город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2018 г. |
дело N А01-1367/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей В.В. Ванина, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Кодзов Р.З. по доверенности от 09.01.2018, паспорт;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ N 1"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.10.2017 по делу N А01-1367/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ N 1" (ИНН 0105048426, ОГРН 1060105014859)
к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
о взыскании неосновательного обогащения
принятое в составе судьи Нефедова В.Н.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ N 1" (далее - ООО "УК ЖЭУ N 1", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 256 281 рубля 11 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.10.2017 в удовлетворении исковых требований судом отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ N 1" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, удовлетворить исковые требования.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в многоквартирном доме неоднократно выходил из строя общедомовой прибор учета тепловой энергии, в связи с чем, расчет за отопление гражданам был произведен исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, а энергоснабжающая организация произвела расчет по нормативам потребления, оплата управляющей компанией произведена, в связи с чем, на стороне энергоснабжающей организации возникло неосновательное обогащение, которое подлежит возврату истцу.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 24.04.2018 в составе суда произведена замена судьи Маштаковой Е.А. на судью Ванина В.В. в связи с нахождением судьи Маштаковой Е.А. в отпуске.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи дело рассматривается сначала.
Представитель истца заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатации жилищного фонда Республики Адыгея.
Рассмотрев указанной ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатации жилищного фонда Республики Адыгея. Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения ходатайства у суда не имеется.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.06.2011 между АО "АТЭК" и ООО "УК ЖЭУ N 1" был заключен договор N 60 на поставку тепловой энергии (категория - население, юридическое лицо) (далее - договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать ООО "УК ЖЭУ N 1" через присоединенную сеть тепловую энергию в целях обеспечения собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЖЭУ N 1" коммунальными услугами: отопление и горячее водоснабжение, а последнее обязалось соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении сетей, приборов и оборудования, связанного с потреблением тепловой энергии, а также оплачивать принятую тепловую энергию и горячую воду на условиях договора.
В соответствии с приложением к графику планового отпуска (Приложение N 1 к договору) объектом теплопотребления потребителя, в том числе, является многоквартирный дом по ул. Пионерской, 415/2 в г. Майкопе Республики Адыгея.
Дополнительным соглашением N 13 от 01.04.2015 внесены изменения в договор в связи с изменением объемов поставляемой тепловой энергии.
Между ООО "ЖЭУ N 1" и собственниками многоквартирного жилого дома 01.04.2015 заключены договоры на управление многоквартирным домом по ул. Пионерской, 415/2 в г. Майкопе Республики Адыгея.
Актом проверки Управления государственных инспекций по надзору за строительном зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от 06.03.2017 N 29-л установлено, что в многоквартирном доме по ул. Пионерской, 415/2 в г. Майкопе узел учета тепловой энергии неоднократно выходил из строя по причине некорректной работы. Общедомовой прибор учета (далее - ОПУ) по отоплению с 16.02.2015 не был допущен в эксплуатацию, с 06.03.2015 допущен; с 15.10.2015 не допущен, с 29.10.2015 допущен; с 01.01.2016 не допущен. Прибор учета был допущен к учету с 01.11.2016 и 01.12.2016 не допущен к учету, а при его работе в 2016 году 1 месяц, объем тепловой энергии в 2016 определялся не по показаниям ОПУ, а исходя из норматива потребления тепловой энергии. В связи с отсутствием объема переданной тепловой энергии за 2016 ООО "УК ЖЭУ N 1" произвело корректировку по отоплению за 2016 год.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 N 307 (далее - Правила 307) при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии определение платы за коммунальную услугу по отоплению в 2016 году производилось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в 2015 году площади квартиры и тарифа на тепловую энергию.
По мнению истца, в соответствии со справкой исх. N 762 от 15.05.2017 о периоде работы узла учета по центральному отоплению (далее - ЦО) в многоквартирном доме по адресу: г. Майкоп, ул. Пионерская, 415/2, составленной по актам тепловой инспекции, узел учета по ЦО за отопительный период проработал 153 календарных дня.
ООО "УК ЖЭУ N 1" полагает, что расчетный метод применяется для определения объема тепловой энергии для оплаты за коммунальную услугу по отоплению, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год по правилам пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354).
С учетом периодов работы ОПУ по отоплению в 2015 году ООО "УК ЖЭУ N 1" произвело начисление собственникам помещений МКД N 415/2 по ул. Пионерской в г. Майкопе в 2016 году исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем за 2015 год в сумме 1 687 920 рублей 52 копеек.
ООО "УК ЖЭУ N 1" считает, что ОПУ по отоплению работал в 2015 году в течение периода, позволяющего применить расчетный метод определения объема тепловой энергии для оплаты коммунальной услуги по отоплению.
