г. Чита |
|
17 мая 2018 г. |
дело N А10-210/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Макарцева А.В., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черниковой Н.М., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27.02.2018 по делу N А10-210/2016 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Восточно-Сибирской железной дороги (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107144, г. Москва, ул. Нов. Басманная д. 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Крона" (ОГРН 1060306005803, ИНН 0306014314, адрес: 671332, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Дорожная, 1 А) о взыскании денежных средств (суд первой инстанции: судья Усипова Д.А.),
с участием в судебном заседании представителя истца Барсук М.В., действовавшего по доверенности от 15.03.2018 N ВСЖД-95 в порядке передоверия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью "Крона" (далее - ответчик) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованием о взыскании 156 450 руб. неустойки на основании пункта 4 § 3 статьи 16 СМГС за несоответствие сведений о массе груза в перевозочном документе, повлекшее занижение провозных платежей.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27.02.2018 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 78 225 руб. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик его обжаловал в апелляционном порядке, просил решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что истец не доказано превышение массы груза против сведений в перевозочном документе. Полагал, необоснованными выводы суда первой инстанции об обязательности применения при контрольной перевеске груза Рекомендации МИ 3115-2008. Применение рекомендаций МИ 3115-2008 к проверке данных, полученных расчетным методом, дает неверный результат. По мнению ответчика, учитывая свойства груза в вагоне спорной перевозки - пиломатериалы, масса груза при контрольном взвешивании должна определяться с учетом погрешности весов 2%, предусмотренной Рекомендацией МИ 3115-2008 и погрешности измерения лесопродукции 5%, предусмотренной Методикой осуществления таможенного оформления и таможенного контроля лесо- и пиломатериалов. Сослался на то, что размер неустойки значительно превышает сумму возможных убытков истца, расхождение в размере провозной платы составило 247 руб., что в 316 раз меньше размера удовлетворенных исковых требований.
Истец в отзыве на доводы жалобы возражал, полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца изложил возражения на апелляционную жалобу.
Ответчик извещен о начавшемся судебном процессе, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направил. При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителя ответчика не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, по транспортной железнодорожной накладной N 20219648 истец (перевозчик) принял от ответчика (отправителя) к перевозке со станции Новоильинский Восточно-Сибирской железной дороги до станции назначения Эрлянь Китайской железной дороги в вагоне N 55132740 груз - пиломатериалы, распиленные или расколотые вдоль разделенные на слои или лущеные.
В транспортной железнодорожной накладной N 20219648 ответчик указал массу груза в вагоне в размере 62 505 кг, определенную по обмеру.
При контрольной перевеске груза в вагоне на промежуточной станции Наушки Восточно-Сибирской железной дороги на вагонных весах РТВ-Д истец определил массу груза в вагоне в размере 67 500 кг. С учетом предельного расхождения в результате измерения массы нетто 3,11% согласно Рекомендации МИ 3115-2008 масса груза в вагоне составила 65 556 кг, что на 3 051 кг больше массы груза по перевозочному документу. Указание ответчиком в перевозочном документе неправильных сведений о массе груза повлекло занижение провозной платы на 247 руб. Результат перевески груза в вагоне оформлен коммерческим актом от 19.08.2015 N ВСБ1505862/2474. Провозная плата, рассчитанная с учетом установленной истцом массы груза в вагоне при контрольной перевеске, составила 31 290 руб.
Предметом спора в деле стало взыскание истцом с ответчика не уплаченной 156 450 руб. неустойки за занижение провозных платежей на основании пункта 4 § 3 статьи 16 СМГС в параграфе 1 статьи 23 СМГС.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями части 3 стать 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 7, статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3, пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", § 1 статьи 8, § 3, 4 статьи 14, пункта 4 § 3 статьи 16, статьи 29 Соглашения о международном грузовом сообщении, статьи 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Суд учел правовые позиции, сформулированные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, в пункте 1 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктах 2, 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации". Суд исходил из обоснованности требований по праву и по размеру, наличия основания для уменьшения неустойки в связи с ее несоразмерностью предполагаемым последствиям допущенного ответчиком нарушения обязательства. С учетом отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наступлении негативных имущественных последствий для истца суд уменьшил неустойку на 50% от отыскиваемой суммы.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, решение суда первой инстанции полагал правильным.
Ввиду того, что отношения сторон возникли из договора перевозки груза железнодорожным транспортом, к ним применимы положения главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав). Перевозка грузов в прямом международном сообщении между железными дорогами России и Китая осуществляется на условиях, установленных Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Поскольку груз принят к перевозке в прямом международном сообщении из России в Китайскую Народную Республику, к правоотношениям сторон подлежат применению положения Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) в редакции, действующей в спорный период.
В соответствии с § 1 статьи 16 СМГС (в редакции, действовавшей в спорный период) отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной, и несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Согласно пунктом 4 § 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает занижение размер провозных платежей. Неустойка в рассматриваемом случае взыскивается в соответствии со статьей 31 СМГС.
Право перевозчика проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, закреплено в § 1 статьи 23 СМГС.
