г. Киров |
|
28 апреля 2018 г. |
Дело N А82-16424/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Романова Михаила Евгеньевича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2018 по делу N А82-16424/2017, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Романова Михаила Евгеньевича (ИНН: 760400006830, ОГРН: 304760436500619)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825),
третье лицо: Дзержинский районный отдел судебных приставов г. Ярославля Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области,
о признании недействительным постановления N 08603090015660 от 15.09.2014,
установил:
индивидуальный предприниматель Романов Михаил Евгеньевич (далее - ИП Романов М.Е., Предприниматель, страхователь) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Управление, Фонд) о признании недействительным постановления от 15.09.2014 N 08603090015660 о взыскании обязательных платежей и санкций за счет имущества плательщика страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Романов М.Е. с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку:
- о наличии задолженности Предприниматель узнал только от судебного пристава-исполнителя, получив 07.09.2017 копию постановления,
- постановление от 15.09.2014 вынесено Управлением на основании Федерального закона N 212-ФЗ, тогда как данный закон утратил силу с 01.01.2017.
- в указанное в постановлении время ИП Романой М.Е. осуществлял никакой предпринимательской деятельности и не имел никакого дохода от нее.
Соответственно, поскольку при принятии решения от 26.01.2018 суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела, обжалуемый судебный акт ИП Романов М.Е. просит отменить.
Управление и третье лицо отзывы на жалобу не представили.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2018 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, выявив у ИП Романова М.Е. по состоянию на 25.03.2014 задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, которые ИП Романов М.Е. должен уплачивать с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и эта обязанность не обусловлена результатом хозяйственной деятельности Предпринимателя, Управление выставило требование от 25.03.2014 N 08603040038471, в котором предложил страхователю уплатить долг в срок до 15.04.2014.
Поскольку Предприниматель данное требование не исполнил, Управление 15.09.2017 вынесло постановление N 08603090015660 о взыскании обязательных платежей и санкций за счет имущества плательщика страховых взносов.
На основании указанного исполнительного документа Дзержинский РОСП г. Ярославля возбудил исполнительное производство N 58165/14/76001-ИП, которое не является оконченным или прекращенным.
Предприниматель с постановлением от 15.09.2017 N 08603090015660 не согласился и обратился с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ), статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), требования ИП Романова М.Е. признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрена государственная регистрация физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность.
В соответствии с положениями части 2 статьи 5 данного Закона сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в том числе сведения о прекращении им предпринимательской деятельности, вносятся в ЕГРИП.
Таким образом, ИП Романов М.Е. является страхователем с момента государственной регистрации и до внесения в ЕГРИП сведений о прекращении им предпринимательской деятельности. Обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов по двум основаниям: как лицо, производящее выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также как лицо, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - то есть уплачивает страховые взносы в целях реализации собственных прав на социальные выплаты.
В 2013 индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивали страховые взносы в фиксированном размере, определяемых в порядке статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в 2013 определялся как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Таким образом, в 2013 индивидуальные предприниматели, не прекратившие государственную регистрацию и не представившие доказательства того, что предпринимательская деятельность не осуществлялась ими в связи с наличием обстоятельств, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Закона N 212-ФЗ (период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности или период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и ряд других) уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Минимальный размер оплаты труда на 1 января 2013 в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" составлял 5 205 руб.
Согласно статье 12 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов составляли:
в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%,
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.
Таким образом, сумма страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд, рассчитывалась следующим образом: 5 205 руб. x 2 x 12 x 26% = 32 479,20 руб.
Сумма страховых взносов, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: 5 205 руб. x 12 x 5,1% = 3 185,46 руб.
Общий размер страховых взносов за 2013 - 35 664,66 руб.
Поэтому не может быть признан обоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что им не осуществлялась предпринимательская деятельность, так как при надлежащей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и при отсутствии оснований, которые в силу вышеперечисленных положений Закона N 212-ФЗ позволяли бы ему не уплачивать страховые взносы, ИП Романов М.Е. обязан был исчислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
На основании части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 20 Закона N212-ФЗ).
В части 15 статьи 19 и части 11 статьи 20 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Наличие у Предпринимателя соответствующих сумм задолженности по страховым взносам и пени подтверждается материалами дела.
Порядок и сроки предъявления требования и вынесения постановления о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества страхователя - индивидуального предпринимателя, установленный статьей 20 Закона N 212-ФЗ, Управлением соблюдены.
Соответственно, подлежит отклонению довод ИП Романова М.Е. о том, что о наличии задолженности он узнал только от судебного пристава-исполнителя,
Доказательств отсутствия долга либо наличия долга в ином размере Предприниматель в материалы дела не представил.
Довод Предпринимателя о вынесении Управлением постановления на основании Федерального закона N 212-ФЗ, тогда как данный закон утратил силу с 01.01.2017, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку постановление N 08603090015660 вынесено Фондом 15.09.2014, то есть в период действия Закона N 212-ФЗ, об отмене действия которого 01.01.2017 Предприниматель сам указал в жалобе.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2018 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также исходя из фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ИП Романова М.Е. по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
При обращении с апелляционной жалобой ИП Романов М.Е. по чеку-ордеру от 22.08.2017 в Ярославском отделении N 17 филиал N 138 (операция 218) уплатил госпошлину в размере 3000 руб.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение данной категории апелляционных жалоб госпошлина составляет 150 руб., в связи с чем на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2850 руб. подлежит возврату Предпринимателю как излишне уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269 статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2018 по делу N А82-16424/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Романова Михаила Евгеньевича (ИНН: 760400006830, ОГРНИП: 304760436500619) - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Романову Михаилу Евгеньевичу 2850 рублей, излишне уплаченные по чеку-ордеру от 22.08.2017 в Ярославском отделении N 17 филиал N 138 (операция 218) за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.