По мнению истца, в результате ошибочного выставления АО "АТЭК" "Майкопские тепловые сети" к оплате ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" расхода теплоэнергии в вышеуказанном доме по нормативу ООО "УК ЖЭУ N 1" неосновательно переплатило АО "АТЭК" сумму в размере 256 281 рублей 11 копеек. Эта сумма является разницей между суммой, которая должна была быть начислена АО "АТЭК" по ОПУ (1 687 920 рублей 52 копейки) и суммой, которая фактически начислена АО "АТЭК" по нормативу и оплачена ООО "УК ЖЭУ N 1" (1 931 320 рублей 62 копеек). Указанные денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.
ООО "УК ЖЭУ N 1" обращалось к АО "АТЭК" с претензией исх. N 609 от 11.04.2017 о возврате суммы неосновательного обогащения в срок до 2 мая 2017 года, однако, ответа на претензию не последовало, в связи с чем, обратилось с исковым заявлением в суд.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии у ответчика неосновательного обогащения, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (пункт 3 статьи 543 ГК РФ).
В силу статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6).
В пункте 1 части 3 статьи 19 названного Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ установлено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается, в том числе, в случае отсутствия в точке учета приборов учета.
Размер платы за коммунальные услуги (в том числе тепловую энергию и горячую воду) в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а, если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 60 Правил N 354 по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме расчет платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Майкоп, ул. Пионерская, 415/2, находящийся в управлении у ООО "УК ЖЭУ N 1" с 01.04.2015 года, оснащен общедомовым прибором учета (ОПУ) на отопление.
Согласно пункту 81 Правил N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Правил N 354 исполнитель (в данном случае управляющая организация) обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В соответствии с пунктом 81 (12) Правил N 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно пункту 81 (13) Правил N 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 N 1034 установлены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 68 Правила N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Пунктом 14 Правил N 1034 указанных правил установлено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (пункт 72 Правил N 1034).
В период обслуживания многоквартирного дома ООО "УК ЖЭУ N 1" ОПУ неоднократно выходил из строя - согласно акту проверки технического состояния узла учета тепловой энергии от 23.10.2015 узел учета ЦО выведен из строя с 15.10.2015, введен в эксплуатацию с 29.10.2015 (акт допуска в эксплуатацию от 29.10.2015). Согласно акту проверки технического состояния прибора учета от 27.01.2016, подписанного представителями теплоснабжающей организации и ООО "УК ЖЭУ N 1", общедомовой (коллективный) прибор учета в указанном доме повторно выведен из эксплуатации с 01.01.2016. Актом проверки технического состояния узла учета тепловой энергии от 24.03.2016, подписанного со стороны управляющей компании, узел учета не исправен и не допущен к расчету.
ООО "УК ЖЭУ N 1" ссылается на работу прибора учета в период с 01.11.2016 на основании акта ввода прибора учета в эксплуатацию и его не допуске к расчету с 01.12.2016.
Как следует из пункта 3 Правил N 1034, под "неисправностью средств измерений узла учета" понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях); "функциональный отказ" - неисправность в системе узла учета или его элементов, при которой учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя прекращается или становится недостоверным.
Согласно пункту 111 Правил N 1034, количество тепловой энергии, теплоносителя, полученной потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В соответствии с пунктом 115 Правил N 1034, при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
Согласно распоряжению администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 12 октября 2016 N 2020-р "О начале отопительного периода 2016-2017 годов", в 2016 году отопительный период в городе Майкопе начат с 14.10.2016 года.
01.11.2016 года общедомовой узел учета в многоквартирном доме по ул. Пионерская, 415/2 был введен в эксплуатацию согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, однако, в конце отчетного периода, при снятии показаний прибора учета сторонами было установлено, что прибор учета вышел из строя и не работал с момента его ввода в эксплуатацию.
Представленный в материалы дела ответчиком отчет о работе теплосчетчика за ноябрь 2016 года (с 01.11.2016 по 25.11.2016) свидетельствует о том, что в период с 01.11.2016 по 25.11.2016 имел место функциональный отказ - неисправность в системе узла учета или его элементов, при которой учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя прекращается или становится недостоверным.
Показания (отчет) о работе теплосчетчика в спорном многоквартирном доме за период с 01.11.2016 по 25.11.2016 сняты в присутствии энергетика ООО "УК ЖЭУ N 1", о чем сторонами подписан акт от 01.12.2016.
Таким образом, в спорном многоквартирном доме расчет объема потребленной тепловой энергии в период 2016 года на основании показаний прибора учета не производился, в связи с его некорректной работой.
