город Самара |
|
7 мая 2018 г. |
Дело N А55-15936/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шадриной О.Е.,
судей Балашевой В.Т. и Деминой Е.Г.,
протокол судебного заседания вела секретарь Хурина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2018 об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения, принятое по делу NА55-15936/2017 судьей Бунеевым Д.М., по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о взыскании задолженности,
с участием:
от заявителя - Мухаметшина Н.В., представитель (доверенность от 29.11.2016 N 127),
от иных лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", город Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара, о взыскании 17 894 руб. 34 коп., в том числе 15 364 руб. 11 коп. задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 28.02.2017 и 2 530 руб. 23 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2017, исковые требования Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" удовлетворены. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации взыскано 17 894 руб. 34 коп., в том числе 15 364 руб. 11 коп. задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 28.02.2017 и 2 530 руб. 23 коп. пени за период с 11.09.2014 по 14.06.2017, а также расходы по уплате государственной пошлины 2 000 руб.
17.11.2017 по делу выдан исполнительный лист серии ФС 020577784.
10.01.2018 Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, как орган, исполняющий решение, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения от 18.08.2017 по настоящему делу.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2018 отказано в удовлетворении ходатайства Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Самарской области об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2017 по делу N А55-15936/2017.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, просит определение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2018 отменить и разрешить вопрос по существу, исключив из резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2017 указание на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, и указав на взыскание за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущество в Самарской области на реализацию своих полномочий, или указав, что взыскание денежных средств подлежит исполнению в порядке статьи 242.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации, Управлением Федерального казначейства по Самарской области по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
При этом Министерство сослалось на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, в соответствии с которыми исполнение решения должно осуществляться не Министерством финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета, лицевого счета, в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы, просила определение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2018 отменить, заявление - удовлетворить.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверяется в соответствии со статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителя Управления Федерального казначейства по Самарской области, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанная норма права призвана обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и, соответственно, восстановление нарушенных прав лиц, обратившихся в суд за их защитой.
Доказательства того, что судебный акт по настоящему делу исполнен, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа главы 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетное исполнение судебных решений о взыскании денежных сумм реализуют специально уполномоченные финансовые органы - исполнительские агенты.
Согласно пункту 1 статьи 242.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 5.3 положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Росимущество.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.
Ввиду того, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в рассматриваемом деле выступало не от своего имени, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов, суд первой инстанции в решении указал на то, что денежные средства подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации (пункт 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах").
Частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из анализа положений статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право на обращение с заявлением о замене способа или порядка исполнения решения призвано обеспечить реальное исполнение судебного акта.
Заявление о замене способа или порядка исполнения решения подлежит удовлетворению в случае, когда будет установлено, что в противном случае реальное исполнение судебного акта и восстановление признанных судебным актом прав не будет достигнуто либо такое исполнение будет затруднено.
Изменение способа и порядка исполнения решения означает, что один вид исполнения заменяется другим, например, требование о возврате имущества, изготовлении вещи заменяется взысканием его стоимости (денежного эквивалента).
Действующим законодательством не предусмотрен перечень оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен с учетом всех обстоятельств дела определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта. При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Суд разрешает вопрос об изменении способа и порядка исполнения судебного акта с учетом указанных заявителем фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам, установленным статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Вместе с тем, изменение способа исполнения судебного акта не должно изменять его содержание.
При применении нормы части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не вправе заменить ответчика при изменении способа и порядка исполнения решения.
Обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит в соответствии с часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителе.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2017 указано на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
В этой связи указание в решении суда от 18.08.2017 на взыскание денежных средств с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации, не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебного акта, предусмотренный статьей 242.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.05.2009 N 1910/09.
Учитывая, что по настоящему делу исковые требования удовлетворены путем взыскания суммы задолженности с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации, а предусмотренных законом оснований для замены ответчика по делу на стадии исполнения вступившего в законную силу судебного акта, принятого по существу рассматриваемого спора, не имеется, поскольку Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств, которые свидетельствовали бы о затруднительности либо невозможности исполнения судебного акта о взыскании денежных средств, Арбитражный суд Самарской области пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2017.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое Управлением Федерального казначейства по Самарской области определение вынесено судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2018 об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения, принятое по делу N А55-15936/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Е. Шадрина |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15936/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июня 2018 г. N Ф06-34790/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34790/18
07.05.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4941/18
05.02.2018 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29384/18
05.10.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13241/17