г. Пермь |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А60-54937/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Балдина Р.А., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бояршиновой М.А.,
при участии:
от истца: Дегтярев О.Ю., доверенность от 04.04.2017, паспорт,
от ответчика: Пиликина А.А., доверенность от 01.03.2018, паспорт; Крылосов А.В., доверенность от 01.03.2018, паспорт,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 февраля 2018 года
по делу N А60-54937/2017, принятое судьей Биндером А.Г.,
по иску ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (ОГРН 1097799041482, ИНН 7710478130)
к союзу саморегулируемой организации "Региональная строительная ассоциация" (ОГРН 1096600002960, ИНН 6672302532)
об обязании передать документацию, взыскании денежных средств,
установил:
ассоциация "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - истец, ассоциация "Национальное объединение строителей") обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к союзу саморегулируемой организации "Региональная строительная ассоциация" (далее - ответчик, ССРО "РЕСТРА") о об обязании передать заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций; обязании передать 1333 дела в отношении лиц, являвшихся членами и прекративших членство; о взыскании 324 796 887 руб. 36 коп. (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшения требований).
Решением суда от 05.02.2018 исковые требования удовлетворены частично. На ССРО "РЕСТРА" возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения передать ассоциации "Национальное объединение строителей" заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений об ответчике из государственного реестра саморегулируемых организаций, а также все дела в отношении лиц, являвшихся членами и прекративших членство в ССРО "РЕСТРА". В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в части взыскания денежных средств компенсационного фонда. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывая на сведения, представленные ССРО "РЕСТРА" 15.08.2017 в ассоциацию "Национальное объединение строителей", заявитель полагает, что ответчиком не исполнена в полном объеме обязанность по перечислению средств компенсационного фонда в размере 319 946 887 руб. 36 коп.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил приведенные в ней доводы.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 24.04.2018 отказано в удовлетворении устного ходатайства истца об истребовании документов у ответчика и сервиса Контур.Крипто на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку указанное ходатайство в суде первой инстанции не заявлялось и истцом не обоснована невозможность подачи соответствующего ходатайства в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку истцом в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда (в части имущественного требования), арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Возражений против этого от сторон не поступило.
Как следует из материалов дела, ССРО "РЕСТРА" в период с 24.12.2009 по 15.08.2017 являлась саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, обладающей правом выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и ч. 12 ст. 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 15.08.2017 N СП-79 сведения об ССРО "РЕСТРА" исключены 15.08.2017 из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - государственный реестр саморегулируемых организаций).
В связи с утратой статуса саморегулируемой организации у ССРО "РЕСТРА" возникла обязанность передать в ассоциацию "Национальное объединение строителей" заверенную копию реестра и дела членов саморегулируемой организации, а также перечислить на специальный банковский счет ассоциации "Национальное объединение строителей" средства компенсационного фонда.
В соответствии с п. 3 Приказа Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций" Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение трех рабочих дней с даты регистрации уведомления Ростехнадзора об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций направляет в такую организацию обращение, содержащее, в том числе, требование о представлении заверенной копии реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Указанное уведомление Ростехнадзора зарегистрировано ассоциацией "Национальное объединение строителей" 23.08.2017 N 01-15457/17.
Ассоциация "Национальное объединение строителей" направила в адрес ССРО "РЕСТРА" письмо от 24.08.2017 N 03-02/1-7985/17, содержащее требование о передаче заверенной копии реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений об ответчике из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Обязанности по передаче копии реестра и дел ССРО "РЕСТРА" не исполнены, платежными поручениями от 29.08.2017 N 000001 на сумму 9 738 655 руб. 66 коп., от 30.08.2017 N 000002 на сумму 59 850 000 руб. 00 коп., от 30.08.2017 N 000003 на сумму 68 364 456 руб. 98 коп., от 13.10.2017 N 000001 на сумму 300 000 руб. 00 коп. ССРО "РЕСТРА" перечислила на банковский счет ассоциации "Национальное объединение строителей" денежные средства, составляющие компенсационный фонд, в размере 138 253 112 руб. 64 коп. Денежные средства ассоциацией "Национальное объединение строителей" получены.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ССРО "РЕСТРА" обязательств по передаче копии реестра и дел членов саморегулируемой организации, а также по перечислению средств компенсационного фонда, ассоциация "Национальное объединение строителей" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя неимущественные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 55, 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр и исходил из отсутствия в материалах дела доказательств исполнения ответчиком обязательств в указанной части, правомерности заявленных требований. При этом, принимая во внимание представленные в дело доказательства, суд счел необходимым обязать ответчика передать истцу все имеющиеся у него дела в отношении лиц, являвшихся членами и прекративших членство в ССРО "РЕСТРА".
Отказывая в удовлетворении имущественных исковых требований, арбитражный суд исходил из недоказанности требований в данной части.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 14 ст. 55.16 ГрК РФ в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций.
Согласно ч. 9 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в редакции от 27.11.2017) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным ч. ч. 1-4 ст. 55.4 ГрК РФ, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с ч. ч. 10 и 12 ст. 55.16 ГрК РФ. В случаях, установленных ч. ч. 2 и 4 ст. 55.4 ГрК РФ, в указанный в настоящей части срок, такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. ч. 11 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации (ч. 10 ст. 3.3 Закона N 191-ФЗ).
