Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. N 20АП-1942/18
г. Тула |
|
15 мая 2018 г. |
Дело N А09-15119/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии в судебном заседании представителей от заявителя Воробьева Д.В. (доверенность от 10.07.2017 N 10, паспорт), от заинтересованного лица Головина В.Н. (доверенность от 19.01.2018 N 03-09/01945, удостоверение), Михеева И.А. (доверенность от 21.11.2017 N 03-09/45336, удостоверение), Зайцевой К.В. (доверенность от 12.01.2018 N 03-09/00694, удостоверение), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Букмекер Паб" на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2018 по делу N А09-15119/2017, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Букмекер Паб" (г. Брянск, ОГРН 1097746541144, ИНН 7743754297) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) о признании незаконным и отмене постановления N 73 о назначении административного наказания от 10.10.2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Букмекер Паб" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Брянску (далее - инспекция, налоговый орган) о назначении административного наказания 10.10.2017 N 73.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2017 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, не учтены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. По мнению апеллянта, обстоятельства дела изучены неполно, существенные обстоятельства не доказаны, представленным доказательствам не дана надлежащая оценка.
Общество настаивает, что возбуждение настоящего дела (составление протокола) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ относилось к исключительной компетенции Федеральной налоговой службы, а не к ее территориальному органу.
Инспекция в представленном отзыве по доводам жалобы возражала, просила оставить решение суд без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в ИФНС России по г. Брянску поступили письма Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) от 24.05.2017 N 04-02-01/9934, от 12.07.2017 N 04-00-06/13717, согласно которым ООО "Букмекер Паб" в течение длительного времени, а именно с 07.07.2016 по 25.08.2016, с 06.09.2016 по 12.01.2017, с 19.01.2017 по 03.05.2017, с 11.05.2017 по 10.07.2017, не принимало мер по сверке клиентов (участников азартных игр) с актуальной версией Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, что влечет не выявление операций (при приеме ставок, выплате выигрышей) с клиентами (участниками азартных игр) в нарушение требований ст. 4, пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), что свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в ООО "Букмекер Паб" в указанный период.
В ходе анализа поступившей из Росфинмониторинга информации установлено, что обществом не производилось на постоянной основе использование личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет" для работы с вышеуказанным перечнем.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении общества 12.09.2017 составлен протокол N 184 об административном правонарушении по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник инспекции 10.10.2017 вынес постановление N 73 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая вышеуказанное постановление незаконным, общество обратилось с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Нормами, содержащимися в пункте 1 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", на организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований возложена обязанность принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши, суммы которых превышают размер дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
Положения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" направлены на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно статье 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации незаконных доходов, относятся:
организация и осуществление внутреннего контроля;
обязательный контроль;
запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ суд первой инстанции верно заключил, что общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как установлено п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ деятельность ООО "Букмекер Паб", а именно получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх по своему характеру, относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в том числе: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 утверждены "Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 20 Правил информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 21 Правил доведение информации, предусмотренной пунктом 20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.
Через личные кабинеты на официальном сайте информация, предусмотренная пунктом 20 настоящих Правил, доводится также до адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Юридическим и физическим лицам, не указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, обеспечивается ограниченный доступ к информации об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, посредством размещения такой информации в соответствующем разделе официального сайта.
Таким образом, порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном интернет - сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru. В свою очередь, доведение информации об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму осуществляется путем обеспечения доступа к такой информации через личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.
Актуальная информация о включении в Перечень или об исключении из Перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в Перечне сведения об организациях и (или) физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в Перечень, размещенная Росфинмониторингом на официальном сайте, была внесена в следующие даты: 07.07.2016,12.07.2016, 19.07.2016, 26.07.2016, 02.08.2016, 09.08.2016, 17.08.2016, 25.08.2016, 06.09.2016, 13.09.2016, 21.09.2016, 29.09.2016, 06.10.2016, 12.10.2016, 20.10.2016, 27.10.2016, 02.11.2016, 10.11.2016, 17.11.2016, 24.11.2016, 01.12.2016, 08.12.2016, 15.12.2016, 20.12.2016, 29.12.2016, 12.01.2017, 19.01.2017, 26.01.2017, 02.02.2017, 09.02.2017, 16.02.2017, 28.02.2017, 07.03.2017, 16.03.2017, 23.03.2017, 30.03.2017, 06.04.2017, 13.04.2017, 20.04.2017, 27.04.2017, 04.05.2017, 11.05.2017, 18.05.2017, 25.05.2017, 31.05.2017, 08.06.2017, 15.06.2017, 22.06.2017, 29.06.2017, 06.07.2017. При этом административным органом установлено, что общество обращалось к указанному сайту только 26.08.2016, 13.01.2017, 04.05.2017, следовательно, обществом не производилось на постоянной основе использование личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет" для работы с вышеуказанным перечнем.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в ООО "Букмекер Паб" в указанный период.
Таким образом факт нарушения обществом требований ст. 4, пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ подтвержден материалами дела.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в рассматриваемом случае состоит в том, что при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей общество могло предпринять своевременные меры по недопущению выявленных нарушений.
При этом суд первой инстанции справедливо отметил, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вмененного административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения заявителем предъявляемых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Изложенные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Доводу заявителя о том, что в отсутствие соответствующих полномочий у должностных лиц ИФНС России по г.Брянску по возбуждению дела об административном правонарушении, поступившие из Росфинмониторинга материалы являлись лишь основанием к назначению внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", была дана надлежащая оценка судом первой и довод был правомерно отклонен.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение), Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Пунктом 5 Положения определены полномочия Федеральной налоговой службы в установленной сфере деятельности, в число которых входит осуществление контроля и надзора за: исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля (п. 5.1.10. Положения).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении типовых положений о территориальных органах федеральной налоговой службы" Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как следует из вышеизложенного, представленная Росфинмониторингом информация свидетельствовала о неисполнении ООО "Букмекер Паб" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.5, частью 5 статьи 14.13, статьей 15.1, частями 1 - 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьей 19.7.6 настоящего Кодекса.
Таким образом, в силу указанных норм права должностные лица инспекции наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Поскольку Росфинмониторинг представил сведения о конкретном событии административного правонарушения, совершенного ООО "Букмекер Паб", у инспекции не возникла необходимость для назначения и проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Суд первой инстанции проверил порядок привлечения заявителя к административной ответственности и верно отметил, что протокол и постановление вынесены уполномоченными должностными лицами, нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 отсутствуют.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ с учетом смягчающего ответственность обстоятельства.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.03.2018 по делу N А09-15119/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.