г. Вологда |
|
04 мая 2018 г. |
Дело N А66-1953/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии индивидуального предпринимателя Климова И.Ю., от администрации города Конаково Тверской области Колесникова А.А. по доверенности от 21.11.2017 N 249,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Конаково на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2017 года по делу N А66-1953/2017 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Климов Игорь Юрьевич (ОГРНИП 304691104300042, ИНН 691100113846; место жительства: Тверская область, город Конаково) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Конаково (ОГРН 1056910027305, ИНН 6911023966; место нахождения: 171250, Тверская область, город Конаково, улица Энергетиков, дом 13; далее - администрация) об оспаривании отказа во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Конаково, содержащегося в письме от 27.01.2017 N 151, и о возложении на ответчика обязанности включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Конаково торговое место (торговый павильон) общей площадью 54,2 кв. м, располагающееся по адресу: Тверская область, город Конаково, улица Энергетиков, в районе здания РКЦ.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2017 года по делу N А66-1953/2017 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Индивидуальный предприниматель Климов И.Ю. в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, 12.05.1994 администрацией Конаковского района (Арендодатель) и предпринимателем (Арендатор) заключен договор аренды, предусматривавший предоставление предпринимателю в аренду земельного участка площадью 13,4 кв. м для установки торговой палатки в районе автобусной остановки "Больница" в г. Конаково на ул. Энергетиков.
Впоследствии предпринимателем и администрацией Конаковского района 15.10.1997 заключен договор аренды, по которому Предпринимателю передан в пользование земельный участок площадью 48 кв. м для установки торгового павильона в районе здания РКЦ по ул. Энергетиков в г. Конаково.
Постановлением Главы администрации Конаковского района от 21.11.2000 N 794-3 вышеуказанные земельные участки под торговым павильоном объединены в один земельный участок с кадастровым номером 69:43:070403:0015 общей площадью 0,0059 га. В связи с этим предпринимателем и Администрацией Конаковского района 21.11.2000 заключен договор аренды указанного земельного участка.
В 2002, 2006, 2008 годах договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:43:070403:0015 сторонами перезаключался.
В соответствии с условиями пункта 1.1 договора аренды от 02.09.2008 предпринимателю в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 69:43:070403:0015, площадью 59 кв. м, расположенный по адресу: Тверская обл., г. Конаково, ул. Энергетиков, в районе здания РЦП, для использования в целях размещения торгового павильона - временного сооружения.
В соответствии с пунктом 2.1 данного договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 18.09.2013 он заключен на срок с 05.08.2008 по 05.07.2014.
На арендованном земельном участке предпринимателем установлен торговый павильон.
Согласно акту приемки в эксплуатацию торгового павильона от 01.11.2002 торговый павильон пригоден к эксплуатации.
Дополнительным соглашением от 18 сентября 2013 года к договору аренды от 02 сентября 2008 года срок аренды установлен по 05 июля 2014 года.
Администрация 08 июля 2015 года направила в адрес предпринимателя уведомление от 08.07.2015 N 1633 о прекращении договора от 02 сентября 2008 года, а также предпринимателю дополнительно 20.05.2015 N 1101 направлено уведомление о прекращении договора, в котором администрация просила освободить арендуемый земельный участок и передать его арендодателю по акту приема-передачи не позднее 21.08.2015.
Постановлением Администрации города Конаково от 14.01.2016 N 08 предпринимателю отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
Предприниматель Климов И.Ю. 28.12.2016 обратился в администрацию с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения город Конаково принадлежащего ему на праве собственности торгового павильона общей площадью 65,3 кв. м, в том числе торговая площадь 54,2 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:43:0704 03:0015 общей площадью 59 кв. м из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под торговым павильоном.
Письмом от 27.01.2017 N 151 администрация отказала заявителю во включении торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения город Конаково.
Не согласившись с таким отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции свое решение мотивировал тем, что частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов. По мнению суда, поскольку на момент принятия Схемы нестационарных торговых объектов на территории городского поселения город Конаково предприниматель пользовался земельным участком на основании действующих договоров аренды и эксплуатируемый с 1999 года спорный торговый объект соответствует противопожарным, градостроительным, строительным и иным нормам и правилам, то у администрации не имелось оснований для отказа предпринимателю во включении объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Конаково.
С таким выводом апелляционная инстанция не может согласиться в связи со следующим.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, вступившим в силу с 01.02.2010.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Пунктом 5 статьи 2 этого Закона установлено, что стационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно положениям пункта 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов определены в статье 10 Закона N 381-ФЗ.
В силу части 1 названной статьи Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2).
Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4 Правил N 772).
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункт 6 Правил N 772).
На территории Тверской области действует постановление администрации Тверской области от 28.09.2010 N 458-па "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок области).
Согласно пункту 2 данного Порядка области Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается на три года, по форме согласно приложению к настоящему Порядку, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий соответствующих муниципальных образований Тверской области и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Тверской области, в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов должны учитываться архитектурные, градостроительные, строительные, санитарно-эпидемиологические, экологические и противопожарные нормы и правила.
В силу пункта 3 этого Порядка Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления, муниципальных образований Тверской области определенным в соответствии уставом муниципального образования Тверской области.
Пунктом 4 Порядка области установлено, что с схему размещения нестационарных торговых объектов не чаще двух раз в год могут быть внесены изменения в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области.
В рассматриваемом случае постановлением администрации города Конаково от 29.08.2011 N 455 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных объектов на территории городского поселения города Конаково (далее - Порядок разработки).
