г. Пермь |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А50-24200/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.
при участии:
от заявителя Министерства социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689, ИНН 5902290642) - Веселкова М.Г., паспорт, доверенность от 20.09.2017; Зуев М.В., паспорт, доверенность от 20.11.2017;
от Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) - Кетов В.А., удостоверение, доверенность от 28.12.2017;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 января 2018 года
по делу N А50-24200/2017,
принятое судьей Вавиловой Н.В.
по заявлению Министерства социального развития Пермского края
к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерству финансов Российской Федерации
о признании недействительным представления от 23.05.2017 N 68-10/10 в части пунктов 1-6,
установил:
Министерство социального развития Пермского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - УФК по Пермскому краю) об оспаривании представления от 23.05.2017 N 68-10/10 в части пунктов 1-6, к Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным приказа от 22.06.2017 N 471 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пермского края (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).
19.12.2017 судом вынесены определения о выделении части требований к Министерству финансов Российской Федерации в отдельное производство N А50-44734/2017 и передаче этого дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 января 2018 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным представление УФК по Пермскому краю от 23.05.2017 N 68-10/10 в части п.п. 1-6, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ). На УФК по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда, УФК по Пермскому краю обжаловало решение суда в порядке апелляционного производства.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом не учтены положения Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092. Ссылается на пункт 1.5 Свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 605 (далее - Свод правил), как подтверждение что оплаченные Министерством работы не направлены на организацию доступной среды и не обеспечивающие доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Указывает, что судом в качестве доказательств приняты паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры с актами обследования спорных учреждений и фототаблицы, при этом они не были представлены в ходе проверки проверяющим, а также, что не все работы выполнены по паспорту доступности объектов социальной инфраструктуры.
Представитель УФК по Пермскому краю в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель заявителя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, указанным в отзыве, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Минфин России, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УФК по Пермскому краю в соответствии с приказом от 27.02.2017 N 84 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка в срок с 01.03.2017 по 14.04.2017, по итогам которой составлен акт проверки от 14.04.2017.
По результатам контрольного мероприятия принято решение направить в адрес заявителя представление от 23.05.2017 N 68-10/10, которым заявителю требовалось рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения до 29.06.2017. О результатах исполнения представления следовало проинформировать УФК по Пермскому краю до 29.06.2017.
Полагая, что данное представление в части пунктов 1-6 не соответствуют бюджетному законодательству, Министерство социального развития Пермского края обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии п. 3 ст. 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
На основании п. 1, 2 ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
С учетом анализа приведенного законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В силу п. 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (п. 1 ст. 306.2 БК РФ).
Согласно п. 5 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, составленный при условии выявления в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации", установлено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на основании соглашения, заключенного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Форма этого соглашения утверждается указанным Министерством.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в т.ч.: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1316-П утверждена государственная программа Пермского края "Доступная среда. Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края" (далее - Программа Пермского края "Доступная среда").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы и Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Правила N 297, Государственная программа).
Целью Программы Пермского края "Доступная среда" является, в том числе, повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, в получении услуг, необходимой информации) в Пермском крае.
Программа Пермского края "Доступная среда" включает подпрограмму "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - подпрограмма) и основные мероприятия подпрограммы:
обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
информационные и просветительские мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения.
Между Министерством труда и социальной защиты Российской (далее - Минтруд России) и Правительством Пермского края заключено соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Пермского края на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в государственную программу Пермского края, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения от 31.07.2015 N 15-С-13-ГП-58 (далее - соглашение N 15-С-13-ГП-58).
Согласно пункту 1 указанного соглашения Минтруд России обязуется предоставить в 2015 году субсидию из федерального бюджета бюджету Пермского края на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в Программу Пермского края "Доступная среда" в размере 76 639 400 рублей, а высший исполнительный орган власти обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному соглашением.
Пунктом 4 Соглашения N 15-С-13-ГП-58 предусмотрено, что высший исполнительный орган власти в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1316-п, законом Пермского края от 22.12.2014 N414-ПК "О бюджете Пермского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" обязуется выделить средства в размере 59 111 400 рублей.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.07.2015 N 453-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий подпрограммы Программы Пермского края "Доступная среда".
Приказом Министерства от 09.06.2015 N СЭД-33-01-03-300 утвержден Порядок определения и условий предоставления субсидий на иные цели государственным автономным и бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству на реализацию мероприятий по обеспечению доступной среды в учреждениях для инвалидов и приобретению реабилитационного оборудования для оснащения реабилитационных центров (далее - Порядок предоставления субсидий на иные цели).
