г. Чита |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А78-18676/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-18676/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569, место нахождения: 673370, Забайкальский край, Шилкинский р-н, г. Шилка, ул. Богомягкова, 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Дева" (ОГРН 1027500988130, ИНН 7528001527, место нахождения: 673450, Забайкальский край, г.Балей, ул.Восточная, 3) о взыскании финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за май 2017 года в размере 500 руб., судебных расходов в размере 61 руб.
(суд первой инстанции - Н.В. Ломако),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) (далее также - заявитель, территориальный орган Пенсионного фонда, УПФР в г. Шилке (межрайонное), пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Дева" (далее также - заинтересованное лицо, страхователь, общество, ООО "Дева") о взыскании финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за май 2016 года в размере 500 руб., судебных расходов в размере 61 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дева" (ОГРН 1027500988130, ИНН 7528001527) финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за май 2017 года в размере 500 руб., судебных расходов в размере 61 руб. отказано.
В обосновании суд указал, что ООО "Дева" самостоятельно устранена ошибка в сведениях по форме СЗВ-М за май 2017 года по типу формы "исходная" путём подачи сведений по форме СЗВ-М за май 2017 года по типу формы "дополняющая". Следовательно, оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у территориального органа Пенсионного фонда не было. Кроме того, пенсионным фондом допущена неверная квалификация правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-18676/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ГУ-УПФР в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) требований.
Полагает, что поскольку сведения на одно застрахованное лицо отсутствовали в исходной форме сведений, а также поскольку учреждением данные сведения представлены за пределами сроков отчетной компании, то пенсионный орган правомерно квалифицировал данный вид правонарушения как представление неполных сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ за май 2017 г. и соответственно применил наказание в виде финансовых санкций в размере 500 рублей.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09 июня 2017 года ООО "Дева" представило в территориальный орган Пенсионного фонда сведения на 2 застрахованных лиц по форме СЗВ-М "исходная" за май 2017 года, 22 июня 2017 года представило сведения по форме СЗВ-М по типу формы "дополняющая" на 1 застрахованное лицо, ранее не указанное в исходной форме.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонным) составлен акт N 207S18170004259 от 26 июня 2017 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Акт содержит уведомление страхователя о дне и времени его рассмотрения. Акт N 207S18170004259 от 26 июня 2017 года направлен в адрес страхователя почтой 26 июня 2017 года.
По итогам рассмотрения акта N 207S18170004259 от 26 июня 2017 года заместителем руководителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) 04 августа 2017 года вынесено решение N 207S19170004909 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением N 207S19170004909 от 04 августа 2017 года ООО "Дева" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 500 руб. за представление страхователем неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Копия решения направлена в адрес страхователя 07 августа 2017 года.
05 сентября 2017 года территориальным органом Пенсионного фонда страхователю было выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01170480818. Требованием страхователю было предложено в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в размере 500 руб., начисленные решением N 207S19170004909 от 04 августа 2017 года, в срок до 25 сентября 2017 года. Требование N 207S01170480818 от 05 сентября 2017 года было направлено в адрес страхователя по почте.
В связи с неисполнением ООО "Дева" требования N 207S01170480818 от 05 сентября 2017 года УПФР в г.Шилке (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании в судебном порядке с общества финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за май 2017 года в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, общество в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. N 83п, за май 2017 года приходился на 15 июня 2017 года.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователь представил в территориальный орган Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М за май 2017 года с типом формы "исходная" по электронным каналам связи 09 июня 2017 года, то есть в установленный законом срок. Согласно материалам дела территориальным органом Пенсионного фонда страхователю по ТКС направлен положительный протокол приема сведений.
22 июня 2017 года ООО "Дева" представило в УПФР в г.Шилке (межрайонное) сведения по форме СЗВ-М за отчетный период май 2017 года с типом формы "дополняющая" на одно застрахованное лицо.
Территориальный орган Пенсионного фонда, посчитав данное обстоятельство как представление страхователем неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пришел к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 приведенного Закона.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводами пенсионного фонда в связи со следующим.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 06.02.2017 N 45549, вступила в силу 19 февраля 2017 года).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Дева" представило в территориальный орган Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М "исходная" за май 2017 года 09 июня 2017 года, а 22 июня 2017 года представило сведения по форме СЗВ-М по типу формы "дополняющая" на одно застрахованное лицо. Представление сведений подтверждаются извещениями о доставке и положительными протоколами проверки.
В материалах дела отсутствуют и в акте проверки N 207S18170004259 от 26 июня 2017 года не отражены факты выявления территориальным органом Пенсионного фонда ошибки, допущенной страхователем при представлении сведений СЗВ-М за май 2017 года по типу формы "исходная", заключающейся в непредставлении сведений на одно застрахованное лицо.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Дева" самостоятельно устранена ошибка в сведениях по форме СЗВ-М за май 2017 года по типу формы "исходная" путём подачи сведений по форме СЗВ-М за май 2017 года по типу формы "дополняющая". Следовательно, оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, у территориального органа Пенсионного фонда не было.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено следующее.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, состав правонарушения - непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок; а состав правонарушения - представление неполных и (или) недостоверных сведений, обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Как правильно указывает суд первой инстанции, территориальный орган Пенсионного фонда пришел к выводу о неполноте и недостоверности представленных страхователем 09 июня 2017 года сведений СЗВ-М за май 2017 года по типу формы "исходная" на 2 застрахованных лиц, в связи с тем, что 22 июня 2017 года страхователем были переданы сведения СЗВ-М по типу формы "дополняющая" на 1 застрахованное лицо.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь статьями 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что самостоятельное исправление недочетов, содержащихся в первоначально своевременно представленных ООО "Дева" сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за неполноту и недостоверность представленных сведений, поэтому требования о взыскании с ООО "Дева" финансовых санкций в размере 500 руб. удовлетворению не подлежат.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что законом установлена обязанность представлять сведения о каждом застрахованном лице, следовательно, и проверка сроков представления сведений и сами сведения проверяются применительно к каждому застрахованному лицу, поэтому и ответственность установлена в виде штрафа за каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд также исходит из того, что согласно ст.15 закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Апелляционный суд также отмечает, что отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, ст.15 закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
В связи с отказом в удовлетворении требований суд первой инстанции обоснованно отказал и во взыскании судебных расходов.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2018 года по делу N А78-18676/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.