В силу пункта 1.1 названного Порядка он разработан в целях установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов городского поселения город Конаково, восполнения недостающей торговой сети и улучшения организации обслуживания населения городского поселения город Конаково.
В силу приведенных выше норм законодательства правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, которые с учетом вышеперечисленных целей свободны в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения торговых объектов не носит персонифицированного характера, касается определения места размещения нестационарных торговых объектов. При этом наличие заявлений субъектов предпринимательской деятельности не является безусловным основанием для включения заявленных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением администрации города Конаково от 23.09.2011 N 482 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения город Конаково.
На 2014-2016 года такая схема утверждена постановлением администрации от 03.02.2014 N 55.
На 2017-2019 года Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Конаково утверждена постановлением администрации города Конаково от 06.03.2017 N 12.
При этом место нахождения торгового объекта предпринимателя в них не значится.
Следует отметить, что часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, как и внесение в нее изменений не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
В данном случае сторонами не отрицается, что на дату обращения предпринимателя с заявлением от 28.12.2016 договор аренды земельного участка для размещения торгового павильона от 02.09.2008 прекратил свое действие в виду истечения его срока и отказом администрации от продления арендных отношений на новый срок.
Обратного предпринимателем не доказано.
Поддержанный судом первой инстанции довод предпринимателя о том, что жители города Конаково выступают за сохранение торгового павильона, в связи с тем, что магазин находится в шаговой доступности, работает круглосуточно, кроме того в данном микрорайоне кроме элитного супермаркета других продовольственных магазинов нет, не может быть принят в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 19 закона N 381-ФЗ нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.
Такие нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Тверской области утверждены постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 87-пп и относительно продовольственных товаров составляют 102 кв.м торговых площадей на 1 тысячу человек населения.
В силу пункта Правил N 772 в заявлении о включении объектов в схему размещения нестационарных объектов указываются следующие сведения:
а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования;
б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения;
в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения;
г) планируемые сроки размещения объектов.
При этом из заявления Климова И.Ю. 28.12.2016 следует, что такие нормативны и фактические показания минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования приведены не были.
Следует также отметить, что правомерность нахождения торгового объекта предпринимателя на земельном участке с кадастровым номером 69:43:0070403:15, расположенном по адресу: Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, в районе здания РКЦ, являлась предметом рассмотрения в деле N А66-1293/2016 (предпринимателю отказано в признании права собственности на рассматриваемый торговый павильон).
На дату принятия настоящего постановления имеет место невступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области от 22.02.2017 по делу N А66-14124/2015, предметом которого является требование администрации к предпринимателю об освобождении земельного участка путем сноса торгового павильона и передачи земельного участка по акту приема-передачи.
Из письма администрации от 27.01.2017 N 151 усматривается, что в обоснование отказа во включении торгового павильона предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов администрация сослалась на то, что спорный объект является стационарным.
Как указывалось ранее, в соответствии с Законом N 381-ФЗ торговые объекты подразделяются на стационарные (объекты капитального строительства) и нестационарные торговые объекты.
При этом из положений пункта 5 статьи 2 Закона N 381-ФЗ в совокупности с нормами статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что стационарные торговые объекты как здания отвечают признакам недвижимого имущества.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, апелляционная инстанция не может согласиться с позицией предпринимателя о том, что рассматриваемый торговый объект является нестационарным торговым объектов.
Согласно представленной в материалы дела карточки учета строений и сооружения, оформленной ГУП "Тверское областное БТИ" Канаковский филиал" по состоянию на 31.05.2006 торговый павильон имеет железобетонный ленточный фундамент, здание имеет внутреннюю и внешнюю отделку, крыша - металлочерепица, отопление - от электричества. Наружная обшивка - из сайдинга.
В материалах дела, в частности из акта приемки в эксплуатацию законченного строительством торгового павильона от 01.11.2002, договора на отпуск холодной воды и прием сточных вод от 01.04.2009, акта допуска в эксплуатацию от 03.09.2002 ГУ "Твергьгосэнергонадзор", договора электроснабжения от 01.01.206 N 188, усматривается, усматривается, здание оборудовано системами центрального водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения.
На неоднократное предложение суда апелляционной инстанции предпринимателем не предъявлено доказательств, свидетельствующих о том, что торговый объект является нестационарным.
Администрация также ссылается на заключение строительно-технической экспертизы от 09.03.2016 N 200/16, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Эксперт", согласно которому торговый павильон является объектом недвижимости, соответствует противопожарным градостроительным, строительным и иным нормам и правилам и его сохранение не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Указанное заключение являлось предметом исследования и в рамках дела N А66-1293/2016.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что рассматриваемый торговый объект является стационарным торговым объектом и не подлежит включению в схему, определяющую размещение исключительно нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.
В этой связи оспариваемое решение администрации об отказе во включении в схему нестационарных торговых объектов торгового павильона по адресу: Тверская область, город Конаково, улица Энергетиков, в районе здания РКЦ, изложенное в письме от 27.01.2017 N 151 является законным и не нарушает прав предпринимателя.
Таким образом, оснований для вывода о неправомерности отказа во включении торгового павильона предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2017 года по делу N А66-1953/2017 отменить.
Отказать индивидуальному предпринимателю Климову Игорю Юрьевичу в признании недействительным отказа администрации города Конаково во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Конаково, содержащегося в письме от 27.01.2017 N 151.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.