ООО "УК ЖЭУ N 1" полагает, что в 2016 году должен быть применен расчетный метод для определения объема тепловой энергии, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, поскольку прибор учета в многоквартирном доме в 2015 году работал более 3 месяцев, что подтверждается актами о работе прибора учета, составленными ответчиком.
ООО "УК ЖЭУ N 1" с учетом периодов работы прибора учета отопления в 2015 году произвело начисление собственникам помещений МКД N 415/2 по ул. Пионерской в г. Майкопе в 2016 году исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем за 2015 год в сумме 1 687 920 рублей 52 копеек.
В связи с тем, что АО "АТЭК" выставлен ООО "УК ЖЭУ N 1" к оплате расход теплоэнергии в вышеуказанном доме по нормативу, АО "АТЭК" получило сумму в размере 256 281 рублей 11 копеек. Эта сумма является разницей между суммой, которая должна была быть начислена АО "АТЭК" по ОПУ (1 687 920 рублей 52 копейки) и суммой, которая, фактически, начислена АО "АТЭК" по нормативу и оплачена ООО "УК ЖЭУ N 1" (1 931 320 рублей 62 копеек).
До 1 июля 2016 года начисление платы за отопление в муниципальном образовании "Город Майкоп", в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 194 от 14.09.2012 "О применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению" (с изменениями, внесенными постановлением от 04.02.13 N 12) производилось по Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определялся: б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с формулой 7 Приложения N 2 к Правилам N 307 при наличии ОДПУ начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год с корректировкой платы 1 раз в год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле N 1 (по нормативам потребления тепловой энергии на отопление).
С 01 июля 2016 года начисление размера платы за отопление производится в соответствии с Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354.
Согласно пункту 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 N 124 установлены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Майкоп, ул. Пионерская, 415/2, находится в управлении у ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" (истца), с 01.04.2015 года. МКД ул. Пионерская, 415/2, оснащен общедомовым прибором учета (ОПУ) на отопление.
В период обслуживания МКД истцом ОПУ неоднократно выходил из строя - согласно акту от 23.10.2015 узел учета ЦО выведен из строя с 15.10.2015, введен в эксплуатацию с 29.10.2015. Согласно акту проверки технического состояния прибора учета от 27.01.2016, подписанного представителями теплоснабжающей организации и ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" общедомовой (коллективный) прибор учета в указанном доме повторно выведен из эксплуатации с 01.01.2016 и в 2016 год не работал.
В связи с вышеуказанными нормами, определяющими порядок начисления размера платы за отопление в 2016 году, начисление размера платы за отопление по МКД ул. Пионерская, 415/2, находящегося в управлении у ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1", выполнено ресурсоснабжающей организацией по нормативу потребления.
Согласно пунктам 3.3., 3.2. договора на поставку тепловой энергии (категория - население, юридическое лицо) от 24 июня 2011 года N 60, при выходе из строя прибора учета, объем отпущенной/принятой тепловой энергии определяется по нормативу потребления, утвержденному уполномоченным органом.
Таким образом, вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в многоквартирном доме, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, утрачен или истек срок его эксплуатации, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется в соответствии с Правилами N 354:
а) в течение не более 3-х расчетных периодов подряд - в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, или за период не менее 3х месяцев отопительного периода (в том числе, предшествующего отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовой прибор учета);
б) начиная с 4-го расчетного периода - в соответствии с пунктом 60.1 Правил N 354 - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента.
В суд апелляционной инстанции истец представил расчет начислений, из которого следует, что начисление размера платы за отопление по МКД по ул. Пионерская 415/2 произведено теплоснабжающей организацией за 2015 год и 2016 год в следующем порядке:
1. В период с 01.01.2015 по 01.04.2015 дом находился в непосредственном управлении. Дом оборудован ОПУ, жилые помещения в доме не оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
За период с 01.01.15 по 31.03.15 плата за отопление начислена ресурсоснабжающей организацией собственникам помещений в доме, в указанный период, в соответствии с требованиями жилищного законодательства ресурсоснабжающей организацией собственникам помещений выдавались квитанции на оплату услуг.
Расчет размера платы собственникам помещений в МКД произведен в соответствии с подп. "б" пункта 21 Правил N 307, по формуле N 7 Правил N 307.
Объем потребления тепловой энергии за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 (по среднему за аналогичный период 2014 года) составил 160 Гкал. на общую сумму 320 095,05 руб. Фактический общий объем потребления тепловой энергии на отопление по показаниям ОПУ за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 года составил 363,049 Гкал. на общую сумму 725 542,55 руб.