Согласно ч. 12 ст. 3.3 Закона N 191-ФЗ средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного ч. 13 настоящей статьи.
Судом установлено, что поскольку формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств предусмотрено только в случае поступления соответствующих заявлений от участников СРО, решение о его формировании было принято ответчиком 29.06.2017 после поступления соответствующих заявлений, что подтверждено протоколом заседания правления ССРО "РЕСТРА" от 29.06.2017 N 437. Решение о формировании компенсационного фонда возмещения вреда было утверждено на общем собрании участников ССРО "РЕСТРА" 26.08.2016, что также подтверждается соответствующим протоколом.
Таким образом, в соответствии с изменениями градостроительного законодательства, компенсационный фонд ССРО "РЕСТРА" был реформирован в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд договорных обязательств. Взносы вышедших и исключенных из ССРО "РЕСТРА" членов были направлены в компенсационный фонд договорных обязательств, взносы же действующих членов саморегулируемой организации были направлены в компенсационный фонд возмещения вреда.
Денежные средства, поступившие в ССРО "РЕСТРА" в качестве взносов в эти фонды, были перечислены истцу, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
По мнению истца, денежные средства были перечислены ответчиком не в полном объеме. Из содержания искового заявления следует, что при определении цены иска, ассоциация "Национальное объединение строителей" руководствовалась исключительно письмом истца от 17.05.2017 N 91, в котором содержится неподтвержденная информация об общей структуре денежных средств ССРО "РЕСТРА". Согласно доводам истца, размер денежных средств, входящих в компенсационный фонд, составил 463 050 000 руб. 00 коп. Впоследствии истцом представлены письменные пояснения, в которых содержится утверждение о том, что согласно сведениям, представленным ответчиком в виде реестра членов в НОСТРОЙ 15.08.2017, совокупный размер компенсационных фондов на момент исключения сведений об ответчике из государственного реестра саморегулируемых организаций составлял 457 950 000 руб. 00 коп. По утверждению истца, указанные сведения о реестре членов ССРО "РЕСТРА" по состоянию на 15.08.2017 подписаны цифровой подписью ССРО "РЕСТРА" (сведения приложены к пояснениям). При этом из содержания протокола проверки электронной подписи, также приложенного к пояснениям, следует, что под документом поставлена 1 подпись, которая "не подтверждена".
В материалы дела ответчиком представлена копия акта проверки ССРО "РЕСТРА" от 11.08.2017, которая проводилась Ростехнадзором и непосредственно предшествовала исключению ответчика из реестра саморегулируемых организаций. Указанным актом проверки установлено, что документально подтвержден размер компенсационного фонда ССРО "РЕСТРА" в сумме 129 554 523 руб. 98 коп. Из содержания представленного ответчиком перечня членов ССРО "РЕСТРА", взносы которых перечислены ассоциация "Национальное объединение строителей", следует, что в перечне содержится информация о 378 членах, совокупный размер взносов которых составил 138 550 000 руб. 00 коп.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что средства компенсационного фонда, сформированного ответчиком, перечислены не в полном объеме.
При этом суд указал, что доводы истца основаны в большей степени на поступившей от ответчика информации, должная проверка которой истцом не производилась.
Исходя из положений градостроительного законодательства, размер компенсационного фонда саморегулируемой организации определяется исходя из суммы уплаченного взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации каждым членом такой организации. При этом обязанность по уплате взносов, в редакции ГрК РФ, действовавшей до 01.01.2017, возникала после принятия в члены организации (ст. 55.6 ГрК РФ), но до выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.17 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2017), в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о выдаче члену саморегулируемой организации данного свидетельства и направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление о выдаче данного свидетельства. В день принятия соответствующего решения саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства и направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление о принятом решении. Национальное объединение саморегулируемых организаций при получении таких сведений направляет их в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.17 ГрК РФ (в действующей редакции), в день вступления в силу решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация размещает такое решение на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого она является, уведомление о принятом решении. В случае принятия иного решения в отношении члена саморегулируемой организации саморегулируемая организация в день принятия такого решения размещает такое решение на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации соответствующие сведения в отношении такого члена саморегулируемой организации или вносит изменения в сведения, содержащиеся в указанном реестре, и направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление о принятом решении.
Исходя из вышеприведенной нормы (как в действующей, так и предыдущей редакции), ответчик должен был направлять истцу либо уведомление о выдаче каждого свидетельства о допуске (до 01.07.2017), либо уведомление о вступлении в силу каждого решения о приеме в члены организации (после 01.01.2017).
Таким образом, истец, осуществив проверку и обобщение поступивших от ответчика уведомлений, имел возможность установить размер фактически сформированных компенсационных фондов и представить доказательства превышения (в случае выявления превышения) такого размера над суммой перечисленных ответчиком денежных средств, однако таких доказательств истцом не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд правомерно не установил оснований для удовлетворения имущественных требований истца ввиду недоказанности требований в данной части.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Указания апеллянта не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 февраля 2018 года по делу N А60-54937/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.