город Ростов-на-Дону |
|
11 мая 2018 г. |
дело N А32-9242/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 по делу N А32-9242/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прометей",
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования город Краснодар; Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар,
принятое в составе судьи Боровика А.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прометей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), выразившееся в уклонении от представления обществу договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1120 кв. м с кадастровым номером 23:43:0412001:1781, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17, с разрешенным использованием: производственные базы, с ценой договора 132 184 рубля 19 копеек;
- обязать администрацию направить обществу договор купли-продажи с указанной ценой, а также документы, необходимые для проведения регистрационных действий в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (с учетом изменения предмета требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 признано незаконным оспариваемое обществом бездействие администрации, на которую возложена обязанность направить обществу договор купли-продажи с ценой земельного участка, определенной на дату подачи в уполномоченный орган заявления о его выкупе. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 решение от 06.02.2017 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2017 по делу N А32-9242/2016 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал, что исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, относящихся к публичной собственности, имеют только лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества (зданий и сооружений), расположенных на таких земельных участках. Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что общество является собственником легально возведенного (законно приобретенного) объекта недвижимости, право на который зарегистрировано за ним в установленном законом порядке. Соответствующие обстоятельства не устанавливались судами первой и (или) апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора.
Согласно части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Решением суда от 08.02.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от представления обществу с ограниченной ответственностью "Прометей" договора купли-продажи земельного участка с ценой договора 132184 рубля 19 копеек, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17, кадастровый номер 23:43:0412001:1781, общей площадью 1120 кв. м, с разрешенным использованием: производственные базы; обязал администрацию муниципального образования город Краснодар направить обществу с ограниченной ответственностью "Прометей" договор купли-продажи земельного участка с ценой договора 132184 рубля 19 копеек, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17, кадастровый номер 23:43:0412001:1781, общей площадью 1120 кв. м, с разрешенным использованием: производственные базы. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, признание поведения администрации в лице департамента бездействием органа местного самоуправления является ошибочным и несоответствующим нормам гражданского законодательства, департамент направил оферту в адрес общества о заключении договора на иных условиях. Податель жалобы указывает, что обществом нарушен досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, податель жалобы указывает, что на момент поступления в уполномоченный орган договора купли-продажи земельного участка с ценой договора 132184 рубля 19 копеек вступило в законную силу постановление главы администрации муниципального образования город Краснодар от 10.12.2015 N 1192 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края", в связи с чем департамент не праве был подписать договор с вышеуказанной ценой и направил договор в новой редакции с ценой 7549068,80 рублей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.05.2015 через многофункциональный центр общество обратилось в департамент с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Краснодар, ул. Новороссийская, 17 (т. 1, л.д. 10).
Администрацией принято постановление от 14.08.2015 N 5770 о предварительном согласовании обществу предоставления земельного участка в Карасунском внутригородском округе города Краснодара (т. 1, л.д. 11). Из содержания указанного постановления следует, что обществом были проведены работы по образованию земельного участка и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости. Образованному земельному участку присвоен кадастровый номер 23:43:0412001:1781, обществом получен кадастровый паспорт от 29.10.2015, в котором кадастровая стоимость участка установлена в размере 7 549 068 рублей 80 копеек (т. 1, л.д. 12-14).
Общество подготовило пакет документов для заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1781 и 12.11.2015 сдало их (через многофункциональный центр) в администрацию (т. 1, л.д. 76-80).
В установленный Земельным кодексом Российской Федерации (месячный) срок договор купли-продажи обществу не направлен.
В связи с изложенным общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из положений пункта 5 статьи 39.17 названного Кодекса следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 вышеуказанного Кодекса).
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2017 N 14-КГ17-12; от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104; от 28.04.2017 по делу N 305-ЭС16-19865; от 30.05.2017 по делу N 14-КГ17-12 и от 22.06.2017 по делу N 305-ЭС17-1863.
На дату обращения общества в администрацию действовало постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность не которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 226). В соответствии с указанным постановлением выкупная цена участка составляет 132 184 рубля 19 копеек.
