г. Санкт-Петербург |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А42-8823/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную ТСЖ "Карла Маркса-61" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2018 по делу N А42-8823/2017 (судья Кушниренко В.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Товарищество собственников жилья "Карла Маркса - 61" (183025 г.Мурманск, ул. Карла Маркса, д.61, оф.63, ОГРН 1105190010067, ИНН 5190922105, далее -Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее - административная комиссия) по делу N 965/07-05 от 04.10.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО), и прекращении производства по делу.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 19.01.2018 в удовлетворении заявления отказано, в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу N А42-8823/2017 прекращено.
Не согласившись с указанным решением суда, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.08.2017 сотрудниками Управления Октябрьского административного округа города Мурманска выявлено наличие несанкционированных надписей на фасаде дома N 61 по улице Карла Маркса.
Результаты осмотра отражены в акте от 16.08.2017 N 1559 и приложенных к нему фототаблице и видеозаписи, которые переданы в Отдел по контролю за исполнением административного законодательства (далее - Отдел) для составления в отношении Товарищества протокола об административном правонарушении.
Установив, что собственниками многоквартирного дома (МКД) N 61 по улице Карла Маркса в г. Мурманске принято решение по выбору способа управления МКД путем управления товариществом собственников жилья - ТСЖ "Карла Маркса - 61" (согласно информации, размещенной на официальном сайте Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска: http://kpjp.ru/infmkd.html) и усмотрев в действиях (бездействии) Товарищества нарушение пунктов 9.3.5, 9.3.7, 9.3.10.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 и действовавших в период проведения проверки, главным специалистом Отдела в отношении Товарищества 18.09.2017 составлен протокол N 26-11-03/833 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Протокол с материалами дела об административном правонарушении передан в административную комиссию для рассмотрения по подведомственности.
Рассмотрев материалы дела, административная комиссия постановлением по делу N 965/07-05 от 04.10.2017 привлекла Товарищество к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 2 Закон N 401-01-ЗМО предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.
Под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (Примечание к статье 2 Закона N 401-01-ЗМО).
Общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территорий муниципального образования город Мурманск для создания безопасной, удобной и привлекательной среды установлены Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 (далее - Правила благоустройства N 68-971).
Содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их ремонту и восстановлению, обязаны обеспечивать юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, которым данные объекты и элементы благоустройства переданы в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, безвозмездное срочное пользование, на праве ограниченного пользования либо ином законном праве, в соответствии с законодательством (далее также - собственники, правообладатели) (пункт 9.1.10).
Физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам (пункт 9.2.49).
Ремонт, переустройство фасадов зданий и сооружений, связанные с заменой или устройством отдельных его деталей или элементов (козырьков, навесов, крылец, ступеней, приямков, решеток на окнах, остекления лоджий, балконов, дверных и оконных заполнений, облицовки, оконных, дверных или арочных проемов и других), окраска фасадов должны осуществляться в соответствии с архитектурным решением фасада (пункт 9.3.5).
Собственники (правообладатели) зданий и сооружений обязаны, помимо прочего: систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов; очищать фасады от самовольно размещенных на них объявлений, афиш, рекламных и агитационных материалов, надписей, рисунков, других графических изображений, а также от самовольно размещенных на фасадах предметов (пункт 9.3.7).
Как верно указал суд первой инстанции, Товарищество, являясь ответственным за надлежащее состояние и содержание фасада многоквартирного дома N 61 по ул. Карла Маркса города Мурманска, обязано своевременно предпринимать меры по надлежащей очистке указанного фасада от несанкционированных (самовольно нанесенных) надписей и рисунков.
При этом при осуществлении своей деятельности по управлению многоквартирными домами Товарищество обязано руководствоваться муниципальными Правилами как лицо, ответственное за содержание общего имущества управляемых домов, и как специальный правообладатель этого имущества в смысле Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Ненадлежащее выполнение этой обязанности установлено административным органом и подтверждено материалами дела, в том числе актом от 16.08.2017 N 1559, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 18.09.2017 N26-11-03/833.
Таким образом, факт нарушения Товариществом требований Правил благоустройства N 68-971 установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Товариществом правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания Товариществу судом учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, и применена ответственность, в виде предупреждения, отвечающая целям и принципам административной ответственности.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории поселения, включая озеленение территории, отнесена к вопросам местного значения (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2).
В статье 2 названного Федерального закона определено, что под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Таким образом, поскольку Товариществом допущены нарушения требований муниципальных нормативных правовых актов, за которые законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, квалификация административной комиссией выявленных нарушений по статье 2 Закона N 401-01-ЗМО, является правомерной.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.10.2017 г. N 40-712 приняты новые Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, которые также не устраняют обязанность соответствующих субъектов по надлежащему содержанию фасадов.
Согласно пункту 5.2.10.15 названных Правил собственники объектов либо организации, эксплуатирующие объекты, осуществляют их очистку от графических рисунков и надписей, щитов, стендов, картона, ткани, газет, афиш, объявлений, листовок, плакатов, осуществляют демонтаж рекламных и информационных конструкций, штендеров, аэростатов и надувных пневмофигур, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы оборудования, размещенного (нанесенного) на таких объектах в нарушение требований пункта 5.2.10.14 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 5.2.10.17.1 Правил разрешается использование оформления уличным искусством стен, заборов и других поверхностей при наличии согласия собственника(ов) этих объектов, собственников помещений в многоквартирном доме, на котором планируется нанесение изображений, а также при согласовании эскиза изображения структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере градостроительства и территориального развития.
Оформление уличным искусством допускается на глухих (торцевых) стенах жилых домов, глухих заборах и брандмауэрах, подпорных стенках, ограждениях вокруг контейнерных площадок, мусорных контейнеров, гаражах, сооружениях инженерной инфраструктуры (комплектных трансформаторных подстанций, котельных и иных подобных сооружениях) - пункт 5.2.10.17.2 Правил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорная надпись на фасаде является санкционированным общим собранием собственников уличным искусством, отклоняется судом, как не подтвержденные материалами дела.
Протоколом общего собрания собственников от 26.05.2012 г. N 7 зафиксировано принято собственниками решение по четвертому вопросу повести для - поручить ТСЖ привлечь художника-граффитиста и нанести защитный рисунок на торцевую часть фасада.
Вместе с тем, ни цветовое, ни графическое решение рисунка собственниками не утверждалось.
К тому же, как видно из прилаженных к делу фото и видео материалов, на фасаде имеется два изображения, не сочетаемые друг с другом.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2018 по делу N А42-8823/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Карла Маркса - 61" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.