г. Москва |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А41-103215/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Игнахиной М.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Саякиной Елены Леонардовны на решение Арбитражного суда Московской области от 15.02.2018, принятое судьей Гришиной Т.Ю. по делу N А41-103215/17 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Саякиной Елены Леонардовны к ТСЖ "Центр" об обязании установить узел учета по горячему водоснабжению,
при участии в заседании:
от истца - Зотова Т.В. по доверенности от 01.01.2018;
от ответчика -председатель правления Алексеев А.М. (протокол N 9 от 04.07.2017),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Саякина Елена Леонардовна обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ТСЖ "Центр" об обязании установить прибор учета по горячему водоснабжению по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Октябрьская, д. 11 и о взыскании денежных средств за неисполнение судебного акта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.02.2018 в удовлетворении требований отказано.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Саякиной Елены Леонардовны, в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Саякина Елена Леонардовна является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Октябрьская д. 11 помещение N 1 (свидетельство о праве собственности 50-АД N 703747).
Ответчик, являясь организацией, которая осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Октябрьская д. 11, установил 29.10.2013 в доме общедомовой коммерческий прибор учета тепловой энергии, который не позволяет учитывать тепловую энергию, разделяя её на два компонента (на отопление и производство горячего водоснабжения).
Как пояснил истец, в отсутствие расходомера горячей воды, не учитывается масса (объем) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения и узлы учета не позволяют определить количество потребленной тепловой энергии и количество теплоносителя, израсходованного на водоразбор ГВС из тепловой сети, что не соответствует требованиям, установленным в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".
Соответственно, при оплате квитанций, выставляемых ответчиком за потребленный коммунальный ресурс, истец переплачивает значительную сумму денежных средств, что, что мнению истца, является нарушением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Саякиной Е.Л.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения с исковым заявлением в арбитражный суд.
Отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 5 действие Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Положения Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем центрального водоснабжения.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам центрального снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 3 настоящих Правил установлены понятия закрытой и открытой водяных систем теплоснабжения.
Закрытая водяная система теплоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети.
Открытая водяная система теплоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, в многоквартирном доме N 11 по улице Октябрьская существует закрытая водяная система теплоснабжения, т.е. отбор горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети не производится.
Пунктом 5 данных Правил установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка.
Теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных настоящими Правилами (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 97 Правил в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;
б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;
в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
И только в открытых системах теплопотребления (в соответствии с пунктом 100 Правил) дополнительно определяются:
а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения;
б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В соответствии с пунктом 6 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется во всех точках поставки и точках приема, включая границы балансовой принадлежности между тепловой сетью и потребителя.
Пунктом 29 данного приказа установлено, что для закрытой системы теплоснабжения коммерческий учет расхода тепловой энергии, теплоносителя на объектах потребителя осуществляется в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности со стороны потребителя.
Прибор учета тепловой энергии, согласно утверждённой "Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", устанавливается на вводе и выходе тепловой энергии на границе балансовой принадлежности между поставщиком тепловой энергии и потребителем ТСЖ "Центр". Установка счетчиков в иных местах не предусмотрена, поскольку при закрытой системе теплоснабжения забор горячей воды на нужды горячего водоснабжения из системы теплоснабжения не производится, а нагрев холодной воды до нормативной температуры для обеспечения жителей дома горячим водоснабжением происходит в теплообменнике индивидуального теплового пункта многоквартирного дома.
В связи с чем, довод истца о применении пункта 36 Правил к спорным правоотношениям несостоятелен, поскольку пункт 36 регулирует процесс отбора горячей воды из систем центрального теплоснабжения, который применяется при открытой системе теплоснабжения и именно в этом случае предусмотрена установка теплосчетчиков горячей воды в узле учета индивидуального теплового пункта многоквартирного дома.
Согласно представленным в материалы дела документам, для учета количества тепловой энергии, поступающей в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Октябрьская д.11, техническими условиями N 23 от 06.08.2013 и рабочим проектом 421-Т предусмотрена установка общедомового прибора коммерческого учета тепловой энергии, потребляемой ТСЖ "Центр" и расходуемой на теплоснабжение многоквартирного дома и, в том числе, на нужды отопления и на изготовление горячей воды.
Технические условия на узел учёта тепловой энергии в индивидуальном тепловом пункте многоквартирного дома выданы теплоснабжающей организацией ЗАО "Воскресенские тепловые сети", рабочий проект проверен и также утверждён ЗАО "Воскресенские тепловые сети".
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в составе индивидуального теплового пункта многоквартирного дома принят теплоснабжающей организацией, о чем составлены соответствующие документы.
В отношении доводов истца о неправомерном начислении денежных средств, установлено следующее.
Понятие горячего водоснабжения содержится в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под которым понимается приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 названного Федерального закона нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации,
Организация подачи абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Подобные отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qrn - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q-одн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi-п и Qi-одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В соответствии со статьями 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Истец в нарушение положений статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика обязанности установить прибор учета по горячему водоснабжению, не представил.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 февраля 2018 года по делу N А41-103215/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.