Расчет объема потребленной тепловой энергии произведен истцом за январь 2015 года по показаниям ОПУ; за февраль 2015 года - за период с 25.01.2015 по 16.02.2015 - по показаниям ОПУ; за период с 16.02.2015 по 25.02.2015 расчет произведен по среднемесячным показаниям за предшествующие 3 месяца работы ОПУ (согласно п.59 Правил N 354); за март 2015 года - с 26.02.2015 по 05.03.2015 - расчет произведен по среднемесячным показаниям ОПУ (п.59 правил N 354); с 06.03.2015 по 31.03.2015 - по показаниям ОПУ.
Как следует из пояснений ответчика в соответствии с подп. "б" пункта 21 Правил N 307, по окончании расчетного периода (года) ресурсоснабжающей организацией была выполнена корректировка размера платы за отопление, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 Правил N 307, по формуле N 8. (Доначислена разница между размером платы начисленной за предыдущий год и фактическими показаниями ОПУ за текущий расчетный период).
Общий размер корректировки платы за отопление за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 для собственников помещений в МКД по ул. Пионерская, 415/2 составил 202,879 Гкал. на общую сумму 405 447,50 руб.
В целях соблюдения прав собственников на проведение корректировки размера платы за отопление за 2015 год один раз в год, на сумму корректировки, между ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" и ресурсоснабжающей организацией заключен договор уступки прав требования к собственникам помещений.
2) В период с 01.04.2015 года МКД по ул. Пионерская 415/2 находился в управлении ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1".
Начисление размера платы за отопление за период с 01.04.2015 по 31.12.2015 произведено ресурсоснабжающей организацией ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" на основании договора, в соответствии с подп. "б" пункта 21 Правил N 307.
Формула расчета размера платы за отопление (формула 7 Правил N 307): общая площадь помещений в МКД (5931,8 кв.м.) х среднемесячный объем показаний ОПУ за предыдущий 2014 год (53,381 Гкал.) х тариф (с 01.01.15 по 30.06.2015 - 1 998,47 руб.: с 01.07.15 по 31.12.2015 - 2 132,25 руб.). Всего, объем потребления тепловой энергии на 2015 год, рассчитанный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий 2014 по МКД составил 480,429 Гкал. на общую сумму 1 002 970,77 руб.
Фактический объем потребления тепловой энергии по МКД по ул. Пионерская, 415/2 за 2015 год за период с 01.04.2015 по 31.12.2015, с учетом работы ОПУ, составил 410,300 Гкал. на общую сумму 863 621,72 руб.
Период |
Период начисления платы |
Объем потребления по предыдущему года (1/12 за 2014 г.) |
Фактический объем потребления за 2015 г. по ОПУ |
Начисление размера платы за отопление |
||
Гкал |
Руб. |
Гкал. Руб. |
||||
Непосредственное управление МКД | ||||||
Январь |
01.01.15-25.01.15 |
53,39 |
106698,35 |
117,049 |
233918,94 |
25 дней с 01.01.15 по 25.01.15 по ОПУ |
Февраль |
26.01.15-15.02.15 |
53,39 |
106698,35 |
87,626 |
175117,93 |
С 26.01.15 по 15.02.15 по ОПУ |
16.02.15 - 25.02.15 |
46,548 |
93024,79 |
С 16.02.15 по 25.02.15 средняя |
|||
Март |
26.02.15-05.03.15 |
53,39 |
106698,35 |
28,644 |
57244,17 |
С 26.02.15 по 05.03.15 средняя |
06.03.15-25.03.15 |
83,182 |
166236,72 |
С 06.03.15 по 25.03.15 по ОПУ |
|||
Итого за 1 квартал 2015 г. |
|
160,17 |
320 095,05 |
363,049 |
725 542,55 |
|
С 01.04.2015 ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" | ||||||
Апрель |
26.03.15-17.04.15 |
53,381 |
106 680,33 |
84,022 |
167 915,45 |
с 26.03.2015 г. по 17.04.15 - ОПУ |
Май |
|
53,381 |
106 680,33 |
|
|
|
Июнь |
|
53,381 |
106 680,33 |
|
|
|
Июль |
|
53,381 |
113 821,63 |
|
|
|
Август |
|
53,381 |
113 821,63 |
|
|
|
Сентябрь |
|
53,381 |
113 821,63 |
|
|
|
Октябрь |
15.10.15-25.10.15 |
53,381 |
ИЗ 821,63 |
40,184 |
85 682,33 |
11 дней - с 15.10.15 по 25.10.15 - сред. |
Ноябрь |
26.10.15-28.10.15 |
53,381 |
113 821,63 |
10,959 |
23 367,33 |
3 дня с 26.10.15 по 28.10.15 средняя |
29.10.15-25.11.15 |
109,505 |
233 492,04 |
27 дней с 29.10.15-25.11.15 ОПУ |
|||
Декабрь |
26.11.15-31.12.15 |
53,381 |
113 821,63 |
165,63 |
353 164,57 |
36 дней - с 26.11.15 по 31.12.15 |
Итого |
|
480,429 (за период с 01.04.14 по 31.12.14) |
1 002 970,77 |
410,300 (за период с 01.04.15 по 31.12.15) |
863 621,72 |
|
ВСЕГО за 2015 |
С 01.01.15 по 31.12.31 |
640,599 |
1 323 065,82 |
773,349 |
1 589 164,27 |
|
Вместе с тем, в 2015 году ОПУ в МКД по ул. Пионерская 415/2 неоднократно выходил из строя: в период, когда МКД не находился в управлении истца ОПУ проработал с 01.01.15 по 16.02.2015, затем был введен в эксплуатацию с 06.03.2015;
- в период, когда дом находился в управлении ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1" ОПУ работал в период отопительного периода - в апреле 2015 -17 дней (с 01.04.2015 по 17.04.15); в октябре 2015 - 3 дня (с 29.10.15 по 31.10.15); ноябре 2015 - 30 дней и декабре 2015 - 31 день.