Позднее постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 N 1192 внесены изменения в постановление N226 (далее - постановление N 1192). В соответствии с указанным постановлением выкупная стоимость участка должна составлять 7 549 068 рублей 80 копеек.
В силу пункта 3 постановления N 1192 постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Первая публикация произведена на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 11.12.2015.
Следовательно, указанное постановление вступило в силу 12.12.2015, в то время как пакет документов для заключения договора купли-продажи земельного участка сдан через многофункциональный центр в администрацию 12.11.2015.
Из материалов дела не следует, что в срок, установленный подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (не более тридцати дней с даты подачи обществом заявления о выкупе от 12.11.2015), уполномоченным органом рассмотрено поступившее заявление, им подготовлен и подписан проект договора купли-продажи (в трех экземплярах), который направлен для подписания заявителю. Копия проекта договора купли-продажи, представленная обществом в суд первой инстанции (без даты и подписи представителя администрации), как и направленные департаментом 18.02.2016 (то есть более чем через два месяца) в адрес общества проекты договоров (с ценой выкупа на основании постановления N 1192), соблюдение уполномоченным органом требований статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (применительно к сложившейся судебной практике) не подтверждают.
В связи с изложенным отклоняется довод подателя жалобы о том, что признание поведения администрации в лице департамента бездействием органа местного самоуправления является ошибочным и несоответствующим нормам гражданского законодательства, департамент направил оферту в адрес общества о заключении договора на иных условиях.
С учетом изложенного, судом первой инстанции верно установлено, что администрацией допущено незаконное бездействие, связанное с рассмотрением заявления общества (по подготовке проекта договора купли-продажи, его подписанию и направлению проекта указанного договора для подписания заявителю).
В своем постановлении от 9 августа 2017 г. по настоящему делу суд кассационной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции о допущенном администрацией бездействии по нерассмотрению обращения общества в установленные сроки и порядке, а также выводы о том, что выкупная цена земельного участка необходимо определить на дату обращения общества с заявлением в уполномоченный орган, то есть по состоянию на 12.11.2015.
Суд кассационной инстанции также признал ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1781 не может определяться в рамках заявленных обществом требований, рассматриваемых в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям. Цена выкупа спорного участка подлежит согласованию сторонами при заключении договора купли-продажи. Однако в данном случае условие о цене испрашиваемого обществом в собственность земельного участка, относящегося к публичной (государственной или муниципальной) собственности, не определяется по усмотрению сторон (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Выкупная стоимость спорного участка должна определяться в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что соответствует положениям пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса и абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, вопрос о цене выкупа земельного участка (применении к отношениям сторон постановления N 226 либо постановления N 1192) возник между сторонами (не был разрешен ими) еще до обращения общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
По этим же основаниям суд апелляционной инстанции признает необоснованным довод подателя жалобы о том, что настоящий спор возник из гражданский правоотношений, а обществом нарушен досудебный порядок урегулирования спора, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции. Настоящий спор вытекает из публичных правоотношений и рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Более того, как уже указано выше, общество обращалось в уполномоченный орган с заявлением о выкупе земельного участка, направив проект договора.
В силу абзаца второго пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции также указал, что исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, относящихся к публичной собственности, имеют только лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества (зданий и сооружений), расположенных на таких земельных участках.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, судом первой инстанции были истребованы и приобщены к материалам дела выписки из ЕГРН, согласно которым на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу, а именно: асфальтно-бетонное мощение, кадастровый номер 23:43:0412001:1706, и нежилое здание, кадастровый номер 23:43:0306002:2060.
Более того, наличие у общества объектов недвижимости на спорном земельном участке, его исключительное право на приобретение спорного земельного участка, площадь, необходимая для эксплуатации этих объектов, заинтересованными лицами не оспаривается, подобных доводов не заявлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества в части признания незаконными бездействия администрации и, руководствуясь положениям пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал администрацию направить в адрес общества договор купли-продажи спорного земельного участка с выкупной ценой 132184 рубля 19 копеек.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 по делу N А32-9242/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9242/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф08-5550/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Прометей"
Ответчик: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5550/18
11.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4910/18
08.02.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9242/16
09.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4732/17
24.04.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4678/17
06.02.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9242/16