибочно формировались Акты отказа.
Общество указывает, что в связи с отказами, оно повторно отправляло сведения о поставке продукции, которым присваивался повторно идентификатор накладной.
Положения Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 и постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 не предусматривают отмену ранее зафиксированной в ЕГАИС заявки о фиксации ТТН без оформления организациями покупателями заявки о фиксации в ЕГАИС информации о возврате товара.
ООО "Винарт-Новороссийск" подтверждает, что вышеуказанные контрагенты не оформляли акты разногласий и алкогольная продукция по ТТН в адрес ООО "Винарт-Новороссийск" не возвращалась, возвратные товаротранспортные накладные не оформлялись, исправления в ТТН не вносились.
При этом сведения, подтверждающие фиксацию в ЕГАИС информацию об отгрузке алкогольной продукции по вышеперечисленным ТТН до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции, ООО "Винарт-Новороссийск" не представлены.
Фиксация документов в ЕГАИС осуществляется с использованием программного обеспечения "Универсальный транспортный модуль".
Согласно пояснениям Управления, с выходом УТМ версии 2.0.3 упрощена процедура урегулирования ситуаций, связанных с ошибочной фиксацией документов. Участникам алкогольного рынка представлена возможность самостоятельно распроводить акты подтверждения, отказа, постановки на баланс в соответствии с пунктом 1.11 технической документации.
Даже если документооборот по ТТН уже завершен (накладная была отказана, подтверждена или проведена с расхождениями), грузополучатель может отменить свое первоначальное решение.
Таким образом, Управление подтверждает, что именно на грузополучателе лежит обязанность принять либо не принять товарно-транспортную накладную, отправленную ООО "Винарт-Новороссийск" в порядке и сроки, предусмотренные Приказом от 21.05.2014 N 149, с учетом технических требований для использования программного обеспечения "Универсальный транспортный модуль" (УТМ).
В соответствии с абз. 3 п. 32 постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 организациям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, в срок, не позднее 10 рабочих дней со дня передачи запроса о предоставлении соответствующей информации.
ООО "Винарт-Новороссийск" не обосновало причины, по которым оно не обратилось в органы Росалкогольрегулирование с соответствующим заявлением о том, что его контрагенты (грузополучатели) не подтверждают отправленную Обществом ТТН.
Общество отозвало ранее зафиксированные ТТН и впоследствии повторно зафиксировало ТТН по соответствующим контрагентам с нарушением сроков фиксации сведений об отгрузке алкогольной продукции в БГАИС.
Указанное поведение общества, являющегося профессиональным участником рынка алкогольной продукции, не может быть признано добросовестным, и не свидетельствует о принятии обществом всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения.
В апелляционной жалобе общество также указывает, что дата, указанная в правой части справки Б внесена грузоотправителем и подтверждена грузополучателем - перевозчиком и является датой передачи груза перевозчику.
Доводы общества о том, что согласно первичным документам, получение продукции соответственно 06.05.2017, 27.06.2017 и 03.06.2017 произошло только представителями перевозчиков, тогда как продукция была доставлена на склад Общества 17.05.2017, 04.07.2017 и 13.06.2017 по каждой ТТН, опровергаются представленными первичными документами.
Согласно транспортному разделу ТТН N 14594 от 05.05.2017 в графе "дата прибытия" по операции "разгрузка" стоит 06.05.2017. Эта же дата стоит на каждой справке Б к данной ТТН в разделе "получатель".
Согласно справкам Б к ТТН N 1043803329 от 27.06.2017 в разделе "получатель" стоит дата 27.06.2017.
Согласно справкам Б к ТТН N 12952 от 03.06.2017 в разделе "получатель" стоит дата 03.06.2017.
Таким образом, данные первичных документов и информации в ЕГАИС подтверждают факт нарушения сроков фиксации при получении продукции.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является нарушение установленного нормативного порядка учета информации о реализуемой алкогольной продукции.
В силу статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Нарушение установленного государством порядка учета оборота алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении возможных материальных последствий в виде неуплаченных в бюджет налогов, допуска в оборот некачественной алкогольной продукции (доказательств отсутствия данных последствий в материалах дела не имеется), но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Административное наказание назначено обществу в размере 150 000 рублей, что соответствует минимальной санкции ст. 14.19 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 150 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 150 000 рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены назначенного обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Общество указывает, что является малым предприятием.
В силу статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что допущенное обществом правонарушение в виде нарушения порядка фиксации в ЕГАИС операций оборота алкогольной продукции представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 74-0, от 24.04.2002 N 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Таким образом, нарушение порядка и сроков фиксации объемов оборота алкогольной продукции создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. Совершенное обществом правонарушение препятствует осуществлению надлежащего государственного контроля в части отслеживания легальности оборота алкогольной продукции, который в том числе обусловлен необходимостью защиты жизни и здоровья граждан (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П).
При таких обстоятельствах, основания для замены административного наказания предупреждением отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 21.02.2018 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Государственная пошлина, уплаченная при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возврату заявителю на основании ст. 208 АПК РФ, ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 февраля 2018 года по делу А32-37560/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Винарт-Новороссийск" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.