Таким образом, общий среднемесячный объем потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за 2015 год, предшествующий спорному расчетному периоду 2016 года, истец определить не мог, в связи с тем, что с момента выхода ОПУ из строя и до момента восстановления его работоспособности (введения его в эксплуатацию) показания ОПУ за период не менее 3-х месяцев отопительного периода отсутствуют.
Более того, в 2016 году ОПУ в МКД по ул. Пионерская, 415/2 не работал (отсутствуют показания с 01.01.2016 по 31.12.2016), соответственно, фактический объем поставленной в МКД тепловой энергии за 2016 год правомерно произведен ресурсоснабжающей организацией по действующим нормативам потребления тепловой энергии (С 01.01.2016 по Постановлению Главы администрации МО "Город Майкоп" от 02.11.2007 N 757; Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 26.05.2016 N 55-п)
При расчетах истцом использованы следующие нормативы потребления на отопление:
- в период 2015, с 01.01.2016 по 30.06.2016 - норматив утвержден Постановлением Главы администрации МО "Город Майкоп" от 02.11.2007 г. N 757 - в размере 0,011 Гкал. на 1 квадратный метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме в месяц.
- в период с 1.07.2016 года по 30.11.2016 года - норматив утвержден Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 г. N 167-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории муниципального образования "Город Майкоп" (с изменениями от 18.07.2016 N 80-п ) в размере 0,017 Гкал на 1 квадратный метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме в месяц для многоквартирного дома или жилого дома до 1999 года постройки включительно. Нормативы определены исходя из продолжительности отопительного периода, равного 7 календарным месяцам, в связи с чем, коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению применяется равным 7/12.
Тарифы на тепловую энергию утверждены:
- на 2015 год - Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 18 декабря 2014 N 203-п об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" "Майкопские тепловые сети" на 2015 год;
- на 2016 год - Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 18 декабря 2015 N 237-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" "Майкопские тепловые сети" на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов".
В дополнительном соглашении N 19 от 01.05.2016 года о внесении изменений и дополнений в договор на поставку тепловой энергии (категория - население, юридическое лицо) от 24 июня 2011 года N 60, сторонами согласован объем тепловой энергии, рассчитанный по нормативу потребления в 2016 году, объем тепловой энергии предъявленный ко взысканию, не превышает согласованный сторонами в договоре.
В связи с вышеуказанными правовыми нормами, определяющими порядок начисления размера платы за отопление в 2016 году, начисление размера платы за отопление по МКД ул. Пионерская, 415/2, находящегося в управлении у ООО "Управляющая компания ЖЭУ N 1", правомерно исчислено ресурсоснабжающей организацией по нормативу потребления.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения в сумме 256 281,11 руб. с учетом всех обстоятельств данного дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Неосновательное обогащение заключается в отсутствии правовых оснований для приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого, то есть такое приобретение или сбережение, которое не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке (договоре).
Исходя из указанной нормы права истец по настоящему делу должен в совокупности доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, отсутствие установленных законом иными нормативно-правовыми актами или сделкой оснований для приобретения, размер неосновательного обогащения. При недоказанности хотя бы одного из указанных обстоятельств исковые требования не подлежат удовлетворению.
Поскольку совокупность указанных обстоятельств истцом не доказана, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.10.2017 по делу N А01-1367/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.