г. Москва |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А40-158734/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Проценко А.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Академия услуг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018
по делу N А40-158734/17 (180-1416), принятое судьей Ламоновой О.А.
по иску ООО "Академия услуг" (ОГРН 1127747242336, ИНН 7714892729)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423, 125009, Москва, Газетный пер., д.1/12)
третье лицо: Правительство города Москвы,
о признании права на применение льготной ставки арендной платы, об обязании Департамент городского имущества города Москвы произвести перерасчет арендой платы по договору аренды N 02-00586/99 от 29.10.1999 и взыскании 251 320,61 руб. неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Талызина Н.В., Кирина В.М. по доверенности от 19.06.2017;
от ответчика: Апрелов С.А. по доверенности от 27.12.2017;
от третьего лица: Апрелов С.А. по доверенности от 05.09.2017;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Академия услуг" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании права на применение льготной ставки арендной платы, об обязании Департамента произвести перерасчет арендой платы по договору аренды от 29.10.1999 г. N 02-00586/99 и взыскании 251 320 руб. 61 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018 по делу N А40-158734/17 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители истца требования апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней мотивам, просили решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель ответчика и 3-го лица требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец с 1999 года является субъектом малого предпринимательства и арендует помещение площадь до 300 кв.м., в связи с чем согласно п. 1.1. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП), истцу должна быть установлена минимальная ставка арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м./год.
Общество на основании договора аренды от 29.10.1999 г. N 02-00586/99г., заключенного с Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента (далее - Договор), арендует нежилое помещение общей площадью 89,2 кв.м., расположенное по адресу: 125252, г. Москва, ул. Зорге, дом 16.
Дополнительным соглашением от 08.07.2015 г. срок Договора продлен по 30.06.2025 года и установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости в размере 10.954 руб.
Истец сослался на постановление Правительства Москвы N 800-ПП, в силу п.п.1 п. 1 с 1 января 2014 года субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП пункты 1 и 2 действуют до 1 июля 2016 г.
Постановлениями от 24.05.2016 N 272-ПП, от 01.07.2016 N 386-ПП срок предоставления имущественной поддержки продлен до 31.12.2016 г.
Истец посчитал, что обладает правом на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м. в год за пользование нежилым помещением по Договору за период с 08.07.2015 по 31.12.2016; а также в размере 4500 руб. за кв.м. в год за период с 01.01.2017 по 31.12.2017. Кроме того, истец просил взыскать с Департамента неосновательное обогащение в размере 251320,61 руб., возникшее в связи с внесением арендной платы в размере, превышающем льготную ставку.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции посчитал, что действия Департамента соответствуют положениям действующего законодательства, а именно ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), согласно которой заключение (пролонгация) договоров аренды государственного имущества без проведения торгов на новый срок с добросовестным арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, возможно только при одновременном установлении размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости.
Статьями 8 и 10 Закон N 135-ФЗ установлено, что оценка стоимости объектов, принадлежащих публично-правовым образованиям и подлежащих передаче в аренду, является обязательной, а договор на ее проведение заключается от имени заказчика лицом, уполномоченным публично-правовым образованием на совершение сделок с этими объектами.
То есть, Департамент правомочен проводить мероприятия по оценке сдаваемых в аренду объектов государственного имущества и определению рыночной стоимости годовой арендной платы.
Дополнительное соглашение к указанному договору подписано обеими сторонами. Данное дополнительное соглашение и ставка арендной платы по нему истцом не оспаривались.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 19 Закон N 135-ФЗ в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, органа или организации, могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции в виде предоставления имущественных льгот либо передачи государственного или муниципального имущества.
На основании ст. ст. 16, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Следовательно, субъекты малого и среднего предпринимательства выделены законодателем в отдельную социально значимую категорию.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N424-ПП) решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Межведомственная комиссия).
Согласно п. 5.1 постановление Правительства Москвы N 424-ПП в целях принятия Межведомственной комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства направляют в Департамент или Межведомственную комиссию обращение с приложением следующих документов:
1) Копию договора аренды объекта нежилого фонда.
