г. Владимир |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А39-8421/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.05.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адонис" (ИНН 6311110328, ОГРН 1086311007243)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2018 по делу N А39-8421/2017, принятое судьей Александровым С.В.
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Адонис" к административной ответственности по части 4 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Адонис" - Николаева К.А. по доверенности от 16.04.2018 N 11.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Адонис", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия (далее - административный орган) в период с 06.10.2017 по 23.10.2017 на основании Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденного прокуратурой Республики Мордовия, приказа Территориального органа Росздравнадзора по Республике Мордовия от 25.09.2017 N П13-314/17 проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Адонис" (далее - Общество) осуществляет фармацевтическую деятельность по адресам: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул.Фролова, д. 16, пом. 2; Республика Мордовия, Большеигнатовский район, с.Большое Игнатово, ул. Советская, д. 36, пом. 1 с нарушением подпункта "а" пункта 22 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 N647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения".
По результатам проверки составлен акт проверки от 23.10.2017 N 222 и выдано предписание от 23.10.2017 N95.
По факту выявленных нарушений административным органом 25.10.2017 составлен протокол N 100 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 18.01.2018 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств имеющие существенное значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на отсутствие в его бездействии события вмененного ему состава административного правонарушения. Общество считает, что обязательное использование национальных языков предусмотрено только для государственных органов, но не организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, просил отменить обжалуемое решение суда и прекратить производство по делу.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно подпункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ) фармацевтическая деятельность относится к подлежащей лицензированию деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее по тексту - Положение) к грубым нарушениям отнесено невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 этого Положения.
Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил, надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" субъект розничной торговли должен иметь вывеску с указанием вида аптечной организации на русском и национальном языках: "Аптека" или "Аптечный пункт" или "Аптечный киоск".
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 06.05.1998 N 19-3 "О государственных языках Республики Мордовия" государственными языками в Республике Мордовия являются русский и мордовский (мокшанский и эрзянский) языки. В деятельности государственных органов Республики Мордовия и организаций, расположенных на территории Республики Мордовия, используются государственные языки Республики Мордовия.
Из материалов дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Адонис" в соответствии с Уставом и лицензией от 04.09.2017 N ЛО-71-02-001135 (действует бессрочно) осуществляет фармацевтическую деятельность по адресам: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул.Фролова, 16, пом. 2; Республика Мордовия, Большеигнатовский район, с.Большое Игнатово, ул. Советская, д. 36, пом. 1. При этом вывески аптек, расположенных по указанным адресам, не содержат соответствующей информации на национальном языке.
Данный факт подтверждается актом проверки от 23.10.2017 N 222, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 25.10.2017 N 100 и Обществом фактически не отрицается.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено (л.д. 12-13).
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности указывать на вывесках вид аптечной организации на национальном языке судом апелляционной инстанции отклонён, как основанный на неверном толковании законодательства.
В вводной части Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" определено, что настоящий Закон направлен на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки нормативных правовых актов в целях реализации положений настоящего Закона.
В силу части 1 статьи 22 указанного закона порядок использования языков в сфере обслуживания и в коммерческой деятельности определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Под законодательством в теории права понимаются не только законы, но и подзаконные акты, такие как Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты министерств и ведомств.
Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (далее по тексту - Правила) утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 N 647н в соответствии с компетенцией Министерства и устанавливают требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - субъекты розничной торговли), а также аптечными организациями и медицинскими организациями или их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляющих отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам.
Указанные Правила направлены на обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также дезинфицирующими средствами, предметами и средствами личной гигиены, посудой для медицинских целей, предметами и средствами, предназначенными для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковой оптикой и средствами ухода за ней, минеральными водами, продуктами лечебного, детского и диетического питания, биологически активными добавками, парфюмерными и косметическими средствами, медицинскими и санитарно-просветительными печатными изданиями, предназначенными для пропаганды здорового образа жизни (пункт 2 Правил).
Таким образом, Правила являются подзаконным нормативным актом, устанавливающими обязательность указания на вывеске вида аптечной организации на национальном языке. Каких либо противоречий с Законом Республики Мордовия от 06.05.1998 N 19-3 "О государственных языках Республики Мордовия" в данном случае не имеется.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2018 по делу N А39-8421/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адонис" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.