В силу § 5 статьи 19 СМГС определение массы груза производится в соответствии с Правилами перевозок грузов (приложение N 1 к СМГС).
Положения пунктов 4.3 и 4.7 Правил перевозок грузов допускают возможность определения отправителем общей массы груза (брутто), погруженного в вагон, различными способами (как расчетным, так и путем взвешивания) с учетом особенностей груза и технической возможности, если иное не предусмотрено национальным законодательством, действующим в стране отправления груза.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных положений СМГС, определение массы перевозимого груза производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления.
Поскольку в данном случае железной дорогой отправления является российская железная дорога, то Рекомендация МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденная ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования 20.05.2008, подлежит применению при решении вопроса о наличии факта искажения сведений о массе груза, если не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 16398/12, пункта 6 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
В силу пункта 8.1.1 данной Рекомендации вагонные весы для взвешивания в движении включены в перечень средств измерений при определении массы груза, перевозимого железнодорожным транспортом. При этом запрет на использование перевозчиком при определении массы груза иных методов взвешивания вагона, например, во время движения вагона на вагонных весах, тем более, когда такие весы специально предназначены именно для такого метода, в Рекомендации отсутствует.
Стало быть, истец определил массу груза в вагоне допустимым способом.
При определении фактической массы груза истец учел предельно возможную погрешность в результатах взвешивания в размере 3,11% в соответствии с пунктами 6.2.4.3 и 7.3.2 Рекомендации МИ 3115-2008 (таблица А1), применяемыми, когда масса груза нетто на станции отправления определена по обмеру, а на станции назначения перевозчиком проверена на вагонных весах, как в рассмотренном случае.
Ответчик не представил доказательств того, что использование предельного расхождения в результатах измерения массы груза, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008, приводит к ошибочному или недостоверному результату. Субъективное мнение истца о том, что истец неправильно определил массу груза в вагоне при контрольной перевеске с использованием Рекомендацией МИ 3115-2008 само по себе не является основанием пересмотра выводов суда первой инстанции и для отмены решения суда.
О нарушении грузоотправителем Правил перевозки грузов (приложение N 1 СМГС) будет свидетельствовать то обстоятельство, что перевозчик при проверке массы груза использовал тот же способ, что и отправитель, либо иной предусмотренный законом способ, однако выявленные расхождения превысили допустимые погрешности (пункт 6 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Положениями пункта 35.4 Правил перевозки грузов (приложение N 1 СМГС) предусмотрено, что если при проверке массы груза констатируют несоответствие массы груза данным, указанным в накладной, коммерческий акт составляют только в том случае, когда уменьшение массы груза превышает нормы, установленные в статье 43 "Ограничение ответственности при недостаче массы груза" СМГС, а излишек массы груза, перевозимого насыпью или навалом, превышает 1%, для остальных грузов - 0,2% от массы груза, указанной в накладной.
Указанные в статье 43 СМГС и пункте 35.4 Правил перевозки грузов (приложение N 1 СМГС) коэффициенты установлены в целях исключения случаев составления коммерческих актов по незначительным расхождениям массы груза. Таким образом, превышение данных коэффициентов является основанием для составления коммерческого акта.
Груз в спорной отправке перевозился навалом, следовательно, в силу положений пункта 35.4 Правил перевозки грузов коммерческий акт подлежал составлению только в том случае, когда излишек массы груза превышает 1%.
Поскольку разность между результатами измерений массы груза (нетто) на станции назначения и на станции отправления составила 3 051 кг (65 556 кг - 62 505 кг), что превышает нормы, установленные в статье 43 СМГС (1% = 625 кг), у истца имелись законные основания для составления коммерческого акта.
Материалами дела подтверждено указание ответчиком в перевозочном документе недостоверных сведений о массе груза и это повлекло занижение провозных платежей.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требования истца о взыскании неустойки.
Доводы жалобы об изменении массы лесопродукции, исходя из влажности и температуры окружающей среды, отклонены ввиду следующего.
Обязанность учитывать факторы, влияющие на изменение массы лесопродукции, возлагается на отправителя. Однако, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик, указывая на применение им обмерного способа определения массы груза не доказал фактическое применение данного способа и соблюдение технологии (использование поверенных приборов измерения и применение допустимых методов). Так как для применения обмерного способа необходимо использовать значение объемной массы (плотности) и геометрических параметром (длина, ширина, высота), то необходимо знать определенное значение влажности. Сведения о влажности перевезенного груза (протокол определения влажности, отчет о работе влагомера, иные показания аттестованного и поверенного прибора) в материалах дела отсутствовали.
По изложенным причинам доводы жалобы не соответствующие фактически обстоятельствам и основанные на неправильном толковании закона не могли повлиять на вынесенное судом решение по делу.
Суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых доводами апелляционных жалоб, и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"). Стороны не указали доводы, и у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания к отмене решения в части отказа в удовлетворении исковых требований в связи уменьшением неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 3 000 руб. расходов на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены на заявителе.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2018 года по делу N А10-210/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Макарцев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.