г. Челябинск |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А47-12760/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кабаева Александра Ивановича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2018 по делу N А47-12760/2017 (судья Сердюк Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Кабаева Александра Ивановича - Касимов Т.Р. (доверенность от 30.08.2017, паспорт);
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Оренбургской области - Доронкина Е.А. (доверенность N 65 от 04.07.2017, служебное удостоверение);
общества с ограниченной ответственностью "УралНефтеСтрой" - Каплан Е.Л. (доверенность N 38 от 10.10.2017, паспорт).
Кабаев Александр Иванович (далее - заявитель, Кабаев А.И.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области, инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 23.08.2017 N 13972А о внесении в ЕГРЮЛ записи ГРН 2175658343200 в отношении ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ", об обязании Межрайонную ИФНС России N10 по Оренбургской области исправить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ записей о недействительности записи N2175658343200 в отношении ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Барановский Александр Владимирович (далее - Барановский А.В.), общество с ограниченной ответственностью "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ" (далее - общество, ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2018 (резолютивная часть объявлена 25.01.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кабаев А.И. не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Кабаев А.И. указывает, что каких либо собраний участников общества с целью смены генерального директора общества Пушкова Е.В. на Барановского А.В. не проводилось, уведомлений о проведении собраний участников общества с указанной повесткой дня Кабаев А.И. не получал. Несмотря на неоднократные устные и письменные возражения относительно предстоящей регистрации, которые были предоставлены в Межрайонную ИНФНС России N 10 по Оренбургской области, изменения все таки были зарегистрированы 23.08.2017. В ЕГРЮЛ балы внесена запись за ГРН 2175658343200 о том, что Барановский А.В. является генеральным директором общества. Вопреки положениям Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области, при наличии поданных возражений по форме Р38001, проверку достоверности сведений поданных Барановским А.В., включаемых в ЕГРЮЛ не проводили, регистрацию изменений не приостановила. Барановский А.В. на момент подачи заявления не являлся директором общества.
Протокольным определением от 03.05.2018 судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела отзывы Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области и ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ" на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Кабаева А.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, в полном объеме. Представители Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области и ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ" считают, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Барановский А.В., в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы посредством почтового отправления, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2006.
Участниками общества являются Кабаев А.И. (с долей в уставном капитале 50%) и Барановский А.В. (с долей в уставном капитале 50%).
Для государственной регистрации в электронном виде от имени Барановского А.В. 16.08.2017 в Межрайонную ИФНС России N 10 по Оренбургской области представлен пакет документов, предусмотренный п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), а именно заявление формы N Р14001, в отношении ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ".
По результатам рассмотрения представленного заявления и в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, налоговым органом было принято решение о государственной регистрации от 23.08.2017 N 13972А, а также внесена запись в ЕГРЮЛ N 2175658343200.
Не согласившись с решением о государственной регистрации от 23.08.2017 N 13972А, Кабаев А.И. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что до государственной регистрации участником общества, владеющим 50% уставного капитала, возражения по установленной приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ форме не представлялись.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Статья 17 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В силу пункта 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в статье 17 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации в том случае, если содержащиеся в этих документах сведения недостоверны. Необходимые для государственной регистрации изменения должны соответствовать требованиям законодательства и как составляющая часть государственных реестров, являющихся информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
На основании пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о том, что заявление в регистрирующий орган подано неуполномоченным лицом, в связи со следующим.
Как следует из пункта 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.
Пунктом 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (подпункт "а"); руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица (подпункт "в"); конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (подпункт "г"); иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (подпункт "д").
Учредитель или учредители юридического лица могут быть заявителями только при создании юридического лица (подпункт "б").
Таким образом, заявление о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, должно быть подписано руководителем постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции общего собрания участников, если согласно уставу общества решение этих вопросов не входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии со статьей 40 Закона N 14-ФЗ полномочия единоличного исполнительного органа общества возникают с момента его избрания компетентным органом управления общества. Аналогичные положения предусмотрены Уставом ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ" (п.9.2.3 Устава).
Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "д" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на дату обращения Барановского А.В. с заявлением по форме Р 14001 генеральным директором общества был избран Барановский А.В. (протокол общего собрания участников общества от 26.12.2016).
Следовательно, Барановский А.В. являлся лицом, уполномоченным подписывать заявление о государственной регистрации изменений в сведения о генеральном директоре ООО "УРАЛНЕФТЕСТРОЙ", в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания отказа в государственной регистрации таких изменений.
Заявление формы Р14001 было подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе, в установленном пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, принять решение о приостановлении государственной регистрации.
Таким образом, исходя из буквального толкования статьи 9 Закона N 129-ФЗ, решение о приостановлении государственной регистрации является правом, а не обязанностью регистрирующего органа.
Суд первой инстанции правомерно указал, что 22.08.2017 от Пушкова Е.В. поступило возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (форма N 38001, вх. N 14160А), согласно которому на основании протокола N 15 общего собрания участников общества от 17.07.2017 функции генерального директора с 15.08.2017 исполняет Пушков Е.В., при этом указанный протокол в налоговый орган как и в материалы дела не представлен.
На основании представленного пакета документов, инспекцией был вынесен отказ в государственной регистрации по вх. N 14160А, в связи с тем, что на основании пп. 8 п. 5 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2. статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения введений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц", обстоятельства, указанные в пунктах 2 и 4 Приказа не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случае если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица.
Возражения по установленной приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ форме до государственной регистрации от участника общества, владеющим 50% уставного капитала (Кабаева А.И.) не представлялись.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2018 по делу N А47-12760/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабаева Александра Ивановича - без удовлетворения.
Возвратить Кабаеву Александру Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 руб. 00 коп., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 06.03.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12760/2017
Истец: Кабаев Александр Иванович, Касимов Тимур Русланович (представитель истца)
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N10 по Оренбургской области
Третье лицо: Барановский Александр Владимирович, ООО "УралНефтеСтрой"
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8198/19
18.07.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4325/18
07.05.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3980/18
07.02.2018 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12760/17