Пунктом 1.3 Порядка определено, что целевые субсидии учреждениям предоставляются в целях реализации мероприятий Программы "Доступная среда" Пермского края, в том числе по следующим мероприятиям: 1.2.17 "Обеспечение доступной среды в учреждениях для инвалидов социальной сферы" по основному мероприятию "Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов".
Согласно пункту 1.4 Порядка целевые субсидии предоставляются на финансовое обеспечение следующих расходов учреждений: проведение текущих и капитальных ремонтов зданий с учетом мероприятий, направленных на организацию доступной среды для маломобильных групп населения, в том числе разработку проектно-сметной документации; приведение в нормативное состояние учреждений в соответствии с предписаниями надзорных органов.
В ходе проверки установлено, что Министерством социального развития Пермского края в 2015 году на лицевые счета подведомственных учреждений перечислены субсидии за счет средств федерального бюджета в сумме:
1) краевому государственному автономному учреждению социального обслуживания населения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" Юсьвинского района - 2 361 840 руб. на основании акта выполненных работ от 15.09.2015 N 2 на сумму 2 361 840 руб. по договору подряда от 24.06.2015 N 1;
2) краевому государственному автономному учреждению "Соликамский м-интернат для престарелых инвалидов" - 1 280 000 руб. на основании акта выполненных работ от 01.10.2015 N 1 на сумму 1 280 000 руб. по договору подряда от 18.09.2015 136/15;
3) краевому государственному автономному учреждению "Центр комплексной реабилитации инвалидов г.Перми" - 5 343 831,00 руб., из которых неправомерно оплачены работы на сумму 4 301 593,00 руб.:
3.1) 490 413 руб. на основании акта выполненных работ от 31.08.2015 N 1 на сумму 490 413 руб. по договору подряда от 05.08.2015 N 31502504523;
3.2) 3 990 836 руб. на основании акта выполненных работ от 15.09.2015 N 1 на сумму 690 005 руб. по договору подряда от 11.08.2015 N 31502457895, акта выполненных работ от 04.09.2015 N 3 по договору подряда от 11.08.2015 N 3150245778 на сумму 3 069 037 руб., из которых неправомерно оплачены работы на сумму 2 258 593 руб.;
3.3) 862 582,00 руб. на основании акта выполненных работ от 06.11.2015 N 2 на сумму 862 582 руб. по договору подряда от 19.10.2015 N 31502674000.
УФК по Пермскому краю пришло к выводам о том, что Министерством подведомственным учреждениям перечислены средства субсидии из федерального бюджета на оплату выполненных работ - отделочные работы потолков, стен, замена покрытий полов и стен, устройство перегородок, замена оконных и дверных блоков (без расширения проемов), электромонтажные работы, не отнесенных к работам, направленным на организацию доступной среды и не обеспечивающим доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, на общую сумму 7 943 433 руб., чем нарушены ст.132 БК РФ, п.2 правил N 297, п.1 соглашения от 31.07.2015 N 15-С-13-ГП-58, п.п.1.3, 1.4 порядка N СЭД-33-01-03-300, п.3.2 соглашений о предоставлении субсидий на иные цели.
Из материалов дела следует, что выводы проверки о перечислении средств федерального бюджета на оплату выполненных работ, не отнесенных к работам, направленным на организацию доступной среды и не обеспечивающим доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, сделаны проверяющими на основании локально-сметных расчетов на ремонт спорных зданий и актов выполненных работ.
По мнению проверяющих, указанными документами не подтверждается проведение работ и приобретение материалов для организации доступной среды и для обеспечения доступности зданий для маломобильных групп населения, в соответствии с "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605. Так, отделочные работы потолков, стен, замена покрытий, полов и стен, устройство перегородок, замена оконных и дверных блоков (без расширения проемов), электромонтажные работы, не отнесены к работам, направленным на организацию доступной среды и обеспечивающим доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
В соответствии с пунктом 1.5 СП 59.13330.2012 проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении: досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН; эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов; своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.; удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, при рассмотрении спора важное значение имеет то обстоятельство, что субсидии направлены на мероприятия по обеспечению доступной среды именно в учреждениях для инвалидов - в реабилитационных центрах.