2) Один из следующих документов:
2.1. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы":
- лицензии на осуществление деятельности в области здравоохранения или образования;
- документы, подтверждающие получение субъектом малого предпринимательства статуса социального магазина в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов";
- документы, подтверждающие прохождение субъектом малого предпринимательства аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания" и иными правовыми актами Правительства Москвы; подтверждение соответствия субъекта малого предпринимательства требованиям, предъявляемым к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным ст. 4 Закона города Москвы от 16.06.1999 N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве".
2.2. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
На основании п. 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП льготная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки льготной арендной платы.
В силу с п. 2.1. постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП Межведомственная комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, при соблюдении следующих условий:
1. Субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства;
2. Субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами;
3. Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению;
4. У арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты;
5. Арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду;
6. Представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
Согласно п. 5.3 постановления Правительства Москвы N 424-ПП решение Межведомственной комиссии об установлении льготной ставки арендной платы подлежит ежегодному подтверждению.
19.04.2016 истец обратился в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки по Договору от 29.10.1999 N 02-000586/99.
Письмом от 17.05.2016 N ДГИ-82924/16-(0)-1 Департамент сообщил истцу о том, что вопрос предоставления имущественной поддержки на 2016 год включен в повестку заседания Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Письмами от 16.08.2017 N ДГИ-161764/17-(0)-1 и от 01.09.2017 N ДГИ-178838/17-(0)-1 Департамент проинформировал истца, что Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято решение об отсутствии оснований для установления на 2016 и 2017 год по договору аренды от 29.10.1999 N 02-000586/99 имущественной поддержки.
Основанием отказа послужило не соблюдение истцом требований следующих пунктов приложения к постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП: - 2.1.3. Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению.
На основании акта Госинспекции по недвижимости от 22.04.2016 N 9094761 помещение площадью 89, 2 кв.м. используется арендатором по офис. В комнате 1 и 2 размещено соответствующее оборудование для офиса, комната 3 оборудована под комнату отдыха, комната 4 под коридор и хранение документации, комната 5 находится в аварийном состоянии. Вместе с тем, согласно п. 1.1 договора аренды от 29.10.1999 N 02-000586/99 арендатор принимает в аренду помещение для использования под магазин автозапчастей.
- 2.1.6. Представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
В соответствии с заключением Департамента торговли и услуг города Москвы от 05.05.2016 N 01-6675/6 ООО "Академия услуг" аккредитацию в качестве социального торгового предприятия города Москвы не имело и не имеет. Информация о наличии на территории города Москвы стационарных торговых предприятий ООО "Академия услуг" отсутствует.
Согласно п. 2.1.4 приложения к постановлению Правительства N 424-ПП одним из условия, необходимым для принятия решения Комиссией, является отсутствие задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
По состоянию на 15.08.2017 г. задолженность истца по указанному договору аренды составила 1.236.027,45 руб.
Истец ссылался на то, что оплачивал арендную плату в размере меньшем, чем предусмотрено дополнительным соглашением, поскольку считал правомерным применение льготной ставки. Доказательств отсутствия долга истцом не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции согласился с доводами Департамента о том, что оснований для предоставления льготной арендой платы истцу по Договору не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании с Департамента неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы в размере 251 320, 61 руб., Арбитражный суд города Москвы принял во внимание, что спорное нежилое помещение использовалось Обществом на основании Договора.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
По условиям норм действующего законодательства и условиям договора аренды внесение арендной платы за пользование арендуемым имуществом является обязанностью арендатора.
На основании п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Исходя из указанной нормы закона, а также разъяснений, изложенных в п. 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", следует, что в предмет доказывания по данным спорам входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения имущества на стороне приобретателя; приобретение или сбережение имущества именно за счет потерпевшего; отсутствие надлежащего правового основания для наступления указанных имущественных последствий; размер неосновательного обогащения.
Истцом не доказан факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет общества без надлежащего правового основания, а также размер неосновательного обогащения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018 года по делу N А40-158734/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.