город Самара |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А55-32080/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Шадриной О.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зародовым М.Ю., с участием: от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области - представитель Фомина А.А., доверенность от 29.11.2016, от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2018 (судья Балькина Л.С.) по заявлению Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области об изменении способа и порядка исполнения судебного акта по делу N А55-32080/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальный сервис" к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании долга и неустойки, третье лицо: Муниципальное образование городского округа Кинель Самарской области в лице Администрации городского округа Кинель Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальный сервис" (далее - ООО УК "Коммунальный сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик 1, ТУ Росимущества в Самарской области), Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2), Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 3) о взыскании 44 109 руб. 78 коп. долга и 11 354 руб. 64 коп. неустойки за период с 11.07.2015 по 10.05.2017 (с учетом изменения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование городского округа Кинель Самарской области в лице Администрации городского округа Кинель Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017, иск к ответчику 1 удовлетворен, а к ответчикам 2, 3 оставлен без рассмотрения.
На основании вступившего в законную силу решения суда 28.06.2017 выдан исполнительный лист серии ФС 020574394.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 оставлены без изменения.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области), как орган, исполняющий решение, 22.12.2017 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения от 28.06.2017 по настоящему делу.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2018 в удовлетворении заявления отказано.
УФК по Самарской области обжаловало судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе УФК по Самарской области просит определение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2018 отменить, заявление удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить определение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Росимущество.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из изложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.
Судом первой инстанции установлено, что имущество, за которое были взысканы денежные средства, является казной Российской Федерации, оно не является собственностью Территориального управления, в связи с чем денежные средства не могут быть взысканы с лица, являющегося представителем собственника в лице государства.
Таким образом, требования истца фактически заявлены к Российской Федерации, интересы которой представляет в суде уполномоченный орган Территориальное управление Росимущества.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 этого кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично- правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически взысканная денежная сумма подлежит взысканию исключительно за счет казны Российской Федерации, а во-вторых не имеет значения были ли выделены денежные средства распорядителю бюджетных средств, поскольку Территориальным управлением не были исполнены соответствующие обязательства.
Ссылки заявителя на выделение ответчику денежных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств, судом первой инстанции отклонены, поскольку Территориальное управление, как любой другой государственный орган, расходует выделенные денежные средства исключительно в соответствии с государственными контрактами, заключаемыми по результатам проведенных конкурентных процедур (аукционов, запросов котировок и т.д.). Закон не предусматривает возможность расходования выделенных бюджетных средств по судебным актам, вынесенным не в пользу органов власти.
Как следует из содержания рассматриваемого заявления, заявитель не согласен с содержанием решения в той части, которая указывает на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации, то есть фактически заявитель не просит изменить порядок и способ исполнения решения, а просит изменить содержание решения, его резолютивной части, что не предусмотрено законом и противоречит принципу правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 125, 214, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое определение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 2 февраля 2018 года по делу N А55-32080/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32080/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Коммунальный сервис"
Ответчик: Министерство Обороны Российской Федерации, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны рФ
Третье лицо: Муниципальное образование городского округа Кинель Самарской области в лице Администрации городского округа Кинель Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35078/18
25.04.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4008/18
26.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27570/17
28.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10626/17
28.06.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-32080/16