В соответствии с п. 11 Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Принимая оспариваемый ненормативный правовой акт, УФК по Пермскому краю должно доказать его правомерность. При этом недостаточно ссылки на локально-сметные расчеты и акты о приемке выполненных работ, из которых четко не следует, что произведенные работы обеспечивают доступность зданий для маломобильных групп населения.
В материалах дела отсутствуют доказательства выезда на место, составления соответствующих актов о том, что цели работ не достигнуты, доказательства отсутствия доступности зданий для маломобильных групп.
Представленные акты выполненных работ подтверждают, что произведенные работы направлены на приведение учреждений в соответствии с вышеуказанными правилами, а именно проводились работы по организации безопасных путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда маломобильных групп населения; своевременного получения маломобильными группами населения полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.
При этом, отделочные работы потолков, стен, замена оконных блоков, электромонтажные работы относятся к организации доступной среды, так как проектно-организационные мероприятия, в соответствии со Сводом правил должны быть направлены не на доступность зданий инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги.
Материалами дела не опровергнуто, что после проведения мероприятий, направленных на организацию доступной среды для маломобильных групп населения в рамках программы "Доступная среда", доступность зданий для инвалидов не обеспечена.
Из представленных заявителем фототаблиц выборочно некоторых частей здания до ремонта и после ремонта, усматривается, что отремонтированный санузел в КГАУ "ЦКРИ" в Свердловском районе г.Перми соответствует требованиям СП 59.13330.2012, раковины унитазы с соответствующими поручнями. В КГАУ "Соликамский ДИПИ" отсутствуют пороги в дверных проемах. В КГАУСОН "РЦДПОВ" Юсьвенсокого района лестничный марш с поручнями, на полу тактильная плитка, на стенах поручни, входная дверь соответствующего размера.
Иного УФК по Пермскому краю не доказано.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом не учтены положения Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092, являются необоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2014 N 1114 "О внесении изменений в Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" внесены изменения, в том числе подп. "в" п. 7 Правил, которыми расширяется область контроля, и кроме федеральных государственных учреждений в него включаются также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета (субсидии либо субвенции).
В соответствии со статьей 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
УФК по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка по использованию средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, результаты которой оформлены актом выездной проверки от 14.04.2017.
В соответствии со статьей 267.1 БК РФ под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Таким образом, УФК по Пермскому краю проводилась выездная проверка, объектом которой являлось не только Министерство, но и подведомственные учреждения. Целью выездной проверки является не только проверка локально-сметных расчетов и актов о приемки выполненных работ, но и проверка фактического соответствия проведенных работ данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Следовательно, вывод суда о том, что ссылка на локально-сметные расчеты и акты о приемки выполненных работ не достаточно для признания произведенных работ, как нецелевых, является обоснованным. Управлением не представлено доказательств выезда на место, составление соответствующих актов о том, что цели работ не достигнуты, доказательств отсутствия доступности зданий для маломобильных групп не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом в качестве доказательств необоснованно приняты паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры с актами обследования спорных учреждений и фототаблицы, которые не представлены в ходе проверки, а также что не все работы выполнены по паспорту доступности объектов социальной инфраструктуры, является необоснованным.
Объекты, включенные в Программу должны иметь паспорт объекта в соответствии с учетом методической рекомендации методики паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность, разрабатываемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы.
В паспорте доступности объектов социальной инфраструктуры отражаются все мероприятия, которые необходимо выполнить для того, чтобы данный объект был доступен для инвалидов и других маломобильных групп населения, но из этого не следует, что все работы проводятся одновременно, поэтому работы, указанные в паспортах доступности объектов социальной инфраструктуры, которые не выполнялись в актах, не указаны.
Поскольку в ходе проверки не запрашивались паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры, а также не осуществлялся выезд на объекты проверки, утверждение о том, что работы, отраженные на фотографиях не проводились, является необоснованным.
На основании изложенного, выводы УФК по Пермскому краю о том, что средства федерального бюджета в сумме 7 943 433 руб. использованы на цели, не соответствующие целям их предоставления, признаются необоснованными.
Таким образом, в рассматриваемой части представление правомерно признано судом недействительным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При таком положении решение арбитражного суда первой инстанции принято без нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 января 2018 года по делу N А50-24200/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24200/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4599/19
30.03.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3439/18
30.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4599/19
07.05.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3439/18
24.04.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3439/18
30.01.2018 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24200/17